Цели:
1) изучить возможности и функции внеклассной работы для формирования личности учащихся
2) сформировать умение разработки внеклассных мероприятий.
Материалы:
1. программа основного общего образования «Информатика и ИКТ» 5-6 классы [8];
2. программа основного общего образования «Информатика и ИКТ» 7-9 классы [9];
3. программа основного общего образования «Информатика и ИКТ» 10-11 классы [10].
4. рекомендованные учебники по информатике и ИКТ [1-5, 9, 12,13]
5.
Ход работы
1. Разработайте материалы для внеклассной работы по выбранной Вами теме.
2. Разработайте план-конспект внеклассного мероприятия.
3. Составьте планирование внеклассной деятельности на текущий учебный год (для выбранного класса) по таблице 6.1.
Таблица 6.1
План внеклассной работы по информатике в ___ классе на __ полугодие 20__- 20__ уч.г.
Тип внеклассной работы | Тема занятия | Дата проведения |
факультатив | Решение занимательных задач | |
… | … | |
Неделя информатики | ||
Сообщение | Открытие недели информатики | |
олимпиада | ||
… | … | ….. |
турнир | Завершение недели информатики | |
факультатив | … | …. |
|
|
Примечания:
1) Факультативные занятия проводятся 1 раз в месяц.
2) Желательно, чтобы темы факультативных занятий были связаны с изучаемым программным материалом.
Контрольные вопросы
1. Формы и виды внеклассной работы.
2. Особенности внеклассной работы по информатике и ИКТ.
3. Методика организации внеклассной работы.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
Тема № 1 Методическая система обучения информатике
1. Методика преподавания информатики как раздел педагогической науки и как учебный предмет подготовки учителя.
2. Современный учитель информатики и ИКТ: каким он должен быть?
3. Исторические предпосылки и становление школьной информатики. Динамика содержания и целей обучения информатике.
4. Информатика как учебный предмет. Структура курса информатики и ИКТ в школе.
5. Цели и задачи обучения информатике и ИКТ.
6. Влияние информатики на содержание и методы преподавания школьных дисциплин.
Тема №2 Школьный кабинет информатики и ИКТ
1. Функциональное назначение и оборудование кабинета информатики и ИКТ.
2. Организация работы в кабинете информатики и ИКТ.
3. Локальная сеть в школе, ее функции и дидактические возможности.
4. Комплексное использование средств обучения в школьном кабинете информатики.
5. Какие журналы должны быть в кабинете информатики и ИКТ?
6. Перечислите вредные факторы, могущие иметь место при работе учащихся в кабинете информатики и ИКТ?
7. Какие виды инструктажа обязан проводить учитель информатики и ИКТ?
|
|
8. Каковы функции заведующего кабинетом информатики и ИКТ?
Тема №3 Средства обучения информатике
Исходя из выбранного индивидуального задания, изучите литературу, подготовьте короткое сообщение по заданию и фрагмент урока с использованием определенного средства наглядности.
1. Плакат и его особенности.
2. Инструкции, виды инструкций.
3. Учебное кино и видео.
4. Текст на экране компьютера. Особенности восприятия, цветовые сочетания, композиция и т.д.
5. Гипертекст.
6. Мультимедиа.
7. Работа с тетрадями на печатной основе [6-8] по информатике.
8. Опорные конспекты (листы).
9. Использование ресурсов Internet в преподавании информатики (Сеть как объект и субъект учебного процесса, ее возможности для организации самостоятельной работы учащихся).
Тема № 4 Программное обеспечение курса информатики
1. Распространенные операционные системы в школьных персональных компьютерах. Их сравнительная характеристика.
2. Бейсик (семейство бейсиков). Характеристика свойств языка.
3. Паскаль. Характеристика свойств языка.
4. Системы объектно-ориентированного программирования.
5. Средства обработки текстов. Сравнительный анализ редакторов и требования к ним.
6. Графические редакторы. Свойства графического редактора, важные при обучении.
7. Табличные процессоры. Их возможности в обучении информатике.
8. Системы управления базами данных. Возможные применения СУБД в школе.
9. Программные средства компьютерных коммуникаций. Назначение и классификация.
Тема № 5 Формы и методы обучения информатике.
Подготовьте выступление по теме индивидуального задания и продемонстрируйте фрагмент урока на примере изучения одной из тем по информатике.
1. Иллюстрация и демонстрация. В чем их различие на экране компьютера?
2. Анализ и синтез в преподавании информатики.
3. Индукция и дедукция.
4. Аналогия на уроках информатики.
5. Абстракция и конкретизация.
6. Игровые методы в преподавании информатики (деловые, организационно-деятельностные, ролевые и т.п.). Подготовка к ним.
7. Школьная лекция.
8. Семинар и его возможности. Способы проведения семинара.
9. Лабораторная работа по информатике.
10. Индивидуальный практикум.
11. Парная работа.
12. Групповые формы деятельности учащихся.
Тема №6 Система организационных форм обучения
Подготовьте описание нетрадиционного урока выбранного типа.
1. Нетрадиционные уроки: урок-альманах, урок ‑ деловая игра, урок-диалог, урок-диспут, урок-инсценировка, урок интересных сообщений, интернет-урок, урок-исследование, урок-консультация, урок-конференция, урок ‑ «круглый стол», повторительно-обобщающий диспут, урок-практикум, урок-презентация, урок-путешествие, урок решения ключевых задач, урок ‑ ролевая игра, урок-семинар, урок сказка, урок-соревнование, творческая практическая работа, театрализованный урок, урок - устный журнал, урок-экскурсия, урок экспедиция и т.п.
2. Урок с использованием метода проектов.
3. Интегрированные уроки: информатика + физика, информатика + математика, информатика + ИЗО и т.п.
4. Урок ‑ телекоммуникационный проект (викторина, олимпиада и т.д.).