Примеры пословиц, которые можно использовать для отработки темпа речи [6]. Примеры представлены последовательно от более легких к более сложным:
Век живи, век учись
В темноте, да не в обиде
Правда в огне не горит и в воде не тонет
Лучше вода у друга, чем мёд у врага
Красота приглядится, а ум пригодится.
Скажешь — не воротишь, напишешь — не сотрёшь, отрубишь — не приставишь
Коль умеешь взяться за дело, так и снег загорится, а не умеешь — и масло не вспыхнет
Шила, мыла, гладила, катала, пряла, да лощила — а все языком
Была молода — была резва, а стала стара — на печку влезла, забилась в уголок, чтоб никто не уволок.
Последние три примера особенно интересны, так как заключают в себе более двух смысловых частей и сложные сочетания звуков.
Кроме того, последний пример интересен своим эмоциональным потенциалом. Исполнитель может выражать укор, уважение, шутливость, грусть в зависимости от цели высказывания и контекста (если использовать данную пословицу в составе большого высказывания).
|
|
Подобная «игра» с интонациями и эмоциями при чтении также может помочь при отработке темпа речи, так как исполнитель должен будет не только следить за темпом и четкостью произношения, но и за эмоциональным посылом текста.
Примеры поговорок, которые можно использовать для отработки темпа речи [6]. Примеры представлены последовательно от более легких к более сложным:
К добру плохое не пристало
Фалалей не нашёл в избе дверей
У ёлки иголки колки
У злой Натальи все люди Канальи
Всякому мила своя сторона
Вражда с дураком не умнее дружбы
Всяк молодец на свой образец
Сердце с перцем, нрав с горчицей.
При отработке темпа речи в пословицах и поговорках важно обращать внимание на звуки, особенно на сочетания гласных [6].
В некоторых учебниках (например, И. П. Козляниновой) рекомендуется отрабатывать темп в пословицах и поговорках, сначала «пропевая» их, то есть читая на распев, а лишь после этого отрабатывая «прозаическое» говорение [6]. Подобный подход позволяет также тренировать силу голоса и правильность дыхания.
Как уже отмечалось, в словаре литературоведческих терминов под редакцией С. П. Белокуровой синонимичными понятиями к поговорке называются побасенка, прибаутка, приговорка, присказка, присловие, причет и другие [2]. Эти жанры также можно использовать для отработки темпа речи. В особенности на более позднем этапе обучения, так как некоторые приговорки, например, бывают достаточно объемными и сложными для произнесения.
Весьма полезными в поиске подходящих текстов являются сборники фольклора. Например, книга Г. Науменко «Трынцы-бынцы, бубенцы», содержащая тексты множества жанров устного народного творчества. Особенностью книги является постановка составителями ударений в трудных местах.
|
|
Примеры приговорок, которые можно использовать для тренировки темпа речи [8]:
Улитка, улитка, выпусти рога! Дам краюшку пирога, ещё масло и творог, полный каши горшок.
Солнышко-вёдрышко, выйди из-за облышка, сядь на пенёк, погуляй весь денёк.
Синички-сестрички, чечётки-тётки, кулички-мужички, скворцы-молодцы, из-за моря к нам летите, весну красную несите! С шёлковой травой, с жемчужной росой, с тёплым солнышком, с пшеничным зёрнышком!
Дождик, дождик, пуще, дам тебе гущи, выйду на крылечко, дам огуречка.
Коршун, коршун, колесом, твои детски за селом тебе кричат:
— Не таскай цыплят, а летай кругом — над зелёным лугом.
Некоторые приговорки из приведённых выше примеров являются частью заговорок, что связано с синкретизмом жанров русского фольклора, и состоят из нескольких высказываний. Это не должно послужить причиной отказа от использования данных примеров при отработке темпа речи. На более позднем этапе обучения их использование позволит подготовить переход к отработке темпа речи в больших текстах.
Примеры прибауток, которые можно использовать для тренировки темпа речи [8]:
Чики-чики, чикалочки, едет гусь на палочке, удочка — на дудочке, курочка — на чурочке, зайчик — на тачке, мальчик — на собачке.
Ты, коровушка, ступай, в чистом поле погуляй, а вернёшься вечерком, нас напоишь молочком.
Как у нашего Данилы разыгралася скотина: овцы — в донцы, тараканы — в барабаны, утки — в дудки, сверчки — в смычки, комары — в котлы, козёл пляшет, ножкой машет.
Шли семь старичков, у них семь посошков, на каждом посошке семь сучков, на каждом сучке семь узелков, в каждом узелке семь пирогов, на каждом пироге семь воробьёв, у каждого воробья семь хвостов.
Заключение
Пословицы и поговорки при грамотном использовании способны украсить речь, сделать её более выразительной, помочь произвести необходимое впечатление на слушателя.
Однако прежде, чем использовать данные жанры устного народного творчества в речи, следует научится управлять темпом речи, то есть скоростью произношения слогов, слов и предложений.
Работу над темпом речи следует начинать с мысленного анализа конкретной пословицы и поговорки, разложения её на логические части. После этого следует отработать её произнесение при медленном темпе, постепенно увеличивая скорость речи.
Список источников:
1. Андрюшина И. И. Выразительное чтение. Учебное пособие — М.: «Прометей», 2012 — 128 С.
2. Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов — СПБ.: Паритет, 2006 — 314 С
3. Воинов Константин. Женитьба Бальзаминова [видеозапись]//YouTube (URL: https://m.youtube.com/watch?v=PYdfEMNkVwI, дата обращения: 1 июня 2020)
4. Гайдай Леонид. Бриллиантовая рука [видеозапись]//YouTube (URL: https://m.youtube.com/watch?v=B-iVfLX2tvY, дата обращения: 3 июня 2020 года)
5. Козелкова Наталья. Скорость речи [видеозапись]//YouTube (URL: https://m.youtube.com/watch?v=11PbHlkJ0Us, дата обращения: 30 мая 2020)
6. Козлянинова И. П., Промтова И. Ю. Сценическая речь: Учебник — М.: Изд-во «ГИТИС», 2002 — 511 С.
7. Магонова. А. В. Языковая личность Остапа Бендера в романе И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» [электронный ресурс]//journals.spu.ru (URL: http://journals.uspu.ru/attachments/article/2282/14.pdf, дата обращения: 1 июня 2020 года)
8. Науменко Г. Трынцы-бынцы, бубенцы. — СПБ: Речь, 2016 — 144 С.
9. Островский Н. А. Праздничный сон до обеда [электронный ресурс]//lib.ru: Классика (URL: http://az.lib.ru/o/ostrowskij_a_n/text_0052.shtml, дата обращения: 30 мая 2020 года)
10. Сергеева А. И. Практикум по постановке голоса и выразительности чтения/ ГОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет». – Томск: Изд-во ТГПУ, 2009. – 100 С.
11. Станиславский К. С. Собрание сочинений: В 9 т. Том 3. Работа актера над собой. — М.: Искусство, 1990. — 508 С.