Теория фрустрации
Первыми в этой области были работы по изучению агрессии, которые провела в 30–50-х гг. XX в. группа ученых из Йельского университета (Дж. Доллард, Н. Миллер, А. Бандура и др.). Результатом этих исследований стала теория фрустрации. Психологической причиной агрессивного поведения признается реакция на фрустрацию. При этом представление о фрустрации как о препятствии в достижении желаемого расширяется вплоть до того, что фрустрирующей начинает считаться ситуация, когда, например, индивид становится свидетелем агрессии, направленной на кого-то другого.
Бихевиоризм выдвигает теорию социального научения, в соответствии с которой понять поведение человека можно, обратившись к факторам, провоцирующим проявление той или иной модели конфликтного реагирования на внешнюю ситуацию, а также к факторам, повлиявшим на усвоение и закрепление этой модели поведения. Следовательно, ключ к пониманию поведения человека, следует искать в ситуативных, внешних факторах. Согласно основным представлениям бихевиористов, патология поведения – это следствие научения неправильному, неадекватному или отклоняющемуся поведению. В поведенческих подходах стойкая тенденция личности к конфликтному реагированию считается следствием закрепления соответствующих моделей в поведенческом репертуаре. Идея социального научения подтверждается многочисленными наблюдениями за развитием детей и разделяется многими зарубежными и отечественными психологами. Такой подход позволяет рассматривать стратегии поведения людей в конфликтах как результат научения тем или иным моделям взаимодействия.
Закон социальных отношений по М. Дойчу
Экспериментальные исследования Мортона Дойча в области интерперсональных конфликтов были посвящены влиянию кооперации и конкуренции на групповые процессы. Теория кооперации и конкуренции Дойча строится вокруг двух основных положений. Одно из них связано с типом взаимозависимости между целями людей, вовлеченных в данную ситуацию, другое – с типом действий этих людей.
Дойч различает два основных типа взаимозависимости целей. Это способствующая взаимозависимость, при которой цели соотносятся так, что вероятность или степень достижения цели одним человеком позитивно связаны с вероятностью или степенью ее достижения другими, и противоположная взаимозависимость, при которой цели соотносятся так, что вероятность или степень достижения цели одним негативно коррелирует с вероятностью или степенью достижения другими. Выделяются также два типа действий индивида: эффективные действия, которые улучшают шансы действующего лица на достижение цели, и ухудшающие действия, приводящие к противоположным результатам. Комбинация различных типов взаимозависимости целей и типов действий определяет, по мнению Дойча, протекание основных социально-психологических процессов.
Следствием осмысления экспериментальных исследований Дойча стал его закон социальных отношений. Он заключается в том, что «характерные процессы и эффекты, обусловленные данным типом социального отношения (кооперативным или конкурентным), имеют тенденцию усиливать вызвавший их тип социального отношения».
В соответствии с этим законом кооперация вызывает и вызывается воспринимаемым подобием в представлениях и установках, готовностью оказывать помощь, открытостью в коммуникации, доверительными и дружескими установками, чувствительностью к общим интересам и неподчеркиванием различия в интересах и т.д. Соответственно конкуренция усиливает и усиливается использованием тактики принуждения, угрозы или хитрости; попытками увеличить различия в силе между собой и другим; ограниченной коммуникацией; минимизацией осознания сходства в ценностях и увеличением чувствительности к противоположным интересам, подозрительными и враждебными установками и т.д.
Центральное место в концепции Дойча отведено проблеме функциональных последствий конфликта. Если участники конфликта не удовлетворены его исходом и чувствуют, что что-то потеряли, то этот конфликт является деструктивным. Если же все участники удовлетворены и что-то получают в результате конфликта, конфликт продуктивен. Из закона социальных отношений Дойча следует вывод, что конфликт между сторонами, находящимися в кооперативной взаимосвязи, менее разрушителен, нежели конфликт между участниками конкурентного процесса.
Признание концепция Дойча получила благодаря ее созвучности идеям времени и богатейшим эмпирическим данным, полученным автором и относящимся, прежде всего, к стратегиям взаимодействия в конфликте и факторам, которые их определяют.
Изучение межгрупповых конфликтов
Межгрупповые конфликты стали объектом внимания многих исследователей в связи с потребностью поиска практических путей разрешения различных видов социальных, расовых, этнических и других конфликтов. Поэтому в психологии возникает тенденция не столько теоретически объяснять существующие конфликты, сколько практически помогать людям справляться с ними в реальных ситуациях. В этих условиях решающее значение приобретает ситуационный подход, для которого характерен поиск причин психологических явлений в особенностях контекста и влиянии внешних факторов.
Ситуационный подход в исследовании межгрупповых конфликтов прочно связан с именем М. Шерифа, который усматривал причины, порождающие их в факторах ситуации непосредственного взаимодействия групп. Шериф проводил эксперимент в летнем лагере с мальчиками-подростками. Он выстроил свою методическую процедуру, искусственно создав ситуацию конкуренции, жесткого соперничества между группами, и показал, что индивиды, стремящиеся к достижению общей цели посредством взаимозависимых действий, становятся группой. Внутри этой группы устанавливается социальная иерархия и вырабатываются специфические нормы. Когда две группы стремятся к одной и той же цели в ситуации жесткого соперничества, между группами развивается конфликт, вследствие которого члены одной группы могут осуществлять только враждебные контакты с членами другой группы. В этих условиях одновременно растет внутригрупповая солидарность. На этом этапе Шериф преобразует ситуацию конкуренции в ситуацию кооперации, используя постановку перед враждующими группами общих объединяющих целей и наличие общей проблемы или угрозы. При этом наблюдалось заметное уменьшение неприязни между членами первоначально враждовавших групп.
Эксперименты Шерифа имели большой резонанс. На фоне пессимистических рассуждений о неизбежной межгрупповой враждебности, берущей свое начало в природе человека и человеческих отношений, доказательства ситуативной обусловленности конфликтов открывали перспективы влияния на межгрупповые отношения и более того, эффективного управления конфликтами.
В рамках ситуационного подхода были открыты важные особенности конфликтных явлений. Тем не менее сведение всего многообразия человеческого поведения к закономерностям реагирования на определенный стимул или внешнюю ситуацию с неизбежностью ухода при этом на второй план личностных переменных также не могло дать полного представления о конфликтных явлениях. Однако, использование системно-ситуационного метода при изучении конфликтов позволяет выявить такие закономерности развития этих конфликтов, которые другими методами установить затруднительно.