Экономическая (материально-производственная) Включает все, что связано с производством, обменом и потреблением материальных благ и услуг человеком.
Социальная. Включает отношения между разными социальными группами (классами, нациями) и между отдельными индивидами.
Духовная. Включает все системы, производящие духовные блага (творчеством, искусством, культурой). Связана с институтами, задача которых состоит в создании и распространении духовных ценностей (институты церкви, театра, творческие объединения, образование).
Политическая (политико-правовая). Включает все системы контроля над обществом, законодательство.
Типы общества.
Традиционное общество – тип общества, основывающийся на натуральном сельском хозяйстве, монархической системе управления и на преобладании религиозных ценностей и мировоззрения.
Индустриальное общество — тип общества, основывающийся на развитии промышленности, на рыночной экономике,внедрении научных достижений в экономике, появлении демократической формы правления, на высоком уровне развития знаний, на научно-техническом прогрессе, секуляризации сознания.
|
|
Постиндустриальное общество – современный тип общества, основывающийся на господстве информации (компьютерных технологий) в производстве, развитии сферы услуг, непрерывном образовании, свободе совести, демократии консенсуса, на формировании гражданского общества.
Особенности, характерные для человека
· Способность обладать мышлением, способностью анализировать, размышлять, думать.
· Способность к членораздельной речи. Даже если человек не может говорить, он использует особый язык глухонемых, но это тоже вербальное общение (то есть при помощи слов).
· Способность к постановке цели (целеполаганию) и стремление достичь ожидаемого результата. Человек может предвидеть результаты своей деятельности, планировать её.
· Способность к осознанной деятельности, преобразованию природы, общества и самого себя.
· Способность создавать орудия труда, использовать их в своей деятельности.
· Только человек способен к творческой деятельности, к созданию духовных ценностей, культуры. Это способность отражать действительность не только с помощью слов, но и с помощью других средств: музыки, красок, движения тела в танце и др.)
· Человек может моделировать своё поведение, в течение даже одного дня играть несколько социальных ролей в зависимости от ситуации.
· Только человеку свойственно отношение к миру, действительности, людям с позиций нравственности, добра и зла.
· Человек удовлетворяет разного рода потребности: биологические, социальные, духовные, материальные.
|
|
Потребности
Виды потребностей | Примеры |
биологические, то есть естественные, врождённые, природные | еда, воздух, сон, воспроизводство и др. |
материальные | жилище, одежда, украшения и др. |
социальные | общение, оценка обществом деятельности человека, труд. |
духовные (познавательные, культурные, идеальные) | учение, формирование мировоззрение, познание мира, общества и самого себя, поиск идеала, смысла жизни, нравственных ценностей и др. |
СМИ
Основе средство массовой коммуникации — СМ И, средства массовой коммуникации, система органов публичной передачи информации с помощью технических средств.
Функции СМИ:
· Информационная – предоставление массовому читателю, зрителю, слушателю актуальной информации
· Регулирующая – воздействие на массовую аудиторию(установление контактов, достижение контроля над массовым сознанием)
· Культурологическая – ознакомление с достижениями культуры и искусства
· Транслирующая – передача культурных ценностей из поколения в поколение.
· Мобилизационная – воздействие на общество с целью совместного решения важных проблем.
· Образовательная — создание условий для образования и самообразования людей
· Воспитательная — воспитание нравственности
· Социализирующая — формирование нравственных основ личности
Познание, его уровни и ступени
Существует два уровня познания: чувственное и рациональное.
Чувственное познание – это познание при помощи органов чувств: (обоняния, осязания, слуха, зрения, вкуса).
Ступени чувственного познания
· Ощущение — познание мира путём непосредственного воздействия его предметов на органы чувств человека. Например, яблоко сладкое, музыка нежная, картина красивая.
· Восприятие – на основе ощущений создание целостного образа предмета, например, яблоко сладкое, красное, твёрдое, имеющее приятный запах.
· Представление – создание образов предметов, которые возникают в памяти человека, то есть вспоминаются им на основе воздействия на органы чувств, которое произошло ранее. Например, человек может легко представить яблоко, даже «вспомнить» его вкус. Причём данное яблоко он когда-то видел, пробовал на вкус, чувствовал его запах.
Ступени рационального познания
· Понятие – это мысль, выраженная словами и представляющая собой сведения о свойствах изучаемого предмета — общих и конкретных. Например, дерево — общий признак, берёза — конкретный.
· Суждение – это мысль, в которой содержится либо утверждение, либо отрицание чего- либо о понятии..
· Умозаключение – это мысль, содержащая новое суждение, которое возникает в результате обобщения сведений, полученных из суждений о понятии. Это своего рода вывод из предыдущих суждений.