В 1997 г. реабилитационный благотворительный фонд «Нет алко голизму и наркомании» и гуманитарная ассоциация «Эки либр» (Фран ция) подготовили совместную программу «Дети московских улиц», по которой исследовалась проблема беспризорности в Москве.
В разделе этой программы на территории Юго-Западного адми нистративного округа Москвы создана группа «Поиск», которая изу чала условия жизни и поведения ребят «группы риска». Было выяв лено 150 детей «группы риска», а также 25 мест их встреч. Это мет ро, 5 кинотеатров, 4 перекрестка с интенсивным движением и 4 пло щади в жилых массивах. Исследовались подвалы, чердаки, канали зационные колодцы, теплотрассы, незаселенные дома. Социальные работники группы «Поиск» работали преимущественно в вечернее время, в паре (парень-девушка), что и безопасно, и вызывает у ре бят больше доверия.
Было создано так называемое реабилитационное пространство, включающее ведомства, службы, учреждения и общественные орга низации, которые осуществляли профилактику и реабилитацию де тей и подростков «группы риска». Была поставлена задача полного восстановления психологического, физического, социального и пра вового состояния детей и подростков «группы риска», создания ус-
1 См.: Березина В., Ермоленко Г. Социальный педагог в школе // Воспитание школьника. — 1994. — № 2. — С. 275.
2 См.: Ширгалин Б.Ш. Работа с детьми «группы риска». — М., 1999.
72
ловий для их перевоспитания, добровольного изменения своего об
раза жизни.
Программа реабилитационного пространства предполагала созда ние банка данных детей и подростков «группы риска», объединение для работы с ними различных государственных организаций, социальных работников, волонтеров, спонсоров, средств массовой информации.
Центральным звеном реабилитационного пространства стал Центр социализации, в котором действуют:
станция экстренной помощи (медицинской, материальной, пси хологической, педагогической и т.д.), которую осуществляют врачи, юристы, педагоги;
психологическая служба, предполагающая постановку диагноза, нахождение причин девиантного поведения, разработку программы реабилитации подростка;
методологический отдел, осуществляющий методическую по мощь службам, клубам и другими учреждениям в работе с подрост ками;
социальная служба, в которой социальный работник разрабаты
вает программу реабилитации;
служба «Ребенок на улице», где совместно с органами опеки и попечительства Комитета по делам несовершеннолетних, правоох ранительными органами, педагогами и родителями социальный ра ботник составляет программы реабилитации для каждой семьи.
Программу реабилитации осуществляют приют, детские клубы, реабилитационные центры. В центры дневного пребывания ребята приходят на день, но могут остаться и на ночь - в случае конфликта с семьей. Сюда приходят беспризорники, которые не хотят оставать ся в приютах.
Реабилитационное пространство включает Детский наркотичес кий центр, Центры по работе с детьми-инвалидами, Центр для де тей, переживших насилие, школы-интернаты, детские дома, кружки и секции, больницы.
Работа с детьми «группы риска» строится на следующих принципах:
соблюдение интересов ребенка, добровольность, позиция наблю
дателя;
доверие, отказ от прежних характеристик на ребенка;
единство «команды» и требований к подростку всех работающих с ним;
открытость - предельная честность с детьми.
Информацию о детях улицы социальному работнику предостав
ляют:
отдел по профилактике правонарушений несовершеннолетних, участковые, МВД;
комиссия по делам несовершеннолетних;
жители района, сами дети.
Социальному педагогу, работающему с данной категорией детей, необходимы обширные знания, особенно по психологии и педагоги-
73
ке, определенные личностные качества. Он должен представлять интерес для подростка, располагать к себе при беседе, уметь об щаться с ними, быть контактным. Он должен бытьТотовым к грубос ти, заболеваниям.
Самое сложное в этой работе -установление первого контакта, так как «группы риска» недоверчивы или часто вообще отказыва ются общаться. Они идут на контакт, только поверив педагогу. Важ но сообщить цель и задачи своей работы: подростки идут навстре чу, когда их просят помочь в чем-либо, когда они видят, что в них нуждаются. Педагог должен быть пунктуален и обязателен - дан ное слово нужно обязательно выполнить. Даже на второй встрече не стоит задавать много вопросов, иначе это может насторожить ребят, и они не будут откровенны. Подростки должны к вам привык нуть.
Работа уличного социального педагога нуждается в определен
ной документации, что предполагает ведение:
ежедневного дневника социального работника;
учета детей «группы риска»;
информационных листков (пять в месяц), на основании которых создается банк данных о детях «группы риска»;
паспорта своего района, где обозначены границы района, места досуговых и учебных заведений, особо опасные территории;
ежемесячных отчетов о проделанной работе.
Работа уличного социального работника оценивается по следую
щим показателям:
число детей, которых удалось увести с улицы, вернуть к учебе, в семью, в кружки и секции, пристроить в приют, к родственникам;
количество детей, прекративших принимать психотропные веще- ства,
количество детей, определенных в реабилитационные центры;
массовость культурных мероприятий округа, спортивных турни
ров и соревнований (футбол, хоккей);
динамика снижения детской и подростковой преступности в ок
руге;
подключение новых организаций к работе с детьми, программ;
соблюдение трудовой дисциплины;
самообразование.
Для уличного социального работника установлена 36-часовая ра бочая неделя (6 дней по 6 часов), с 16.00 до 22.00. Раз в неделю проходит собрание всех социальных работников, на которых заслу шивается отчет за неделю, проводятся обмен информацией о детях
«группы риска», обсуждение общих мероприятий, планирование ра- ботьк На собрания приглашаются представители различных органи заций и служб, занимающихся детской беспризорностью.
Обобщая изложенный выше опыт, можно предложить следую
щую структуру социально-педагогического комплекса.
74
Структура социально-педагогического комплекса
Социальные педагоги в классах
Центр «Семья» Образовательный центр во внеурочное время
Центр «Досуг»
Центр спортивно- оздоровительной работы
Медико-психологическая
консультация
Центр «Доверия» для детей
Юридическая крнсультация
Система дифференцированного обучения
Система социального воспитания, творческой деятельности Медико-психолого-педагогическая служба семьи Служба защиты прав ребенка
• Служба социальной защиты молодежи
Служба досуговой творческой деятельности
Служба психологического и физического здоровья и коррекции общения
Служба социальной и профессиональной ориентации
Служба связи с научно-исследовательскими учреждениями
Подобная структура социально-педагогического комплекса се
годня получила признание и ждет распространения и развития.
Рекомендуемая литература
Березина В., Ермоленко Г. Социальный педагог в школе // Воспитание школьника. — 1994. — № 2.
75
Бочарова В.Г., Плоткин М.М. Школьник в микрорайоне. — М., 1986. Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике. — М., 1998. Воспитание учащихся по месту жительства:-— МГ,1987.
Вульфов Б.З. Социальный педагог в системе общественного воспита
ния // Педагогика. — 1992. — № 5, 6. *
Гуров В.Н. Опыт организации социально-педагогической работы // Педагогика. — 1993. — № 3.
Гуров В., Шинкаренко Н. Открытая школа и социально-педагогиче
ская работа с детьми // Воспитание школьника. — 1994. — № 2.
Ерзунов В.И. и др. Клуб для подростка. — М., 1986.
Закатова И. И. Социальная педагогика в школе. — М., 1996.
Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. — М., 1990.
Маанди Н. Школа моей мечты // Народное образование. — 1995. — № 5,6.
Селевко Г.К. Дифференциация учебного процесса на основе интереса детей. — М., 1996.
Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды. — М., 1986.
Тихомирова И.К. Система воспитательной работы в школе на основе программы. — М., 1996.
Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьника. — М., 1990.
Ширгалин Б.Ш. Работа с детьми «группы риска». — М., 1999.