Анализ учебных и учебно-методических пособий

Общие указания по выполнению работ

· Для выполнения практических занятий по МПИ необходимо завести отдельную общую тетрадь (48 листов).

· Все ответы на вопросы и задания лабораторных работ выполняются в тетради.

· Если задания выполняются на компьютере, они должны быть распечатаны на листах формата А5 и вклеены в тетрадь, при этом преподавателю сдаются также в электронном виде.

· Выполнение всех предусмотренных учебным планом работ является основанием для зачета или допуском к экзамену.


ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1


Нормативные документы по курсу информатики

Цели:

1) знакомство с нормативными документами по изучению курса информатики и ИКТ;

2) формирование навыков работы с нормативными документами и их анализа.

Материалы:

1) программа основного общего образования «Информатика и ИКТ» 5-6 классы [8];

2) программа основного общего образования «Информатика и ИКТ» 7-9 классы [9];

3) программа основного общего образования «Информатика и ИКТ» 10-11 классы [10].

 

Ход работы.

1. Скачайте с сайта mondnr.ru рабочие программы основного общего образования «Информатика и ИКТ» и выпишите в тетрадь цели и задачи, на достижение которых направлено изучение информатики.

2. Изучите содержание программ и выпишите в тетрадь основные содержательные линии и содержательно-структурные компоненты каждой ступени обучения.

3. Используя примерную программу, заполните таблицу 1.1 для каждой ступени обучения по приведенной ниже схеме:

Таблица 1.1

Содержательные линии курса информатики.

Содержательная линия (содержательно-структурный компонент) Кол-во часов Основные понятия Требования к уровню подготовки учащихся (знать, уметь, владеть) Практические работы
         

 

Контрольные вопросы

1. Исторические предпосылки и становление школьной информатики. Приведите дату введения в средних школах предмета ОИВТ.

2. Приведите определение информатики как науки. Когда она возникла и на какой основе?

3. Что является предметом и объектом информатики.

4. Цели и задачи обучения информатике в средней школе.

5. Перечислите основные компоненты алгоритмической культуры учащихся.

6. Приведите компоненты, составляющие содержание компьютерной грамотности школьников.

7. Приведите компоненты информационной культуры.

8. Приведите 3‐х этапную структуру курса информатики и ИКТ, рекомендованную Министерством образования ДНР.

9. Проанализируйте программы основного общего образования и выпишите число недельных часов на изучение информатики в каждом классе.

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2

Планирование учебного процесса по информатике

Цель: на основе анализа учебных программ по информатике и ИКТ сформировать умение составления тематического планирования и календарного плана учебной работы; выделения основных знаний, умений и навыков, приобретаемых учащимися, при изучении каждой темы.

Материалы:

1. программа основного общего образования «Информатика и ИКТ» 5-6 классы [8];

2. программа основного общего образования «Информатика и ИКТ» 7-9 классы [9];

3. программа основного общего образования «Информатика и ИКТ» 10-11 классы [10].

 

Ход работы

1. На основе предыдущего анализа программ основного общего образования «Информатика и ИКТ» составьте календарно тематическое планирование учебно-воспитательной работы по информатике в виде таблицы 2.1. Предварительно выберите для себя в каком классе и в какой день недели будет проходить занятие. Ознакомьтесь с графиком учебного процесса (каникулы, праздничные дни).

2. Составьте календарный план учебно-воспитательной работы по информатике.

a) Выберите учебник (учебно-методический комплект) и раздел курса информатики для выбранного вами класса.

b) Составьте примерный календарный план учебно-воспитательной работы по информатике, включающий выбранный Вами раздел, в соответствии с Таблицей 2.2 (примерная структура курса информатики представлена в программе основного общего образования «Информатика и ИКТ»).

Таблица 2.1

Календарно-тематическое планирование уроков информатики в ___ классе

__ часов (__ часа в неделю)

№ урока Тема урока Дата
  Раздел 1. _____________________(___ ч.)  
     
  Раздел 2. ______________________ (___ ч.)  
     

 

Таблица 2.2

Календарный план учебно-воспитательной работы в __ классе по информатике

на 1 полугодие 20__/20__ учебного года.

Темы уроков Тип урока Основное содержание Вид контроля на уроке Домашнее задание
           

 

Контрольные вопросы

1. Перечислите условия использования метода проектов в обучении информатике.

2. Предложите свои темы проектов для учащихся основной и старшей школы.

3. Перечислите виды контроля в преподавании информатики.

4. В чём состоят недостатки тестового контроля?

5. Чем отличается оценка от отметки?

6. Какие формы обучения используются при преподавании информатики?

7. Назовите типы уроков по информатике.

8. Почему чаще всего применяется комбинированный урок?

 

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 3

Анализ учебных и учебно-методических пособий

Цели:

1) сравнить уровень и содержание учебников по информатике с 1985 года по настоящее время;

2) выявить тенденции развития учебников по информатике.

Материалы:

1. программа основного общего образования «Информатика и ИКТ» 5-6 классы [8];

2. программа основного общего образования «Информатика и ИКТ» 7-9 классы [9];

3. программа основного общего образования «Информатика и ИКТ» 10-11 классы [10].

4. рекомендованные учебники по информатике и ИКТ [1-5, 9, 12,13]

 

Ход работы

1. Выберите учебник из списка, рекомендованного в программе основного общего образования «Информатика и ИКТ». Заполните таблицу 3.1. Содержательные линии (содержательно-структурные компоненты) для каждой ступени обучения Вы выписывали в первой лабораторной работе.

 

Таблица 3.1

Содержание учебников по информатике

Учебник (комплект учебников)

Состав комплекта: (отметьте наличие пособия для учителя)

Содержательная линия (содержательно-структурный компонент) Не рассматриваются вопросы: Сверх обязательного минимума:
     
     
Необходимое ПО:    

 

2. Проведите письменный анализ учебника по схеме:

1) Автор, название, год издания.

2) Структура учебника (главы, параграфы и т.д.).

3) Содержание отдельных пунктов учебника:

а) соответствие программе по содержанию и объему учебного материала;

б) наличие вопросов для самоконтроля.

4) Анализ задач и упражнений учебника:

а) достаточно ли задач и упражнений, для закрепления теоретического материала и самостоятельной работы;

б) расположены ли они с нарастанием трудности их решения;

в) соответствует ли задачи целям воспитания учащихся;

г) имеются ли задачи для устных вычислений и задачи повышенной сложности; задачи с занимательным и историческим содержанием?

5) Доступность изложения содержания учебного материала; его убедительность; красочность; простота и т.п. Приведите примеры.

6) Иллюстрации учебника (схемы, рисунки, графики и т.п.), их качество и правильность расположения.

7) Реализация межпредметных связей курса информатики.

8) Особенности и методические отличия учебника от учебников других авторов.

9) Ваше мнение об учебнике.

 

Контрольные вопросы

1. Сравните содержание выбранного учебника и программы основного общего образования. Насколько они соответствуют друг другу?

2. Сопоставьте содержание учебного материала одной из тем в учебниках разных авторов и в программе.

3. Раскройте особенности журнала «Информатика и образование»: его структура, разделы, их значение и помощь в работе учителя информатики и ИКТ.

4. Какой по Вашему мнению должна быть структура учебника по информатике?

5. Приведите фамилии авторов учебников по базовому курсу информатики и ИКТ (для всех ступеней обучения).

6. По какому учебнику Вы изучали информатику в школе? Проанализируйте его.

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: