Криминологическая характеристика ответственности за преступления против мира и безопасности человечества

Со второй половины ХХ в. проблема ответственности за международные преступления стала одной из самых актуальных и исследуемых в уголовной науке. Вторая мировая война ярко показала не только необходимость установления и развития норм, которые обеспечивали бы мир и безопасность человечества, но и усиление необходимости научных исследований преступлений против мира и безопасности человечества, их детальной классификации и разграничения с общеправовыми преступлениями.

Говоря о нормативных актах, регулирующих данные преступления, то они представляют собой определенные правила поведения, в которых содержатся приказы и запреты. Это относится как к внутригосударственным нормам, так и к нормам международного уголовного права. На это влияет даже тот факт, что в области международного права объектами являются, прежде всего, независимые государства. Существенное отличие между внутренней юрисдикцией государства и международным правом заключается в области распространения данного права, а именно контроль над применением правовых норм и санкций в случае их нарушений. Для соблюдения внутригосударственных нормативных актов государству служит созданный аппарат, состоящий из судов, полиции и т.д. Фактическое соблюдение норм международного уголовного права часто основывается на принципах взаимности или на общественном мнении. Несоблюдение юридических норм ведет к ответственности, как на внутригосударственном, так и на международном уровне. Независимо от международной ответственности государства нужно брать во внимание также индивидуальную ответственность лиц, которые прямо или косвенно совершили правонарушения. Эта ответственность имеет криминальный характер.

Как уже говорилось ранее, впервые перечень международных преступлений был сформулирован в Уставе Международного военного трибунала (МВТ) 1945 г. и аналогичном Уставе по Дальнему Востоку 1946 г.

Перечень военных преступлений и преступлений против человечности был существенно дополнен Женевскими конвенциями о защите жертв войны 1949 г. и Дополнительным протоколом I 1977 г., в которых они квалифицированы как «серьезные нарушения».

Например, в ст. 50 Конвенции об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях (I Конвенция) и в ст. 51 Конвенции об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море (II Конвенция) к числу таких преступлений отнесены: преднамеренное убийство, пытки, бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты, преднамеренное причинение тяжких страданий или серьезного увечья, нанесение ущерба здоровью, незаконное, произвольное в большом масштабе разрушение и присвоение имущества, не вызываемое военной необходимостью.

В ст. 130 Конвенции об обращении с военнопленными (III Конвенция), кроме названных выше, отнесены: принуждение военнопленного служить в вооруженных силах неприятельской державы или лишение его прав на беспристрастное и нормальное судопроизводство, предусмотренное данной Конвенцией. Государства взяли на себя обязательства по пресечению этих деяний.

Ст. 147 Конвенции о защите гражданского населения во время войны (IV Конвенция), кроме того, квалифицирует преступлениями незаконное депортирование, перемещение и арест покровительствуемых Конвенцией лиц, принуждение их служить в вооруженных силах неприятельской державы, взятие заложников и преступные посягательства на их имущество.

И, наконец, ст. 85 Дополнительного протокола I к названным выше Женевским конвенциям к числу серьезных нарушений названного Протокола относит следующие умышленные деяния, явившиеся причиной смерти или серьезного телесного повреждения или ущерба здоровью:

а) превращение гражданского населения или отдельных гражданских лиц в объект нападения;

б) совершение нападения неизбирательного характера, затрагивающего гражданское население или гражданские объекты, когда известно, что такое нападение явится причиной чрезмерных потерь жизней, ранений среди гражданских лиц или причинит ущерб гражданским объектам;

в) совершение нападения на установки или сооружения, содержащие опасные силы, когда известно, что такое нападение явится причиной чрезмерных потерь жизней, ранений среди гражданских лиц или причинит ущерб гражданским объектам;

г) превращение необороняемых местностей и демилитаризованных зон в объект нападения;

д) совершение нападения на лицо, когда известно, что оно прекратило принимать участие в военных действиях;

е) вероломное использование отличительной эмблемы Красного Креста, Красного Полумесяца или Красного Льва и Солнца или других защитных знаков, признанных Конвенциями или настоящим Протоколом.

Серьезными нарушениями Протокола I считаются также следующие умышленные действия:

а) перемещение оккупирующей державой части ее собственного гражданского населения на оккупированную ею территорию или депортация или перемещение всего, или части населения оккупированной территории в пределах этой территории, или за ее пределы;

б) неоправданная задержка репатриации военнопленных или гражданских лиц;

в) применение практики апартеида и других негуманных и унижающих действий, оскорбляющих достоинство личности, основанных на расовой дискриминации;

г) превращение ясно опознаваемых исторических памятников, произведений искусства или мест отправления культа, признанных культурными ценностями с особой защитой, в объект нападения, в результате чего им наносятся большие разрушения;

д) лишение пользующихся защитой лиц права на беспристрастное и нормальное судопроизводство.

В этой же статье Протокола подчеркнуто, что перечисленные серьезные нарушения Женевских конвенций и Протокола I рассматриваются как военные преступления.

Преступления против человечества впервые были выделены в отдельную группу международных преступлений Конвенцией о неприменимости сроков давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества. К их числу были отнесены изгнание в результате вооруженного нападения или оккупации, бесчеловечные действия, являющиеся следствием политики апартеида, а также геноцид. Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г. признала преступными сходные с апартеидом расовую сегрегацию и расовую дискриминацию.

В 1976 г. Комиссия международного права ООН одобрила проект статей об ответственности государств, в котором в числе других к преступлениям против человечества отнесены колониальное господство, рабство и экоцид. Поэтому можно утверждать, что с развитием международного права перечень рассматриваемых преступлений будет расти. Об этом свидетельствует проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества, принятый Комиссией международного права в 1991 г. В нем нет традиционного деления на международные преступления и преступления международного характера.

О росте числа международных преступлений свидетельствуют и Устав Международного трибунала по Югославии, и подобный Устав по Руанде. В них включены не только известные ранее основные международные преступления против мира, человечности и военные преступления, но и устанавливаются другие деяния и подчеркивается, что перечень преступлений не является исчерпывающим. Например, среди нарушений законов и обычаев войны указаны: применение отравляющих веществ или других видов оружия, предназначенных для причинения излишних страданий людям, бессмысленное разрушение городов, поселков или деревень или разорение, не оправданное военной необходимостью, захват, разрушение или умышленное уничтожение и повреждение культовых, благотворительных, учебных, художественных, научных учреждений, исторических памятников, художественных и научных произведений и др.

В 1998 году был принят Римский статут Международного уголовного суда, в котором была подытожена работа прошлых поколений, были систематизированы и классифицированы преступления против мира и безопасности человечества, условия, при которых лица и государства подпадают под ответственность данного суда и меры, которые к ним применяются.

Юрисдикция Суда ограничивается самыми серьезными преступлениями, вызывающими озабоченность всего международного сообщества. Суд обладает юрисдикцией в отношении следующих преступлений:) преступление геноцида;) преступления против человечности;) военные преступления;) преступление агрессии.

«Геноцид» в данном Статуте трактуется как любое из следующих деяний, совершаемых с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую: убийство членов такой группы; причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы; предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее; меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы; насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую.

Для целей настоящего Статута «преступление против человечности» означает любое из следующих деяний, когда они совершаются в рамках широкомасштабного или систематического нападения на любых гражданских лиц, и если такое нападение совершается сознательно:

) убийство;

) истребление;

) порабощение;

) депортация или насильственное перемещение населения;

) заключение в тюрьму или другое жестокое лишение физической свободы в нарушение основополагающих норм международного права;

) пытки;

) изнасилование, обращение в сексуальное рабство, принуждение к проституции, принудительная беременность, принудительная стерилизация или любые другие формы сексуального насилия сопоставимой тяжести;

) преследование любой идентифицируемой группы или общности по политическим, расовым, национальным, этническим, культурным, религиозным, гендерным, как это определяется в пункте 3, или другим мотивам, которые повсеместно признаны недопустимыми согласно международному праву, в связи с любыми деяниями, указанными в данном пункте, или любыми преступлениями, подпадающими под юрисдикцию Суда;

) насильственное исчезновение людей;

) преступление апартеида;

) другие бесчеловечные деяния аналогичного характера, заключающиеся в умышленном причинении сильных страданий или серьезных телесных повреждений или серьезного ущерба психическому или физическому здоровью.

Суд обладает юрисдикцией в отношении военных преступлений, в частности когда они совершены в рамках плана или политики или при крупномасштабном совершении таких преступлений.

В контексте Римского статута военные преступления означают:

Ø серьезные нарушения Женевских конвенций от 12 августа 1949 года, а именно любое из следующих деяний против лиц или имущества, охраняемых согласно положениям соответствующей Женевской конвенции.

Ø другие серьезные нарушения законов и обычаев, применимых в международных вооруженных конфликтах в установленных рамках международного права.

Ø В случае вооруженного конфликта немеждународного характера серьезные нарушения статьи 3, общей для четырех Женевских конвенций от 12 августа 1949 года.

Ø Другие серьезные нарушения законов и обычаев, применимых в вооруженных конфликтах немеждународного характера в установленных рамках международного права.

Суд может назначить одну из следующих мер наказания лицу, признанному виновным в совершении преступления, предусмотренного в статье 5 настоящего Статута:) лишение свободы на определенный срок, исчисляемый в количестве лет, которое не превышает максимального количества в 30 лет, или) пожизненное лишение свободы в тех случаях, когда это оправдано исключительно тяжким характером преступления и индивидуальными обстоятельствами лица, признанного виновным в его совершении.

Помимо лишения свободы, Суд может назначить:) штраф в соответствии с критериями, предусмотренными в Правилах процедуры и доказывания;) конфискацию доходов, имущества и активов, полученных прямо или косвенно в результате преступления, без ущерба для прав bona fide третьих сторон.

В целях обеспечения неотвратимости наказания за указанные выше преступления нормы международного уголовного права регулируют особенности розыска, ареста и выдачи преступников. Еще в 1946 г. Генеральная Ассамблея ООН в специальной резолюции рекомендовала государствам «принять немедленно все меры для того, чтобы военные преступники были арестованы и высланы в те страны, где они совершили свои ужасные деяния, для суда и наказания согласно законам этих стран». Позже Комиссия по правам человека ООН на своей 29 сессии рассмотрела и одобрила проект принципов международного сотрудничества в отношении обнаружения, ареста, выдачи и наказания лиц, виновных в военных преступлениях и преступлениях против человечества. В резолюции 3074 Генеральная Ассамблея провозгласила девять таких принципов:

·   военные преступления и преступления против человечества, когда бы и где бы они ни совершались, подлежат расследованию, а лица, в отношении которых имеются доказательства в совершении таких преступлений, - розыску, аресту, привлечению к судебной ответственности и в случае признания их виновными - наказанию.

·   каждое государство обладает правом судить своих собственных граждан за совершение международных преступлений.

·   для пресечения и предотвращения этих преступлений государства берут на себя обязательство сотрудничать друг с другом и принимать в этих целях внутренние и международные меры (учреждение специальных следственных органов и судов, заключение международных договоров о сотрудничестве в целях предотвращения и пресечения этих преступлений).

·   государства будут оказывать друг другу содействие в целях обнаружения, ареста, привлечения к суду лиц, подозреваемых в совершении таких преступлений, и в случае признания виновными - наказания их.

·   государства обязуются сотрудничать друг с другом по вопросам выдачи лиц, совершивших международные преступления, как правило, в те страны, где они совершили преступления.

·   государства будут сотрудничать в сфере оказания друг другу правовой помощи по уголовным делам рассматриваемой категории в деле сбора информации и следственных материалов, способствующих привлечению к судебной ответственности виновных и обмену имеющейся информацией.

·   государствам запрещается предоставлять военным преступникам политическое или территориальное убежище.

·   государства не должны принимать законодательные или иные меры, которые противоречили бы взятым ими на себя международным обязательствам по борьбе с этими преступлениями.

·   сотрудничество государств в целях обнаружения, ареста выдачи и наказания лиц, виновных в этих преступных деяниях, следует осуществлять на основе Устава ООН.

Следует разграничивать международную ответственность государств и отдельных лиц за совершение преступлений против мира и безопасности человечества.

Рассматривая ответственность государств, нужно вспомнить о Дополнительном протоколе І, в котором говорится «сторона, нарушившая договор или этот Протокол во время конфликта обвязана возместить убытки, если они возникли. Будет нести ответственность за все действия, совершенные лицами, относящимся к её вооружённым силам». Эта ответственность распространяется на международные и локальные вооружённые конфликты.

Государство отвечает за нарушение международного гуманитарного права, а именно нарушения совершенные:

·   органами, включая вооруженные силы;

·   лицами или группами лиц, действующими фактически согласно его инструкции, или под его руководством или контролем;

·   частными лицами или группами лиц, которые оно признает и принимает под собственное руководство.

Ответственность государства за нарушение предписаний международного уголовного права государственными органами, а также вооружёнными силами данного государства, заложена в уже упомянутом Протоколе І (ст. 91), а также во всех четырех Женевских договорах, в Протоколе ІІ и в Гаагском договоре об охране культурных ценностей во время международных конфликтов. Международный трибунал для бывшей Югославии в своем приговоре по делу Furundzij в 1998 г., а также в решении против апелляции по делу Tadic в 1999 г. постановил, что государство является ответственным за действия своих вооруженных сил. Этот принцип также усиливается внутригосударственными решениями судов. Например, Израильский районный суд Иерусалима в деле Eichmann в 1961 г. прировнял противоправные действия гражданина Германии, к действиям самого государства. Государство является ответственным не только за действия своих органов, но и за бездействие таковых, в случае, когда они должны что-либо предпринять.

Государство несет ответственность за действия совершенные лицами или подразделениями, которые оно уполномочило исполнять частичные функции государства на основании внутригосударственной юрисдикции, а также за действия лиц и фирм, используемых государственными подразделениями для выполнения определенных задач. Такими подразделениями могут быть частные армейские компании. Ответственность государства распространяется и на действия органов, которые совершили от его имени и в тех случаях, которые превысили свои полномочия или не исполнили приказ.

Кроме того государство несет ответственность за действия лиц или групп, которые не являются его представителями или органами, и не имеют права в соответствии с внутригосударственной юрисдикцией исполнять государственную власть, в случае если эти лица или группы действуют под надзором, контролем или на основании инструкции соответствующей державы. Например, США были осуждены MSD за нарушение международных прав человека и международного гуманитарного права за действия Contras в Никарагуа в 1986 г., поскольку имели реальный и действенный контроль над военными операциями, во время которых нарушались права и обязанность, описанные в тексте.

Физические лица несут уголовную ответственность за преступления против мира и безопасности человечества, ими совершенные. Это правило действует, как во время международных конфликтов, так и во время локальных. Содержится этот принцип во многих директивах международного уголовного права. Он также вошел в законодательную базу многих стран.

Различают две группы индивидуальных субъектов преступлений:

) главные военные преступники (главы государств, политики, военные и т.п.), которые несут ответственность как за свои преступления, так и преступления рядовых исполнителей;

) непосредственные исполнители преступлений, выполняющие преступные приказы или совершающие преступления по своей инициативе.

Проблематика индивидуальной уголовной ответственности в локальных конфликтах была окончательно включена в Дополнительный протокол ІІ к Конвенции о запрете или ограничении использования определенных видов оружия, Устав Международного уголовного суда и Протокол ІІ к Гаагскому соглашению об охране культурных ценностей. Также этот принцип косвенно упоминается и в Оттавском соглашении, которое запрещает использование противопехотных мин, и в Протоколе к соглашению о правах ребенка и участии детей в вооруженных конфликтах, которые требуют, чтобы государство уголовно преследовало запрещенные действия и в конфликтах, которые не имеют международный характер. Устав Международного уголовного трибунала для Руанды и Специальный суд для Сьерра-Леоне определяют, что индивидуумы подлежат уголовной ответственности за военные преступления, совершенные в конфликтах, которые не имели международный характер.

Также существует ответственность за организацию совершения преступления, за подготовку к нему и за подстрекательство. В случае личной ответственности действует правило, что командиры и их начальство несут ответственность за преступления, совершенные на основании их приказов. Выполнение приказа командира не избавляет подчиненного от уголовной ответственности в случаях, когда подчиненный знал, что приказ является противозаконным или должен был знать, поскольку данный приказ имел явно противозаконный характер.

Что же касается Украины, то лишь в Уголовном кодексе 2001 года впервые были закреплены преступления против мира, безопасности человечества и международного правопорядка, они были выделены в отдельном разделе, в котором впервые в большинстве статей установлена ​​ответственность за общественно опасные деяния. В этом разделе УК предусмотрены те преступления, которые мировое сообщество признает особо опасными для всего человечества.

Появление в УК этой группы преступлений напрямую связано с многолетними усилиями мирового сообщества о выделении в международном уголовном праве группы преступлений, наиболее опасных для всего человечества, и установление особых условий ответственности за их совершение.

К сожалению, этот перечень не охватывает всех рассмотренных международных преступлений. Не упоминаются, в частности, такие преступления как апартеид, биоцид, систематические и массовые нарушения прав человека и другие. Кроме того, некоторые диспозиции статей сформулированы без учетов всех требований норм международного права.

Итак, положительно оценивая предыдущие и современные исследования в области борьбы с международными преступлениями, мы считаем, что, безусловно, проблемы таких общественно опасных деяний требуют дальнейшего осмысления и исследования. В них еще много спорных и неопределенных ранее вопросов.

Резюмируя все выше перечисленное, можно отметить, что ответственность за преступления против мира и безопасности человечества предусмотрена в главе ХХ Уголовного кодекса Украины, в ней закреплено наказание за совершение 13 составов, также существует ряд международно-правовых актов, регулирующих процедуру привлечения лиц, к ответственности, их арест, выдача, наказание и порядок его отбывания. Но тем не менее часто очень тяжело привлечь лицо к надлежащей ему ответственности, а тем более доказать его причастность к тем либо иным действиям.

Но в процессе развития отношений государств в сфере формирования системы норм об ответственности за международные преступления, совершенствуются правовые конструкции норм об ответственности за нарушение соответствующих норм, их толкование, эволюционирует видовая классификация деяний, посягающих на охраняемые международным и национальным правом интересы в соответствующей сфере. А наука уголовного права и международно - правовая наука, не остаются в стороне и способствуют указанному процессу.

 



ВЫВОДЫ

 

Данная магистерская работа представляет собой комплексный анализ преступлений против мира и безопасности человечества, основанный на изучении работ зарубежных и отечественных ученых, оценке международных и национальных нормативных актов и документов, а также рассмотрении исторических событий с древнейших времен до Новейшего времени.

В ходе проведенного исследования полно и всесторонне раскрыты сущность преступлений против мира и безопасности человечества, причины и условия их возникновения и распространения на протяжении всей истории человечества; прослежена динамика зарождения, становления и развития международно-правовых норм регулирующих данные преступные деяния; проанализировано понятие международного преступления, его соотношение с такими понятиями как преступления против мира и безопасности человечества, преступления международного характера; определена связь «сверхпреступлений» с политической деятельностью лидеров; охарактеризованы основные черты личности преступника, приведены основные классификации преступлений против мира и безопасности человечества; проанализированы основные нормативно-правовые акты, регулирующие ответственность за данные преступления.

Анализ истории преступлений против мира и безопасности человечества позволил сделать вывод, что на протяжении веков их причины, а также условия и обстоятельства, приводящие к ним, были самые различные.

Многие столетия эти преступления вообще были декриминализированы и воспринимались обществом, как что-то само собой разумеющееся, иногда даже их совершение становилось основным способом для выживания. Но, тем не менее, они в течение многого времени приносили непоправимый вред всему человечеству. И признание Нюрнбергским военным трибуналом данных преступных деяний особыми составами преступлений привело к бурному развитию международного уголовного права, что впоследствии повлекло возникновение такого направления как «международная криминология».

Во второй главе рассматривается уголовно-правовая и криминологическая характеристика преступлений против мира и безопасности человечества, их классификация, личность преступника.

Следовательно, преступлениями против мира, безопасности человечества являются общественно опасные деяния, которые влекут существенный вред миру, безопасности человечества и международному правопорядку, угрожают причинением такого вреда и ответственность за которые предусмотрена международно-правовыми актами и разделом ХХ Особенной части УК Украины.

Говоря же о составе, то следует отметить, что объектом являются общественные отношения общественные отношения, которые обеспечивают международный мир, безопасность человечества и мирное сосуществование государств.

Объективная сторона данных преступлений почти всегда выражается в наличии деяния как единственного обязательного признака, иначе говоря, не требуется наступления последствий, чтобы привлечь виновное лицо к ответственности.

Субъект в анализированных преступлениях - общий (физическое вменяемое лицо, которое достигло 16 лет). Ответственность, предусмотренная ст. 443 УК Украины, наступает с 14 лет.

Субъективная сторона всех преступлений против мира и безопасности человечества характеризуется прямым умыслом. Иногда значение имеет и цель совершения преступления.

Преступления против мира и безопасности человечества в криминологии рассматриваются как «сверхпреступные» - широкомасштабные преступления, формирующие «наднациональную» преступность. Такие деяния посягают на общечеловеческие ценности и общемировые интересы. Для этих преступлений в количественной характеристике международной преступности относительно невелика, однако вред ощутим для всего мира. Проблемой изучения этих преступлений является их латентность. Чаще всего преступники, совершившие данные преступления декриминализируют их в своем государстве, либо вообще делают вид, что они их не совершают.

Большинство ученых и правотворцев классифицируют эти общественно опасные деяния в зависимости от объекта посягательства, на мой взгляд, это правильно, ведь через объект мы можем выделить особенности деяний, характерных только этой группе.

Что же касается личности преступника, то чаще всего он представал в виде мужчины средних лет, высокообразованным, занимавшим государственные должности, не редко он был лидером целого государства, либо группы, представляющей определенную касту. Что же касается личных качеств, то ему характерна нечестность, агрессивность, злобность, жестокость, цинизм, эгоизм, замкнутость, раздражительность, невозмутимость.

В третьем разделе говорится о причинах и основных направлениях противодействия преступлений против мира и безопасности человечества. Там указывается, что основными причинами этих преступлений есть: наличие у организаторов и исполнителей преступлений материальных (экономических, финансовых) интересов, реализации которых вольно или невольно препятствует конкретная человеческая группа или независимость какого-либо государства, наличие у лиц определенных идеологических или религиозных воззрений, предусматривающих уничтожение представителей такой группы; традиции враждебного отношения одних групп людей к другим, приводящие к напряженности, способной вызвать кровопролитные последствия, желание господствовать во всем мире и др.

К условиям же, создающим благодатную почву для преступлений против мира и безопасности человечества относятся: состояние войны или военного конфликта; отсутствие международных норм - или предельно слабое их применение международным сообществом в отношении лиц, виновных в данных преступлениях; невмешательство государственной власти в действия местных властей или военных властей либо намеренное игнорирование совершаемых преступлений, невмешательство международных сил во внутренние дела государства, в котором имеют место данные преступления; очень слабое развитие демократии в стране, а чаще - ее полное отсутствие.

Ответственность за данные преступления предусмотрена в главе ХХ Уголовного кодекса Украины, в ней закреплено наказание за совершение 13 составов, также существует ряд международно-правовых актов, регулирующих процедуру привлечения лиц, к ответственности, их арест, выдача, наказание и порядок его отбывания.

Перед нашим государством стоит сложная проблема поиска оптимальных условий для борьбы с преступлениями против мира и безопасности человечества. Эти проблемы связаны не только с совершенствованием уголовного законодательства и практики его применения органами уголовной юстиции, но Украине необходимо ратифицировать Устав Международного уголовного суда, для этого следует внести изменения в ст. 124 Конституции Украины. Так как в 2002 году в своем заключении Конституционный суд Украины указал, что Статут может быть ратифицирован только после внесения в указанную статью дополнения, в соответствии с которым Украина признает Международный уголовный суд на условиях и в порядке, предусмотренных Статутом.

Что же касается отечественных ученых, то им следует больше внимания уделить такой ветке криминологии, как «международная криминология», в рамках которой и рассматривается данная категория преступлений, ибо в процессе всемирной глобализации она набирает все большей актуальности. Нужно более глубоко изучить причины осуществления преступлений против мира и безопасности человечества, разработать новые пути предотвращения совершения этих преступных деяний.

 


Список использованной литературы:



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: