ОДЕЖДА Бояре одеваются таким образом. Во-первых, на голову надевают тафью, или небольшую ночную шапочку, которая закрывает немного более маковки и обыкновенно богато вышита шелком и золотом и украшена жемчугом и драгоценными каменьями. Волосы на голове стригут плотно до самой кожи, кроме того, когда кто бывает в опале у царя. Тогда отращивает он волосы до плеч, закрывая ими лицо, как можно уродливее и безобразнее. Сверх тафьи носят большую шапку из меха чернобурой лисицы (почитаемого за лучший мех) с парою или длинною тульею, которая возвышается из меховой опушки наподобие персидской или вавилонской шапки. На шею (всегда голую) надевается ожерелье из жемчуга и драгоценных камней, шириной в три и четыре пальца. Сверх рубахи, изукрашенной шитьем (потому что летом они дома носят ее одну), надевается зипун, или легкая шелковая одежда, длиной до колен, которая застегивается спереди, и потом кафтан, или узкое застегнутое платье, с персидским кушаком, на котором вешают ножи и ложку. Кафтаны шьются, обыкновенно, из золотой парчи и спускаются до самых лодыжек. Сверх кафтана надевают распашное платье из дорогой шелковой материи, подбитое мехом и обшитое золотым галуном: оно называется ферезью. Другая верхняя одежда из камлота или подобной материи есть охабень, весьма длинный, с рукавами и воротником, украшенным каменьями и жемчугом. При выходе из дома набрасывается сверх всей этой одежды (которая очень легка, хотя состоит из нескольких платьев) так называемая однорядка, похожая на охабень, с той разницей, что шьется без воротника; она бывает, обыкновенно, из тонкого сукна или камлота. Сапоги, которые носят вместо исподнего платья, с заправленными в них онучками (вместо носков), делаются из персидской кожи, называемой сафьян, и вышиваются жемчугом. Нижнее платье обыкновенно из золотой парчи. Со двора они всегда ездят верхом, хотя бы на самое близкое расстояние, что соблюдается и боярскими детьми, или дворянами.
|
|
Боярские дети, или дворяне, одеваются точно также, употребляя только другую материю на платья, но кафтан или нижнее платье и у них бывают иногда из золотой парчи, а прочее платье суконное или шелковое.
Благородные женщины (называемые женами боярскими) носят на голове тафтяную повязку (обыкновенно красную), а сверх нее шлык, называемый науруса, белого цвета. Сверх этого шлыка надевают шапку (в виде головного убора из золотой парчи), называемую шапкой земской, с богатой меховой опушкой, с жемчугом и каменьями, но с недавнего времени перестали унизывать шапки жемчугом, потому что жены дьяков и купеческие стали подражать им. В ушах носят серьги в два дюйма и более, золотые с рубинами, сапфирами или другими драгоценными каменьями. Летом часто надевают покрывало из тонкого белого полотна или батиста, завязываемое у подбородка, с двумя длинными висящими кистями. Все покрывало густо унизано дорогим жемчугом. Когда выезжают верхом или выходят со двора в дождливую погоду, то надевают белые шляпы с цветными завязками (называемые шляпами земскими). На шее носят ожерелье, в три и четыре пальца шириною, украшенное дорогим жемчугом и драгоценными камнями. Верхняя одежда широкая, называемая опашень, обыкновенно красная, с пышными и полными рукавами, висящими до земли, застегивается спереди большими золотыми или, по крайней мере, серебряными вызолоченными пуговицами, величиной почти с грецкий орех. Сверху, под воротником, к ней пришит еще другой большой широкий воротник из дорогого меха, который вшит почти до половины спины. Под опашнем, или верхней одеждой, носят другую, называемую летником, шитую спереди без разреза, с большими широкими рукавами, коих половина до локтя делается, обыкновенно, из золотой парчи, под нею же ферезь земскую, которая надевается свободно и застегивается до самых ног. На руках носят весьма красивое запястье, шириною пальца в два, из жемчуга и дорогих каменьев. У всех на ногах сапожки из белой, желтой, голубой или другой цветной кожи, вышитые жемчугом. Такова парадная одежда знатных женщин в России.
|
|
Платье простых дворянских жен отличается только материей, но покрой один и тот же.
Что касается до мужиков и жен их, то они одеваются очень бедно: мужчина ходит в однорядке, или широком платье, которое спускается до самых пят и подпоясано кушаком, из грубого белого или синего сукна, с надетою под ним шубой или длинным меховым или овчинным камзолом, в меховой шапке и в сапогах. У мужиков победнее однорядки из коровьей шкуры. Так одеваются они зимой. Летом обыкновенно не носят они ничего, кроме рубахи на теле и сапог на ногах. Женщина, когда она хочет нарядиться, надевает красное или синее платье и под ним теплую меховую шубу зимой, а летом только две рубахи (ибо так они их называют) одна на другую, и дома, и выходя со двора. На голове носят шапки из какой-нибудь цветной материи, многие также из бархата или золотой парчи, но большей частью повязки. Без серег серебряных или из другого металла, и без креста на шее вы не увидите ни одной русской женщины, ни замужней, ни девицы (Флетчер, с. 125—127).
Наряд их однообразен. Мужчины ходят в длинных свитках водянисто-пепельного цвета, с рукавами, почти в три фута; очень многие, кто побогаче, сбирают их складками на локтях; носят высокие шапки; волосы, подобно жидам, подстригают; бороду вообще рыжую не бреют, подпоясываются кушаком, отчего и бывают толстобрюхи. Сапоги носят из турецкой кожи желтой, голубой, а то и зеленой, подешевле из черной, плотно и ловко обтягивающие ноги. Женщины среднего сословия носят шелковую одежду, большей частью желтого цвета, с длинными рукавами, которые либо волочатся по земле, либо собираются в складки на локтях; без них редкая обойдется — иначе ее сочтут лишенной лучшего украшения. По праздникам надевают они верхнюю одежду, обшитую всюду галунами на манер наших жидовок в шабаше, тоже со спускающимися вниз рукавами. Голову покрывают шапками, наподобие шляпы, сверху круглыми, со скошенной в четыре рога опушкой, на которую ради приличия накидывают еще персидское покрывало, закрывая им лицо. Однако прочую одежду на теле совсем не стягивают, отчего и бывают чудовищной толщины (Таннер, с. 101—102).
Женщины в стране московитов красивы лицом и очень миловидны; их дети походят на детей франков, но более румяны. Головной убор женщин — маленькая грузинская шапочка с отвороченными краями, подбитая ватой; таков убор крестьянок. В больших селениях и городах сверх этой шапочки надевают колпак с чудесным черным мехом, под которым скрываются все волосы, так что шея женщины остается на виду, нескрытой. Девицы в стране московитов носят на голове род очень высокой шапки с меховым отворотом. Что касается убора жен богатых людей, то они носят колпаки, расшитые золотом, украшенные драгоценностями, или же из материи с прекрасным черным мехом лисьим) или иным с длинным черным волосом, быть может, в пядь длиною. Одежда мужчины по мерке человека, ни больше ни меньше, и непременно с пуговицами и тонкими петлицами, застегнутыми сверху донизу, которые делаются на разрезах на полах. Волосы на голове они бреют только раз в год (Павел Алеппский, с. 128, 129, вып. II).
|
|
Все они имеют сходное одеяние или телесное убранство; кафтаны они носят длинные, без складок, с очень узкими рукавами почти на венгерский лад; при этом христиане носят узелки, которыми застегивается грудь на правой стороне, а татары, имеющие очень похожее одеяние, — на левой. Сапоги они носят по большей части красные и притом очень короткие, так что они не доходят до колен, а подошвы у них подбиты железными гвоздиками. Рубашки у всех почти разукрашены около шеи разными цветами; застегивают их запястьями или шариками серебряными или медными вызолоченными, присоединяя ради украшения жемчуг. Они подпоясываются отнюдь не по животу, но по бедрам, и даже отпускают пояс до паха, чтобы живот больше выдавался (Герберштейн, с. 80).
Молодые люди обоего пола одеваются по-своему. Парни ходят в коротких кафтанах пепельного цвета, не доходящих до колен; чтобы быть тонкими и проворными, они крепко подпоясываются; к бедру привешивают длинный нож в ножнах (сабли, называемые чечуги, позволяется носить только солдатам), коим в ссорах нередко распарывают животы друг другу- Шею тоже украшают ожерельем, шириной в три пальца, унизанным жемчужинами; в руке носят палку, по-ихнему тарволку. Девицы, более чем замужние, сбирая складки рукава рубашки, носят длинные голубого цвета платья с рукавами, по обыкновению волочащимися по земле. Волосы, подобно нашим жидовкам, расчесывают на две стороны, с широкими повязками и с заплетенными двумя лентами на конце. На лоб (который немилосердно румянят, как и все лицо) привешивают украшенный сверкающими звездочками и жемчужинами ободок (Таннер, с. 102).
|
|
Повседневная одежда московитян, даже и знатных, не расстроит очень состояния. Весьма узкое исподнее платье из дешевого сукна, да шелковый, немного не достающий до икр зипун и надетый сверх него кафтан с длинными рукавами, летом из зуфи (камлота), а зимой из сукна на меховом подбое. Хотя эти оба платья и поизотрутся, и запачкаются в носке, московитяне, однако ж, не пренебрегают ими до того, чтобы бросать их. Когда
же надобно быть у приема послов иноземных государей, или при отправлении общественных молебствий, или на свадебных торжествах, тогда все, что делается дорогого на атталийских ткацких станках, вся ценная добыча с ободранных зверей, все произведения в драгоценных камнях богатого Востока, все приношения в жемчужных раковинах Эритрейского (Черного или Красного) моря — все это московитяне, обвешанные крест-накрест по плечам тяжелыми золотыми цепочками, чванливо выставляют напоказ из самой пустой пышности на ферязях и шубах, которые никогда не выходят из моды по неизменному своему покрою и передаются далее для долгой носки внукам, на остроконечных шапках, на повязках или лучше ожерельях, облегающих их шею. Если недостаточное состояние не дозволяет кому-нибудь запастись такой одеждой, тому выдается она в ссуду соответственно его званию из царской казны, за какую-нибудь ничтожную плату. Только, кто бы он ни был, пускай остерегается изорвать или запачкать, взятое в ссуду платье, либо украсть, или потерять сколько-нибудь жемчуга на нем, а то за всякое должен будет заплатить дорогой ценой, а за вину свою или за нерадение вытерпеть наказание батогами.
ОПРЯТНОСТЬ И КРАСКИ: Муж обязан давать жене краски, так как у русских существует обыкновение краситься. Это так обычно между ними, что нисколько не считается позорным. Они так намазывают свои лица, что почти на расстоянии выстрела можно видеть налепленные на лицах краски; всего лучше сравнить их с женами мельников, потому что они выглядят, как будто около их лиц выколачивали мешки муки; брови они раскрашивают в черную краску, под цвет чагота. Лучшее, что умеют здесь женщины — хорошо шить и прекрасно вышивать шелком и золотом (Неизвестный англичанин, с. 28). У женщин всех разрядов в Московии все потребности состоят в ежедневной еде да в нарядах: выезжая куда-нибудь, они носят на своем платье доходы со всего отцовского наследства, и выставляют напоказ всю пышность своих изысканных нарядов, хотя сами никогда не бывают опрятны. Потому что, если природа и не обезобразит их каким ни есть недостатком, который исправляется искусством, тем не менее все они натирают все лицо с шеей белилами, а для подкраски щек и губ прибавляют еще румян. (Маейрберг, с. 84).
Нравственный облик.
Народ московский по природе горд и надменен: так как своего князя они предпочитают всем государям, то и себя также считают выше всех других народов. Нередко переступая пределы истины, чрезвычайно превозносят все свое и этим хвастовством и тщеславием думают придать много достоинства своему князю. Если кто-нибудь из присутствующих вспомнит о нем и те не обнажат голов, то им тотчас напоминают об этой обязанности. Если они приносят кому-либо его грамоты, то несут их, взявшись двумя за них пальцами и поднявши кверху, и передают с величайшим почтением, кому они следуют. Свое имя на них он обыкновенно никогда не подписывает, но писец предпосылает началу целый титул. Даже и простые люди обыкновенно никогда не предпосылают свои имена письмам, а подписываться считают для себя позорным (Даниил, принц из Бухова, с. 67—68).
Не было тайной для нас, что, по царскому запрещению, никому из московитян, нельзя заносить ногу за пределы отечества, ни дома заниматься науками, оттого, не имея никаких сведений о других народах и странах мира, они предпочитают свое отечество всем странам на свете, ставят самих себя выше всех народов, а силе и величию своего царя, по предосудительному мнению, дают первенство перед могуществом и значением каких бы то ни было королей и императоров. Предаваясь мечте о своем высоком превосходстве, они до того презирают всех иноземцев, как людей ниже себя, что если доведется им принимать посланников какого-нибудь государя, те, кому прикажет царь это дело, берут смелость требовать от них точно несомненного долга, чтобы они первые выходили из кареты или слезали с лошадей, и первые же снимали шляпы. А потому, когда поедут провожать их, не стыдятся прежде всех занимать для себя самые почетные места1. И все это с такой наглостью, что иногда, после нескольких часов жаркого спора, им приходит охота показать, будто бы из одной только вежливости они отказываются от своего права, соглашаясь, чтобы настойчивый посол в одно и то же время с ними ступал на землю, или снимал шляпу (Майерберг, с. 33—84).
Все московиты, от больших до малых имеют пятый темперамент, а именно: коварство; ни одному чужеземцу ни о каком предмете ничего не сообщают ни хорошего, ни дурного, так что, когда наш владыка патриарх спрашивал их, от вельмож и священников до простолюдинов, о делах царя, то никто из них ничего не говорил, кроме слова «не знаем», даже дети. С известных, именитых греческих купцов, к ним приезжающих, они также брали клятву, что те не разнесут вестей о них и никогда не изменят государству. Какая это великая строгость! В устах у всех один язык. Как мы узнали, со всех берется клятва на кресте и Евангелии, и все находятся под страхом патриаршего отлучения, чтобы своих дел не открывать чужеземцам, но, что, если услышат какое-либо известие, возбуждающее подозрение, то донесут о том царю (Павел Алеппский, с. 199—200, вып. II).
Мы не можем вполне надивиться всей испорченности нравов русского народа — ложь и клятвопреступление безнаказанны в этом крае. Среди русских всегда и везде найдешь людей, готовых лжесвидетельствовать; понятия московитян там и сям до того извращены, что искусство обманывать считается у них признаком высоких умственных способностей (Корб, с. 77—78).
Вообще русские — народ пресварливый, обзывают друг друга самыми грубыми и неприличными словами, как, например, «собака» и проч. На улицах беспрестанно слышишь такую перебранку между ними, даже старые бабы грызутся часто одна с другой с таким ожесточением, что не привыкший к этим выходкам подумает, что они тотчас же вцепятся друг другу в волосы. Но до драки редко у них доходит, а если и дойдет, то дерутся просто кулаками, которыми они колотят друг друга изо всей силы по бокам и под брюхо1. Не было еще примера, чтобы русские вызвали друг друга биться на саблях или огнестрельным оружием, как это нередко делается в Германии и других странах Европы. Но известно, что, вместо того знатные русские господа и даже князья, выезжая на лошадях, отстегивают друг друга нещадно плетьми, как рассказывали нам это за достоверное, и, как мы сами видели, случилось это с двумя боярскими детьми во время принятия турецкого посланника (Олеарий, с. 175).
С недавнего времени, впрочем, скверные и страшные брани и ругательства строго-настрого воспрещены и виновных в них при всех наказывают кнутом или розгами, что в начале в точности исполнялось; по улицам и на рынках между народом расхаживают тайно, нарочно назначаемые для того люди, которые с помощью приставленных к ним стрельцов и палачей хватают на месте виновных и тут же, в пример прочим, наказывают всенародно.
Но усвоенная с давних лет и так глубоко укоренившаяся привычка браниться скверными словами требовала повсюду гораздо большего надзора, чем сколько было его назначено, и причиняла надзирателям, судьям и палачам такую невыносимую работу, что им уже самим надоело и было не под силу беспрестанно задерживать и наказывать виновных (Олеарий, с. 176).
Справедливо и то, что русские не любят придираться к словам: они очень просты в обхождении и всякому говорят «ты», а прежде были еще проще. Если им случалось иногда слышать что-либо сомнительное или несправедливое, то вместо слов: «ваше мнение», или «извините», или других учтивых выражений, они отвечали наотрез: «Ты лжешь». Так говорил даже слуга своему господину. Сам Иоанн Васильевич, названный Мучителем2, не гневался за подобные грубости. Но теперь, познакомясь с иноземцами, русские отвыкают от прежней дерзости в разговоре, бывшей обыкновенной лет за двадцать или за тридцать (Маржерет, с. 296—297).
Они отличаются в особенности беспримерной благотворительностью по отношению к бедным; для их просьб у них всегда открыты уши и разжаты руки, так что в Москве зачастую можно видеть не без изумления, как целые толпы нищих получают около домов богатых людей пищу или иную какую-либо милостыню. В несчастье они также всегда тверды духом, не поддаются скорби, а к счастью, которое служит самым верным средством для испытания душ, они относятся равнодушно; мало того, они, не впадая в чрезмерную радость, постоянно, чтобы ни случилось, утешают себя следующими словами: «Так богу угодно, он так устраивает все к лучшему» (Рейтенфельс, с. 142).
Мало есть таких бедняков, которые ходят по этому городу, прося милостыню, ибо царь распределил их между вельможами по известному числу для получения ежедневного пропитания по спискам; и каждый боярин содержит свое число бедняков. Существует много домов для помещения их и ежедневная выдача от царя и царицы; равно получают ее и заключенные (Павел Алеппский, с. 35, вып. III).
В столовую привели нищих, слепых, увечных, безногих и поставили для них стол близ патриарха; он подзывал каждого из них, кормил и поил их с полным уважением. При виде всего этого мы почувствовали тошноту. Наконец, патриарх поднялся, ему поднесли таз и кувшин, и он обошел нищих, умывая, вытирая и лобзая их ноги, всем по порядку, причем раздавал им милостыню до последнего. Говорили нам, что таков обычай и их царей во время обедов (Павел Алеппский, с. 179, вып. III).
Особенности питания.
ЦАРСКИЕ ОБЕДЫ: Когда настает время обеда, то к столу не трубят, как делается это обыкновенно при других дворах, но один из прислужников бежит на кухню и в погреб и громко кричит: «Государю кушанье!» — т.е. великий князь хочет кушать. Тогда тотчас же все готово. Их царские величества садятся за стол одни; если же к столу приглашается патриарх или другие большие господа, то для них приготовляется особо, по сторонам царского стола. Кушанья, которых бывает до 50-ти и более, не все ставятся на стол великого князя, но их держат на руках слуги, приподняв их вверх, и по возвещении о них стольником, какого кушанья его царское величество пожелает, то и подается и ставится на стол, остальные
же блюда, как кушанья пожалованные, рассылаются некоторым господам и слугам как немцам, так и русским, в особенности господам докторам, лейб-медикам и врачам (Олеарий, с. 263— 264).
За столом царю прислуживают трое или четверо испытанных слуг, которые подают и убирают кушанья, которые приносятся к дверям столовой другими придворными слугами. Они же и пробуют кушанья и напитки. Перед началом обеда начальник стольников или придворных слуг подает к нему знак, ударяя палкой по деревянной доске. Обедает царь обыкновенно один, но ужинает вместе с царицей. В торжественных случаях, когда к столу приглашаются чужеземцы или свои вельможи, то обеды устраиваются необычайно роскошно и блестяще. Тогда длинные ряды более важных придворных лиц стоят, тесно сплоченные, неподвижно по всему дворцу в широких шелковых, изукрашенных дорогими камнями одеждах, а другие наподобие легковооруженных воинов, одетые полегче, задыхаясь бегают взад и вперед. Тогда каждая зала, обтянутая шпалерами из разноцветного шелка, сотканными горящими драгоценными камнями и золотом, являет поистине царский вид и открыто, конечно, тогда щеголяет множеством самых дорогих и разнообразных блюд и напитков (Рейтенфельс, с. 87).
ЕДА И ПИТЬЕ: Обыкновенный образ жизни московитян, даже и знатных, никогда не нарушает правил умеренности. На длинный и узкий стол, покрытый скатертью из плохого льна, ставятся уксусница, перечница и солонка. Каждому из обедающих кладут ложку и хлеб, но только не всегда, а тарелки, салфетки, ножи и вилки не кладутся никому, кроме знатных. Потом подаются кушанья, каждое порознь, одно за другим и во множестве, если много гостей; блюда одинакового вида у всех почти знатных и других людей побогаче оловянные, также, как и весь столовый прибор, и по неряшеству прислуги запачканные. Начало обеда делает водка. Первую подачу кушанья составляет холодная вареная говядина, приправленная уксусом и сырым луком. Другие потом кушанья подаются либо вареные, либо жареные, либо с подливой, но ни в одном нет недостатка в больших приемах чеснока и лука, которые у московитян самые изысканные возбуждающие вкус средства.. Обголодавши все мясо кругом какой-нибудь кости, они бросают ее обглоданную опять в то же блюдо, из которого взяли ее с мясом; туда же, потряхивая рукой, отряхают и приставшую к пальцам слюну, которая отделилась во рту от глоданья и смешалась с подливой. Напитки у них разные: вино, пиво, которое пьют редко, всякие меды в более частом употреблении и водка, составляющая начало и конец обеда. Для этих напитков назначены и разные, особенные для каждого сосуды: братины, кубки, кружки, чаши, стопы, рюмки, чарки, стаканы, все большей частью оловянные или деревянные, редко серебряные, да и те почерневшие и грязные, потому что забота, чтобы они не истерлись, не позволяет московитянам их чистить. Когда же захотят дать пир друзьям, тогда выставляют на показ все, что есть у них; считают, что пир не пышно устроен или не искусно приготовлен, если вместе с мясом и птицей не подано будет множества блюд с разной рыбой, за которую мос-ковитяне, хотя и из грубой роскоши, платят дорого. Впрочем, они не с таким тонким вкусом, чтобы бросать эту рыбу или брезговать ею, если она, по обыкновению, и испортилась. О сладких закусках (десерт) после обеда московитянам и заботы нет, потому что пока еще придет пора подавать их, они больше уже не находят для них места у себя в желудках, раздувшихся от начинки пищей. Предел питью полагает одно опьянение, и никто не выходит из столовой, если его не вынесут. В продолжение стола вдруг разражаются самой звонкой отрыжкой с отвратительным запахом непереваренной смеси чеснока, лука, редьки и водки, и эта отрыжка с позволения стоиков, представляющих полную свободу ей и чревобесию, сливаясь с громозвучными испарениями их желудков, обдает окружающих самым вредным спертым смрадом. Носовой платок держат не в кармане, а в шапке, но за столом сидят с открытыми головами, так что когда нужно бывает высморкаться, за отсутствием платка, должность его исправляют пальцы, которые вместе с ноздрями вытирают потом скатертью. Речи разговаривающих, как людей не образованных никакой школой или грамотностью, — решительный вздор, очень часто оскорбляющий порядочный слух. Злословие, восхищение самыми мерзкими делами или наглым хвастовством, которое порочит честное имя других, составляют замечательные изре чения и остроты многих речей. Иной раз на этих пирах не бывает недостатка и в подарках своего рода. Всегда входит в столовую и жена хозяина в самой нарядной телогрее и во всем женском убранстве в сопровождении двух или многих прислужниц; она подает знатнейшему из собеседников чару водки, омочив в ней края своих губ. А пока пьет он, она поспешно уходит в свою комнату, надевает на себя другую телогрею и тотчас же приходит назад, для исполнения такой же обязанности к другому собеседнику. Повторив этот обряд с каждым из прочих гостей, потом она всегда становится у передней стены, стоя там с опущенными на пол глазами и сложив по бокам свешенные вниз руки, она отдает терпеливые уста поцелуям собеседников, которые подходят к ней по степени своего достоинства и от которых так и разит неприятным запахом всего, что они ели и пили (Майерберг, с. 35—37). Во всей Московии крестьяне голод утоляют хлебом пшеничным, ржаным, бобами с чесноком, а жажду— водой, в которой заквашена мука, или свежей, зачерпнутой из колодца или из реки. При таком скудном питании они жадно, как никто другой, пьют водку, считая ее нектаром, средством для согревания и лекарством от всех болезней. Когда они захотят устроить роскошный пир, то варят похлебку из воды и нескольких изрезанных листов капусты; в случае, если это блюдо им не приходится по вкусу, то они наливают в него много кислого молока. Они доят коров, с которыми живут вместе в одной избушке, только ради этого, не умея совершенно готовить сыр, хотя бы в малом количестве, Коровье масло (которое они готовят также жидким, так что оно никогда не твердеет) они отдают в пользу своих господ (Рейтенфельс, с. 138).
Здесь очень много бедного люду, среди которого ежедневно умирают от недостатка пищи, так что жалко смотреть на это. В непродолжительное время, в эти два года, было похоронено до 80 лиц молодых и стариков, умерших исключительно от недостатка еды; имей они достаточно соломы и воды, они бы как-нибудь перебились; очень многие вынуждены высушивать солому, утрамбовывать ее, делать из нее хлеб или есть ее вместо хлеба. Летом они порядочно перебиваются злаками, травами, кореньями; древесная кора — вкусная для них пища. (Неизвстный англичанин, с. 28—29).
Отдых, развлечения.
ЦАРСКИЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ: 1 октября великий князь отправился в монастырь святой Троицы, лежащий в 12 милях от Москвы. Мы спрашивали наших переводчиков, в каком числе обыкновенно выезжает великий князь? Они сказали, что в иное время, когда едет прогуляться за две или за три мили, берет с собой 2000 или 3000 верховых, а сколько теперь взял, они хорошенько не знают.
7-го числа великий князь охотился по возвращении из вышесказанного монастыря и убил до 65 лосей. 8 числа убил еще 56 лосей, а на другой день прислал со своим начальником охотников Василичем семь больших лосей в подарок послу, в числе их один был с рогами о 22 ветках, да еще большого медведя, а сыну посла подарил тоже лося да черную лисицу, которую, по словам охотничьего, великий князь поймал своими руками. Двоим их дворянам тоже подарены были великим князем два лося. 10 числа великий князь вернулся опять в Москву со своими придворными (Варкоч, с. 18—19).
Другая особенная потеха есть бой с дикими медведями, которых ловят в ямах и тенетами и держат в железных клетках, пока царь не пожелает видеть это зрелище. Бой с медведем происходит следующим образом: в круг, обнесенный стеной, ставят человека, который должен возиться с медведем, как умеет, потому что бежать некуда. Флетчер, с. 121).
ПРАЗДНИЧНЫЕ ОБЫЧАИ: Когда случится у них большой праздник, они проводят его со многими обычаями и церковными обрядами. По исполнении обрядов и обычаев справляют праздник объеденьем и пьянством; однако ж, кроме праздничного времени этого никогда не бывает явно, и опьянение считается гнусным состоянием. Такое пьянство по праздникам продолжается целые восемь дней. Если праздник еще не так свят и велик, то рано исправив свои обряды в церквах, они открывают потом свои лавки и торгуют (Варкоч, с. 34).
Посту предшествует у них карнавал, который продолжается столько же дней, сколько и сам пост. В течение этого карнавала беспорядок настолько велик, что иностранцы, живущие в предместьях не решаются выходить из дома и ходить в город, ибо московитяне дерутся, как дикие звери, и напиваются водкой и другими крепкими и отвратительными напитками, проглотить которые кроме них не в состоянии никто в целом мире. Последняя неделя перед сорокадневным постом называется у русских масленицей, потому что хотя и воспрещается есть мясо, но разрешается за то масло. Я бы скорее назвал это время вакханалиями1, потому что русские в эти дни заняты только гульбой и в ней проводят все время. Нет никакого стыда, никакого уважения к высшим, везде самое вредное самовольство, как будто бы ни один судья и никакой справедливый закон не вправе взыскивать за преступления, в это время совершаемые. Разбойники пользуются такой безнаказанностью, и потому почти ни о чем более не слышно, как о смертоубийствах и похоронах (Корб, с. 146—147).
РАЗВЛЕЧЕНИЯ
Они гораздо, меньше, чем мы, заботятся о духовных развлечениях и телесных упражнениях. Музыку они производят на тру- бах, бубнах, рожках, дудках и волынках, наигрывая весьма нестройно, не любят какого бы то ни было пения в сопровождении струнных инструментов и приятного сего соединения разнородных звуков и не терпят органов даже в церквах своих. Хороводы у них водятся чрезвычайно редко, почти исключительно одними крестьянами на свадьбах и крайне безобразно с сладострастными в высшей степени телодвижениями. Упражнением в верховой езде и стрельбе из лука они занимаются весьма усердно, так как это часто им бывает нужно, более же всего они отдыхают в благородном бездействии или за игрой в разбойники или шашки. За этой игрой проводят почти все время и старики и дети на всех улицах и площадях Москвы. Кроме того, в известные времена года молодежь из простонародья устраивает кулачные бои и борьбу или все пытает счастья, играя в кости. Женщины разгоняют скуку от бездействия песнями или же поочередно подбрасываются вверх бревном, положенным поперек на пень, либо же летают по воздуху взад и вперед на канатах, привязанных к поперечному бревну. Мальчики играют заостренными кусками железа, норовя попасть в лежащее на земле кольцо, или быстро бегают по снегу на лыжах или деревянных подошвах, опираясь палками (Рейтенфельс, с. 149).
Игры у них не очень-то благородны. Простолюдины чаще всего собираются на улицах, где шагах в трех от себя бросают на землю железное колечко величиною с наш флорин. Один из них нагибается, другой хорошенько разбежавшись, прыгает ему на спину и, сидя на нем, кидает в колечко заостренной железкой, держа ее за острие, а другой беспрестанно ему ее подает. Сколько раз попадет он в середину колечка, столько раз позволяется ему и промахнуться; а промахнется он разом больше, чем попал, — он тогда теряет игру и должен в свою очередь на своей спине держать другого до тех пор, пока тот и сам не промахнется. В таких занятиях проводят они иной раз по несколько часов. От ежедневного упражнения в этой игре иные из них так наловчаются, что, к удивлению присутствовавших и дурноте согнутого под бременем бедняги, попадали в середину колечка двадцать и более раз. Высший класс играет в французские карты, купцы — в шахматы. Девицы и молодые женщины, где найдут удобное место— на улице ли, на дворе ли, кладут большой величины колоду, а на ней помещают в равновесии доску. Стоя по концам ее, они приводят друг дружку в движение и попеременно наподдают кверху, иной раз (если сойдутся наловчившиеся) так смело, что подбрасывают одна другую на доске кверху высоко. Этим качаньем они тоже занимаются по целым дням.
Беседа у них бывает не о состоянии народов, политике или ином еще благородном либо приятном предмете, потому что в достохвальных знаниях они круглые невежды; не зная истории и примечательных деяний предшественников, они говорят, что взбредет на ум, особенно же, что звучит неприличностью и бесстыдством. Пляска их состоит в бесстыдных жестикуляциях и движениях тела. Неудивительно, если это составляет источник разных непристойностей и преступлений (Таннер, с. 103).
Юноши наравне с подростками сходятся обычно по праздничными дням в городе на обширном и известном всем месте, так что большинство может их там видеть и слышать; они созываются вместе неким свистом, который является как бы условным знаком; созванные они тотчас сбегаются вместе и вступают в рукопашный бой; начинают они борьбу кулаками, а вскоре без разбору и с великой яростью бьют ногами по лицу, шее, груди, животу и вообще каким только можно способом одни поражают других, состязаясь взаимно о победе, так что часто их уносят оттуда бездыханными. Всякий, кто победит больше народу, дольше других останется на месте сражения и весьма храбро выносит удары, получает особую похвалу в сравнении с прочими и считается славным победителем. Этот род состязания установлен для того, чтобы юноши привыкали сносить побои и терпеть какие угодно удары (Герберштейн, с. 80).