Виды импрессионизма в изобразительном искусстве

Введение.

«Импрессионизм - это в первую очередь достигшее невиданной утонченности искусство наблюдения реальной действительности»

 (В. Н. Прокофьев) [9]

  Сейчас, когда горячие споры об импрессионизме ушли в прошлое, вряд ли кто решится оспаривать, что движение импрессионистов было дальнейшим шагом в развитии европейского искусства. Стремясь к максимальной непосредственности и точности в передаче зримого мира, художники например, стали писать преимущественно на открытом воздухе и подняли значение этюда с натуры, почти вытеснившего традиционный тип картины, тщательно и неспешно создаваемой в мастерской.

   Термин импрессионизм родился случайно. Поводом послужило название пейзажа К.Моне «Впечатление. Восход солнца» (от французского impression - впечатление), появившегося на выставке импрессионистов в 1874 году. Это первое публичное выступление группы художников, объединившихся вокруг Э. Мане (в него входили К.Моне, Э. Дега, О. Ренуар, А. Сислей, К. Писсарро и другие), было встречено официальной буржуазной критикой грубыми насмешками и травлей. Правда, уже с конца 1880-х годов формальные приемы их живописи были подхвачены представителями академического и салонного искусства, что дало повод Дега с горечью заметить: «Нас расстреливали, но при этом обшаривали наши карманы» [9] Последовательно просветляя свою палитру, импрессионисты освободили живопись от землистых и коричневых лаков и красок. Условная, «музейная» чернота в их полотна уступает место бесконечно многообразной игре рефлексов и цветных теней.

Вместе с тем импрессионизм и, как мы увидим далее, постимпрессионизм - это две стороны, или, вернее, два последовательных временных этапа того коренного перелома, который положил рубеж между искусством Нового и Новейшего времени. В этом смысле импрессионизм, с одной стороны, завершает развитие всего после ренессансного искусства, ведущим принципом которого было отражение окружающего мира в зрительно достоверных формах самой действительности, а с другой - является началом крупнейшего после Ренессанса переворота в истории изобразительного искусства, заложившего основы качественно нового его этапа - искусства ХХ века. 

Есть художники, которых мно­гие знают, их творчеству посвящены монографии, книги, научные статьи. А есть худож­ники, которых просто любят. Среди знаменитых художни­ков мира встречаются имена, упоминание которых сразу вызывает душевную радость… О них тоже пишут, но подчас предпочитают издавать репро­дукции их произведений, что­бы без сложных комментариев и специальных пояснений чи­татели и зрители сами могли любоваться их работами. Таков Огюст Ренуар. Почему мне нравится Ре­нуар? Может быть, потому что в наше время так не хватает про­стого и ясного взгляда на жизнь, на обычные чело­веческие радо­сти и чувства. Хочется увидеть мир и людей в их спокойную, приветливую минуту, когда они отдыхают, смеются, счастливы общению друг с другом. Поэтому с насла­ждением видишь тенистый сад, стол, поставленный между деревьями, а вокруг него весе­лящихся, красивых людей. Художник обладал удивительной способностью замечать в жизни ее лучшие стороны, и воспроизводить её на холсте. Огюст Ренуар — художник, испытывавший подлинное счастье от творчества. Редкостное умение. Обычно пишут о «муках творчества», но, глядя на работы Ренуара, даже близко нет ощущения вымученности. Они — как полет на солнечном луче, неудержимый, прекрасный. Была ли жизнь художника столь же счастливой?

       

 Цель работы – Ознакомление с импрессионизмом  и постимпрессионизмом  искусства 19 века через  творчество художника Пьера Огюста Ренуара.

 В рамках цели поставлены следующие задачи:

- познакомится с импрессионизмом ипостимпрессионизмом в искусстве 19 в.

- дать определение термину «импрессионизм» «постимпрессионизм»

- выделить виды импрессионизма в изобразительном искусстве

- проанализировать жизнь и творчество Пьера Огюста Ренуара

- охарактеризовать творчество художника Огюста Ренуара.

1.Импрессионизм и постимпрессионизм в искусстве 19 века.  

1.1. Понятие терминов - «постимпрессионизм», «импрессионизм» - условное собирательное обозначение основных направлений французской живописи конца XIX - начала XX веков.

Импрессионизм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — направление в искусстве зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Обычно под термином «импрессионизм» подразумевается направление в живописи, хотя его идеи также нашли своё воплощение в литературе и музыке. Импрессионистическая музыка включает старинные напевы, элементы сказочности и фантастичности. Это яркая и восторженная, избегающая острых социальных проблем музыка. Импрессионисты внесли в музыку национальные песеннo-танцевальныe жанры, восточные средства музыкальной выразительности, элементы джаза, тембровую и гармоническую красочность. [10]

Основоположник музыкального импрессионизма был Клод Дебюсси - французский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный критик. В своём творчестве он опирался на французские музыкальные традиции - музыку французских клавеcинистов (Ф. Куперeн, Ж. Ф. Рaмо), лирическую оперу и романсы (Ш. Гунo, Ж. Массне). Значительным было воздействие русской музыки (М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков), а также французской символистской поэзии и импрессионистской живописи. Музыкальный импрессионизм являлся одним из течений музыкального модерна. Характеризуется передачей мимолётных впечатлений, настроений, тонких психологических нюансов.

Дебюсси воплотил в музыке мимолётные впечатления, тончайшие оттенки человеческих эмоций и явлений природы. Его прелюдии для фортепиано «Дельфийские танцовщицы», «Звуки и ароматы реют в вечернем воздухе», «Девушка с волосами цвета льна» и др., создают образы мягких, нереальных пейзажей, имитируют пластику танцевальных движений, навевают жанровые картины.  Отзвуки этих веяний обнаруживаются в операх Дж. Пуччини, Б. Баpтока, И. Ф. Стравинского.

Импрессионизм в литературе распространился в последней трети 19 – начале 20 веков. Как отдельное направление в литературе он так и не сложился. Скорее можно говорить о чертах импрессионизма внутри разных направлений эпохи, прежде всего внутри натурализма и символизма. Наиболее яркий образец поэтического импрессионизма – сборник стихов П. Веpлена «Романсы без слов», вышедший в 1874 году, когда была выставлена картина К. Моне. Верлeновские «пейзажи души» демонстрируют, что в поэзии (и в целом в литературе) чистый импрессионизм невозможен, любая словесная «картина» ищет поддержку глубинного смысла. В России поэтами-импрессионистами были К. Бальмонт и  И. Анненский. В жанре символистского романа импрессионистическая поэтика выступает как особый принцип строения текста на слабо связанных между собой ассоциациях, проявляющихся в нелинейности повествования, отсутствии традиционного сюжета, технике «потока сознания». Эти примы развивали Марсель Пруст («В поисках утраченного времени», 1913–1925), Андрей Белый («Петербург», 1913–1914). Наиболее выраженным писaтелем-импреccионистом принято считать Ги де Мопассана. После романов и статей Э. Золя и «Дневников» братьев Гонкур появились «Импрессионизм» Ж. Лафopга, «Искусство прозы» Г. Джеймса, «О искусстве» Валерия Брюсова. Импрессионизм нашёл свое воплощение и в критике. Еще в 1873 году английский искусствовед У. Пейтeр в книге «Ренессанс» говорил о «впечатлении» как об основе восприятия произведения искусства.

Основные черты импрессионизма получили свое развитие в постимпрессионизме. П. Сезанн, В. Ван Гог, П. Гоген начали работать одновременно с импрессионистами и испытали в своем творчестве их влияние, став впоследствии яркими представителями постимпрессионизма.

Безусловно, каждый из них представлял собой яркую индивидуальность и оставил глубокий след в искусстве. Поль Гоген (1848—1903) — один из выдающихся представителей постимпрессионизма, близкий к символизму и стилю модерн. Он использовал синтетические обобщения цвета и линий. Основная тема картин Гогена — быт и легенды народов Океании (Таити), поэтический мир гармонии человека и природы. Его картины, декоративные, полные символики, характеризуются насыщенным чистым цветом. Стремясь приблизиться к художественным традициям туземного искусства. Поль Сезанн (1839—1906)

 в ранних работах обращался к приемам живописи старых мастеров ("Оргия"), затем испытал воздействие Г. Курбе ("Печка в мастерской"). С 70-х гг. складывается собственная живописная система Сезанна, достигшая зрелости к концу 80-х гг. Именно в это время Сезанн отходит от импрессионизма. Он тщательно занимался поиском не изменчивости цветов, а устойчивых структурных закономерностей, лишенных незначительного, гармонической уравновешенности природы, единства ее форм во всех жанрах (портрете, фигурной композиции, пейзаже, автопортрете, натюрморте). Он автор таких картин, как "Берега Марны", "Персики и груши", "Пьеро и Арлекин". Вершина постимпрессионизма — творчество Винсента Ван Гога (1853— 1890). Несмотря на непродолжительный период творческой жизни, художник создал произведения, оставившие неизгладимый след в мировой культуре. В его произведениях то восторг перед жизнью, миром, то чувство одиночества и щемящая тоска. Его картины "Хижины", "Спальня", изображающие простые дома или комнаты, полны драматизма. С необычайной обостренностью восприятия он пишет природу (цветы, деревья, траву), архитектуру, людей ("Овер после дождя", "Церковь в Овере", "Портрет доктора Гаше"). В его пейзажах сочетание ярких цветов, в рисунках смелые и свободные композиционные решения ("Ночное кафе", "Красные виноградники в Арле").

Сильное воздействие оказал Эжен Делакруа, он уже различал локальный цвет и цвет, приобретаемый под воздействием освещения, его акварели, написанные в Северной Африке в 1832 году или в Этрета в 1835 году, и особенно картина «Море в Дьеппе» (1835) позволяют говорить о нём как о предшественнике импрессионистов.

Последним элементом, который повлиял на новаторов, стало японское искусство. С 1854 года благодаря прошедшим в Париже выставкам молодые художники открывают для себя мастеров японской гравюры, таких как Утамаро, Хокусай и Хиросиге. Особое, неизвестное доселе в европейском изобразительном искусстве, расположение изображения на листе бумаге — смещённая композиция или композиция с наклоном, схематическая передача формы, склонность к художественному синтезу, завоевали расположение импрессионистов и их последователей.

Начало поисков импрессионистов относится к 1860 годам, когда молодых художников уже не устраивают средства и цели академизма, вследствие чего каждый из них самостоятельно ищет иные пути развития своего стиля. В 1863 году Эдуард Мане выставляет в «Салоне отверженных» картину «Завтрак на траве» и активно выступает на встречах поэтов и художников в кафе Гербуа, которые посещали все будущие основатели нового течения, благодаря чему стал главным защитников современного искусства.

В 1864 году Эжен Буден приглашает Моне в Онфлер, где он прожил всю осень, наблюдая, как его учитель пишет этюды пастелью и акварелью, а его друг Йонкид накладывает краску на свои работы вибрирующими мазками. Именно здесь они научили его работать на пленэре и писать светлыми тонами.

Первая важная выставка импрессионистов проходила с 15 апреля по 15 мая 1874 г. в мастерской фотографа Надара. Там было представлено 30 художников, всего — 165 работ. Холст Моне — «Впечатление. Восходящее солнце» (Impression, soleil levant), ныне в Музее Мармоттен, Париж, написанный в 1872 г. дал рождение термину «импрессионизм»: малоизвестный журналист Луи Леруа в журнале «Шаривари» для выражения своего пренебрежения обозвал группу «импрессионистами». Художники, из вызова, приняли этот эпитет, впоследствии он прижился, потерял свой первоначальный отрицательный смысл и вошёл в активное употребление.

Новое течение отличалось от академической живописи, как в техническом, так и в идейном плане. В первую очередь импрессионисты отказались от контура, заменив его мелкими раздельными и контрастными мазками, которые они накладывали в соответствии с теориями цвета Шевреля, Гельмгольца и Руда. Солнечный луч расщепляется на составляющие: фиолетовый, синий, голубой, зелёный, жёлтый, оранжевый, красный. Но поскольку синий — разновидность голубого, то их число сводится к шести. Две положенные рядом краски усиливают друг друга и, наоборот, при смешении они утрачивают интенсивность. К тому же все цвета разделены на первичные, или основные и сдвоенные, или производные, при этом каждая сдвоенная краска является дополнительной по отношению к первой:

- голубой — оранжевый

- красный — зелёный

- жёлтый — фиолетовый

Таким образом, стало возможным не смешивать краски на палитре и получать нужный цвет путём правильного наложения их на холст.

В целом в стиле импрессионизма работало множество мастеров, но основной движения были: Эдуар Мане, Клод Моне, Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Альфред Сислей, Камиль Писсарро, Фредерик Базиль и Берта Моризо.

Виды импрессионизма в изобразительном искусстве.

Наиболее типичным для импрессионистов видом  является пейзаж, однако они в своём творчестве затрагивали и многие другие темы. Дега, например, изображал скачки, балерин и прачек, а Ренуар - очаровательных женщин и детей. В импрессионистических пейзажах, создаваемых на открытом воздухе, простой, будничный мотив часто преображается всепроникающим подвижным светом, вносящим в картину ощущение праздничности. В отдельных приёмах импрессионистского построения композиции и пространства ощутимо влияние японской гравюры и отчасти фотографии. Импрессионисты впервые создали многогранную картину повседневной жизни современного города, запечатлели своеобразие его пейзажа и облик населяющих его людей, их быта, труда и развлечений.

В каждом из видов художественного творчества импрессионизм реализовался в соответствии с природой этого вида. С наибольшей полнотой и последовательностью импрессионизм раскрылся в живо­писи и поэзии, позднее, как сказано выше, сфера его влияния распространилась на скульптуру, музыку, литературу, театр и даже на художественную критику.

У каждого мастера и в каждом виде искусств импрессионизм находил свои способы выражения, оригинальные пути обновления художественного языка. Художники-импрессионисты остро ощуща­ли сковывающую силу тех традиций, которые ко времени их вы­ступления были не только живы, но и общеприняты в представле­нии живописцев, зрителей и критики. Импрессионизм был принципиально новым словом в европей­ском искусстве. Ни об одном художественном явлении не высказы­валось столь разноречивых мнений, однако, несмотря на это, в конце XIX — начале XX в. импрессионизм перестал быть полем сражений, и художественное направление было признано прогрес­сивным течением в искусстве. [4]

Возникновение импрессионизма в процессе эволюции искусства от нового к новейшему времени закономерно. Это связано с изме­нившимся в середине XIX в. миропониманием эпохи. В научном мышлении того времени появляется тенденция выйти за пределы какой-либо одной строго очерченной научной дисциплины к пробле­мам, носящим глобальный мировоззренческий характер. Этот про­цесс шел через преодоление великих противоречий, и прежде всего через преодоление старого способа мышления, поскольку это был единственный путь к познанию новых законов. Процесс познания начал стремительно углубляться. То, что раньше казалось истин­ным, подвергалось сомнению. На горизонте маячили новые, еще более «трудные» истины: открытие электромагнитных колебаний, неевклидова геометрия — все это противоречило ранее известному. Некоторые непреложные истины начали носить частный характер. «Привычное» оказывалось звеном в цепи непознанных явлений. Сознание относительности «очевидного» вело к сознанию необходи­мости установления единства между видимым и невидимым, на­глядным и умозрительным, частным и общим. Это восприятие види­мого, непосредственно наблюдаемого как части некоего целого со­ставляет основу мировосприятия писателей и художников эпохи.

Во взаимодействии и в полемике с живописной системой импрессионизма в художественной культуре Франции возникли течения неоимпрессионизма и постимпрессионизма.

Неоимпрессионизм (франц. neo-impressionnisme) - течение в живописи, возникшее во Франции около 1885, когда его главные мастера, Ж. Сера и П. Синьяк, разработали новую живописную технику дивизионизма.

Постимпрессионизм (от лат. post -после и импрессионизм) -  Мастера постимпрессионизма, многие из которых примыкали к импрессионизму, с середины 1880-х гг, искали новые выразительные средства, способные преодолеть эмпиризм художественного мышления и позволить перейти от импрессионистической фиксации отдельных мгновений жизни к воплощению ее длительных состояний. Для периода постимпрессионизма характерно активное взаимодействие отдельных направлений и индивидуальных творческих систем.

  Картины импрессионистов поражали светлостью колорита, непосредственностью в расположении форм, тонкостью впечатлений. Полотна художников были расположены чрезвычайно выгодно, хо­рошо освещены, изолированы друг от друга, не слишком многочис­ленны, что давало возможность зрителю судить о том, что он видит.

Импрессионисты резко и бескомпромиссно противопоставляли себя академическому искусству. Они стремились уловить общий вид предметов и живых существ и передать их сущность вне зависимо­сти от традиционных точек зрения. Их искусство не сводится к мелочному и придирчивому подражанию тому, что именовалось прежде "прекрасной природой". Они не копируют живые существа и предметы, они переводят, толкуют, стараются найти общий ре­зультат в многообразии линий, красок, которые, глядя на предмет, мы воспринимаем как целостность явления. Импрессионисты не анализируют, а синтезируют, и на это у них есть основание, так как анализ — метод науки, а синтез — метод искусства. Импрессиони­сты признают необходимость взаимосвязи вещей. Они считают, что чувство прекрасного есть восприятие этой взаимосвязи, а поскольку на земле не найдется, пожалуй, и двух человек, которые совершен­но одинаково воспринимали бы взаимосвязь одних и тех же явлений, то художники-импрессионисты не видят нужды подгонять свои личные и непосредственные впечатления под те или иные традици­онные шаблоны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: