Глава 2. Практические рекомендации по отработке темпа речи

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина»

Филологический факультет

Кафедра русской словесности и межкультурной коммуникации

 

 

Реферат

ОТРАБОТКА ТЕМПА РЕЧИ В ПОСЛОВИЦАХ И ПОГОВОРКАХ

Направление подготовки: 45.03.01 Филология

Профиль подготовки: Отечественная филология

  Автор работы: Лихачева Елизавета Владимировна студентка группы ОФ-17 ___________________________
  Научный руководитель: Будник Екатерина Александровна, канд. пед. наук, доцент ___________________________
   

Москва

2020

Оглавление:

 

Введение........................................................................................................3 стр

Глава 1. Теоретические основы, необходимые для понимая принципов отработки темпа речи...........................................................................................4 стр

§1. Понятие темпа речи................................................................................4 стр

§2. Понятия пословицы и поговорки..........................................................5 стр

Глава 2. Практические рекомендации по отработке темпа речи.............7 стр

§1. Примеры удачного и неудачного использования темпа речи в пословицах и поговорках.....................................................................................7 стр

§2. Принципы работы над темпом речи в пословицах и поговорках......9 стр

§3. Примеры текстов для отработки темпа речи.....................................10 стр

Заключение..................................................................................................14 стр

Список источников.....................................................................................15 стр

 

Введение

 

Актуальность работы обусловлена необходимостью систематизировать рекомендации по отработке темпа речи в пословицах и поговорках.

Объект исследования: методика выработки техники выразительной речи.

Предметом исследования являются способы отработки темпа речи в пословицах и поговорках.

Цель: систематизировать методы отработки темпа речи в пословицах и поговорках.

Задачи работы:

• Проанализировать существующие методические материалы по отработке темпа речи;

• Вывести универсальные рекомендации для отработки темпа речи в пословицах и поговорках.

Работа состоит из введения, двух глав и заключения. Объём реферата составляет 15 страниц. Список источников включает в себя 11 наименований.

 

Глава 1. Теоретические основы, необходимые для понимая принципов отработки темпа речи.

Понятие темпа речи.

 

Темп речи — скорость произнесения слогов, слов и предложений в процессе речевой деятельности [1].

От темпа речи зависит восприятие говорящего аудиторией, то, насколько полно слушающий сможет воспринять информацию, доносимую ему говорящим.

Выделяют четыре основных типа неправильного темпа речи [5]:

1) «Торопливый». Человек говорит очень быстро, так, что его невозможно понять. Говорящий пытается как можно быстрее сообщить собеседнику всю имеющуюся у него информацию, иногда буквально «на одном дыхании». В результате собеседник не только не понимает, что ему говорят, но и зачастую считает, что к нему относятся неуважительно.

2) «Вялый». Темп речи слишком медленный. Говорящий прерывает мысль, делает ненужные долгие паузы, иногда как будто растягивает произносимые слова. У слушающего создаётся впечатление неуважениях к нему, к его времени. Кроме того, говорящий часто предстаёт скучным, неинтересным человеком. Отношение к информации, которую он пытается донести, складывается соответсвующее.

3) «Возбужденный». Речь говорящего чуть менее быстрая, чем в первом варианте. Он говорит очень эмоционально, истерично, делает ненужные паузы и логические ударения. Чаще всего это вызывает отторжение или даже испуг у слушателей. Создаётся впечатление искусственности речи.

4) «Неуверенный и вымученный». Говорящий часто теряет мысль речи, говорит медленно, делает ненужные паузы, которые «забивает» междометиями и т. п.

Темп речи зависит от внутреннего состояния человека. Человек, владеющий своим внутреннем состоянием, может овладеть и темпом своей речи.

Слушатели нормально воспринимают речь, скорость которой составляет примерно 70-100 слов в минуту [5]. Это соответсвует умеренному темпу речи.

Важно, впрочем, помнить, что хороший оратор не просто может поддерживать один и тот же темп, но и управлять им, ускоряя или замедляя свою речь в зависимости от ситуации (что особенно важно в выразительном чтении) [10].

Например, на официальном выступлении, особенно, когда оратор доносит самую важную информацию, следует соблюдать умеренный темп речи [10].

Растягивание же определённых слов призвано служить выражением говорящим определённых чувств, связанных с содержанием конкретного высказывания.

Для того, чтобы овладеть темпом речи, следует начать с отработки быстрого чтения, например, пословиц, поговорок и скороговорок.

 

§2. Понятия пословицы и поговорки.  

 

По определению словаря литературоведческих терминов под редакцией С. П. Белокуровой пословица — «жанр устного народного творчества: вошедшее в речевой обиход законченное меткое образное изречение, применимое к самым разным жизненным ситуациям и имеющее поучительный смысл» [2, С. 68]. Пословицы часто бывают ритмически организованы. На основе происхождения выделяются фольклорные (народные) и авторские пословицы.

Поговорка определяется в словаре литературоведческих терминов С. П. Белокуровой следующим образом: «жанр устного народного творчества: вошедшее в речевой обиход меткое образное выражение, заключающее в себе эмоциональную оценку того или иного явления. В отличие от пословицы, не является законченным выражением и не имеет поучительного смысла. Может быть частью пословицы ("У бабы семь пятниц на неделе" - "семь пятниц на неделе"), самостоятельным словосочетанием, придающем речи выразительность ("не робкого десятка"), или заимствованием из литературного текста» [2, С. 65].

В качестве синонимичных понятий в словаре приводятся такие жанры устного народного творчества как молвушка, побасенка, помудрушка, прибаутка, приговорка, присказка, присловие, присловка, присловье, причет, усмовница [2].

Пословицы и поговорки при правильном использовании украшают речь, делают её более выразительной, помогают донести до слушателей смысл высказывания.

Пословицы и поговорки заключают в себе большое количество оттенков чувств и значений, что обусловлено их происхождением и особенностями построения, функцией [6]. В случае пословиц следует помнить также и о поучительном посыле, заложенном в них [10].

Пословицы, помимо всего прочего, заключают в себя семантику противопоставления, что напрямую связано с их синтаксической структурой [6]. Для раскрытия смысла пословицы важно интонационное выделение противопоставления.

Примечательно, что многие пословицы и поговорки построены таким образом, что их можно использовать для тренировки произношения конкретных звуков и сложных сочетаний звуков [6].

 

 

Глава 2. Практические рекомендации по отработке темпа речи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: