Работу над темпом речи в пословицах и поговорках следует начинать с определения главной мысли пословицы или поговорки, разделения её на отдельные мысли, если это возможно (следует ориентироваться на структуру и смысл конкретного высказывания) [1, 6, 11].
Важно помнить о заложенном в пословицах противопоставлении, которое необходимо в речи выделять интонационно.
Следует отметить, что не стоит начинать работу над темпом речи с пословиц или поговорок, содержащих сложные сочетания звуков. Подобные примеры следует отложить на более позднее время, когда у обучаемого уже не будет затруднений в произнесении более легких пословиц и поговорок [6].
После того, как были выделены основные мысли пословицы или поговорки, следует отметить слова, выражающие основное содержания. Это те слова, на которое следует ставить логическое ударение при говорении [6, 11].
Желательно также определить, к каким фактам, явлениям жизни можно отнести данную пословицу (или поговорку), в каких случаях следует её произносить и какие речевые задачи можно решить с её помощью. Это поможет углубить понимание того, как её следует произносить.
Прежде чем приступать к собственно говорению полезно отработать произношение пословицы или поговорки мысленно, про себя [6].
Отработку темпа речи следует начинать с медленной скорости проговаривания частей высказывания [1, 6, 10, 11]. Убедившись, что все звуки произносятся чётко, можно постепенно увеличивать темп, доходя до самого быстрого.
Для контроля за темпом речи и четкостью произношения полезно пользоваться метрономом и диктофоном [10, 11].
Отработав различные темпы речи на относительно простых для произнесениям поговорках и пословицах, можно и следует переходить к более сложным, содержащим сложные сочетания звуков.
Важно понимать, что работа над каждой пословицей и поговоркой должна последовательно переходить от мысленного произнесения к собственно говорению и от медленного темпа речи к быстрому.