Педагогические технологии и их значение в обучении экранным искусствам. Инновационные педагогические технологии в обучении фото- и киноискусству

ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА

«ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЭКРАННЫМ ИСКУССТВАМ»

БЛОК – МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЭИ

 

Педагогические технологии и их значение в обучении экранным искусствам. Инновационные педагогические технологии в обучении фото- и киноискусству.

 

Педагогическая технология (от др.-греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение; λόγος — слово, учение)— совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребёнка.

Любая технология в той или иной мере направлена на реализацию научных идей, положений, теорий в практике. Поэтому педагогическая технология занимает промежуточное положение между наукой и практикой. Педагогические технологии могут различаться по разным основаниям:

по источнику возникновения (на основе педагогического опыта или научной концепции),

по целям и задачам (усвоение и закрепление знаний, воспитание и развитие (совершенствование) природных личностных качеств),

по возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают лучшие результаты),

по функциям учителя, которые он осуществляет с помощью технологии (диагностические функции, функции управления конфликтными ситуациями),

по тому, какую сторону педагогического процесса «обслуживает» конкретная технология, и т. д.

Технология особое внимание уделяет вопросам контроля качества усвоения и диагностики уровня развития учащихся. Разработка и создание технологии требуют особенно тщательной и объемной проработки блока контроля качества и создания системы обратной связи. Эти два вопроса становятся ключевыми при организации обучения, ориентированного на качество усвоения материала. Перевод используемых сегодня методик на технологические рельсы является одной из важнейших задач педагогики и психологии.

Технологии проведения учебного занятия.

Технологическая схема современного занятия обладает большой вариативностью, но подчинена основной задаче – воспитать веру ребёнка в свои силы и стремление к самостоятельной деятельности, научить радоваться общению с педагогом и друзьями. Правильно составленная технологическая схема позволит определить место каждого занятия в учебном курсе и позволит ответить на следующие вопросы:

1. Какие цели (новые знания, умения, навыки) должны быть достигнуты при изучении данной темы?

2. Какие организационные формы обучения соответствуют содержанию учебного материала и уровню подготовки детей?

3. Какую роль играет данная тема в учебном курсе?

4. Какими знаниями, умениями, навыками овладевают дети в результате изучения темы?

5. Какие формы контроля знаний, умений и навыков целесообразны?

Постоянный перевод обучающегося из зоны его настоящего в зону ближайшего развития является основным показателем эффективности учебного занятия.

Технология проведения учебного занятия, построенного в соответствии с теорией общего развития (Л.В. Занков), включает:

- ознакомление детей с планом занятия и объяснение нового материала;

- выделение основных терминов и правил, оформление конспекта занятия;

- выполнение практических и творческих заданий с помощью алгоритмов и образцов;

- выполнение творческих заданий для развития интереса к определённому виду деятельности.

Технология проведения учебного занятия в системе дифференцированного обучения (И. Унт) предполагает несколько этапов:

Ориентационный этап (договорной). Педагог договаривается с детьми о том, как они будут работать, к чему стремиться, чего достигнут. Каждый отвечает за результаты своего труда и имеет возможность работать на разных уровнях, выбранных самостоятельно.

Подготовительный этап. Дидактическая задача – обеспечить мотивацию, актуализировать опорные знания и умения. Необходимо объяснить, почему это нужно научиться делать, где это пригодится и почему без этого нельзя обойтись (иными словами, «завести мотор»). На этом этапе вводный контроль (тест, упражнение). Дидактическая задача – восстановить в памяти всё то, на чём строится занятие.

Основной этап – усвоение знаний и умений. Учебная информация излагается кратко, чётко, ясно, с опорой на образцы. Затем дети должны перейти на самостоятельную работу и взаимопроверку. Основной принцип – каждый добывает знания сам.

Итоговый этап – оценка лучших работ, ответов, обобщение пройденного на занятии.

Технология проведения учебного занятия в соответствии с теорией проблемного обучения (М.И. Махмутов, И.Я. Лернер):

 - ознакомление обучающихся с планом занятия и постановка проблемы;

- дробление проблемы на отдельные задачи;

- выбор алгоритмов решения задач и изучение основного учебного материала;

- анализ полученных результатов, формулировка выводов.

Групповая технология складывается из следующих элементов:

- постановка учебной задачи и инструктаж о ходе работы;

- планирование работы в группах;

- индивидуальное выполнение задания;

- обсуждение результатов;

- сообщение о результатах;

- подведение итогов, общий вывод о достижениях.

Технология построения учебного занятия в соответствии с теорией педагогики сотрудничества:

- ознакомление обучающихся с будущими результатами занятия и объяснение практического значения учебного материала;

- составление крупных блоков основного содержания учебного материала;

- дифференциация учебного материала для свободного выбора обучающимися заданий (при сохранении обязательного минимума), исключение принуждения в обучении и воспитании, свободный выбор уровня сложности;

- повторение приёмов и алгоритмов выполнения творческих заданий;

- выполнение практических и творческих заданий с применением игровых и групповых форм работы, с использованием активных форм обучения;

- самоанализ и самооценка детьми результатов своей деятельности на занятии;

- выполнение заданий по культуре поведения, по воспитанию нравственности и т.п.

Технологическая цепочка группового творческого воспитательного дела (И.П. Волков, И.П. Иванов):

- Подготовительный этап (предварительное формирование отношения к делу – занимает минимальное время, чтобы дети не потеряли интерес).

- Психологический настрой (определение значимости дела, выдвижение задач, вступительное слово, приветствие и др.).

- Коллективное планирование. Можно построить в форме «мозгового штурма» в виде ответов на вопросы. (Коллектив делится на микрогруппы, которые обсуждают ответы на вопросы, затем заслушиваются варианты ответов каждой группы и осуществляется совместный выбор лучшего варианта).

- Коллективная подготовка дела. Выбор актива, распределение обязанностей, уточнение плана.

- Собственно деятельность (высокий культурный уровень). Осуществление разработанного плана.

- Завершение, подведение итогов (сбор, огонёк, круглый стол). Ответы на вопросы: что удалось, почему? Что не получилось? Как улучшить?

- Результаты коллективного дела.

Примерная схема проведения занятия в малых группах (вариант):

Этап занятия Методы, приемы
Организационный момент, мотивация «Мозговой штурм», «активизирующие задания», «открытые задания»
Изучение вопроса или проблемы Прием «ключевых слов», «загадки-интерпретации», выполнимое/ невыполнимое действие, «погружение в проблему», метод группового исследования, дизайн-анализ
Решение проблемы, практическая деятельность на занятии Метод ролевого диалога, метод проектов, обучение в «командах достижений», поисковые методы, метод «мозаики», метод творческих проектов
Подведение итогов, рефлексия «Мозговой штурм», межличностный диалог, метод «экрана впечатлений», защита и оценка проектов

 Технология проведения учебного занятия-игры состоит из следующих этапов:

- Этап подготовки (определение учебной цели, описание изучаемой проблемы, составление плана проведения и общее описание игры, разработка сценария, расстановка действующих лиц, договорённость об условиях и правилах, консультации).

- Этап проведения (непосредственно процесс игры: выступления групп, дискуссии, отстаивание результатов, экспертиза).

- Этап анализа и обсуждения результатов (анализ, рефлексия, оценка, самооценка, выводы, обобщения, рекомендации).

Успешность применения новой технологии зависит не от способности педагога реализовать определённый метод обучения на практике, а от эффективности и правильности применения выбранного метода на определённом этапе занятия, при решении данной задачи и в работе с конкретным контингентом детей.

Но главное – педагог должен уметь самостоятельно проанализировать свою работу, выявить недостатки, определить их причины и выработать пути исправления, т.е. основными профессиональными умениями педагога для этой работы являются аналитические.

Таким образом, педагог при внедрении новой технологии в образовательный процесс должен уметь:

- применять методы и приёмы обучения, используемые в данной технологии;

- проводить и анализировать учебные занятия, построенные по новой технологии;

- научить детей новым методам работы;

- оценивать результаты внедрения новой технологии в практику, используя методы педагогической диагностики.

Новые технологии требуют от педагога умения разрабатывать необходимые дидактические средства для осуществления образовательного процесса: наглядные пособия, раздаточный материал для самостоятельной работы обучающихся, учебные задания для индивидуальной и групповой работы, дифференцированные упражнения, контрольные задания, тесты и др.

 

 

Содержание образовательного процесса в области обучения экранным искусствам. Формы детских объединений в области экранных искусств. Методика организации учебной деятельности детских объединений в области экранных искусств.

Содержание учебной деятельности обязательно должно включать два взаимодополняющих направления –теоретическую и практическую подготовку детей в определенном виде творческой деятельности.

Теоретическая подготовка является одной из важнейших составляющих подготовки детей. Именно в процессе изучения теории «предмета» учащиеся имеют возможность получить максимум информации, не только расширяющей их общий и специальный кругозор, но и позволяющий на определенном этапе обучения перейти с репродуктивного уровня работы к самостоятельной деятельности, а затем – на продуктивный (творческий) уровень.

К наиболее содержательным аспектам в теоретической подготовке уч-ся детского объединения ДО относятся:

 основные этапы истории становления и развития данного вида деятельности, его современное состояние

 направления и стили, жанровое разнообразие

Выдающиеся деятели прошлого и настоящего

Специальная терминология

Инструменты и материалы

Основные технические приемы и технологии

Требования и правила в данном виде деятельности

Возможности получения профессиональной подготовки

Области применения полученных знаний и умений

Практическая подготовка - основная составляющая учебной деятельности детского творческого объединения, т.к. главным принципом ДОД является его практико-ориентированная направленность. Но практическая подготовка не м.б. необъятной, а требует четкой определенности в содержании и организации.

Выделим основные содержательные аспекты практической подготовки детей:

 основные технические приемы работы (ведь в каждом виде творческой деятельности есть своя «техника»)

Знакомство с разными материалом (техническим, жанровым, стилистическим и т.д.)

Освоение технологического процесса (последовательности и взаимосвязанности различных действий)

Специальные тренинговые и общеразвивающие упражнения

Подготовка и презентация «продуктов» самостоятельной (или совместной с педагогом) продуктивной деятельности учащихся (видео и кинофильмов, фотографий, презентаций и др.)

В настоящее время нет нормативных документов, определяющих правила организации различных форм детских объединений. Приведем ниже их краткие характеристики на основании сложившейся многолетней практики:

Кружок- весь ОП ведется одним педагогом

Студия (школа)- в УП выделены несколько «предметов», каждый из которых ведет «отдельный» педагог (т.е.с каждой группой работает несколько педагогов), но при этом образовательная программа одна

Секция – содержание деятельности имеет узкоприкладную (в основном спортивную) направленность

Клуб – предполагает широкую и разнообразную (не только учебную) деятельность, основанную на активности и самостоятельности самих учащихся

Ансамбль (коллектив) – значительную часть содержания деятельности составляют концертные выступления

Общее понятие: методика — это, как правило, некий готовый "рецепт", алгоритм, процедура для проведения каких-либо нацеленных действий.

Методика в образовании — описание конкретных приёмов, способов, техник педагогической деятельности в отдельных образовательных процессах; наука о методах преподавания; совокупность методов обучения чему-либо, практического выполнения чего-нибудь..

Методика обучения предмету включает в себя:

цели обучения

образовательные цели

развивающие цели

воспитывающие цели

практические цели

принципы обучения

содержание обучения

методы обучения

общие методы обучения

частные методы обучения

Необходимыми требованиями к методике являются следующие:

реалистичность;

воспроизводимость;

внятность;

соответствие целям и задачам планируемого действия, обоснованность;

результативность.

Методика подготовки учебных занятий

Предварительная подготовка педагога к занятию в учебном кабинете включает:

определение темы занятия;

продумывание общего хода занятия;

продумывание и отбор содержания теоретической части за­нятия;

продумывание и выбор методов теоретической подготовки детей;

подбор методических материалов по теме занятия;

выполнение практической работы;

составление плана занятия (при необходимости).

Подготовка занятия непосредственно перед его началом включает:

приход педагога на занятие не позже чем за 10 минут до его начала;

проветривание учебного кабинета;

подготовка методических материалов к занятию;

проверка и подготовка материалов и инструментов, необходимых для проведения занятия.

Все учебные и образовательные методы делятся на несколько видов, в зависимости от способов деятельности учителя и ученика.

1. Информационно-рецептивный метод. Состоит в предъявлении готовой информации и её усвоении в готовом виде учащимися.

2. Репродуктивный метод. Обучающиеся выполняют задание по образцу, неоднократно повторяют одно действие и в результате овладевают навыками и умениями. Метод используется на занятиях повторения и закрепления материала.

3. Исследовательский метод. Педагог организует поисковую творческую деятельность учащихся путём постановки новых проблемных для них задач. Эти проблемные ситуации создаёт сам педагог  по ходу учебного процесса и выстраивает по степени возрастающей сложности и доступности, требуя подготовки учащихся.

4. Частично-поисковый метод (эвристический). Педагог ставит проблему, а ученики выдвигают гипотезу. Или педагог излагает факты, а ученики делают выводы. Ярким воплощением метода является эвристическая беседа, то есть цепь взаимосвязанных вопросов педагога, составляющей проблемы и проблемы, ведущей к решению.

5. Метод проблемного изложения. Проблему ставит педагог, он же её и решает, но при этом показывает противоречивые пути самого процесса познания.

Учебное занятие как основной элемент учебного процесса в дополнительном образовании детей. Требования к учебному занятию в фото- и киностудии. Основные формы учебных занятий в области экранных искусств.

Учебное занятие – динамичная и вариативная организационная форма учебного процесса, ограниченная временными рамками, предполагающая специально организованное педагогом обучение и воспитание детей (развитие способностей, воспитание морально-этических качеств, передача знаний, умений).

Занятие является главной частью учебного процесса. Оно может быть представлено как модель взаимодействия педагога и детского коллектива, рассматриваться в логике организации деятельности, где выделяются: цель, содержание, способы, результаты деятельности, а также этапы их достижения. Как модель, учебное занятие в системе

 дополнительного образования детей представляет собой последовательность этапов в процессе усвоения знаний, построенных на смене видов деятельности обучающихся: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация.

   При разработке занятия педагог дополнительного образования изучает учебно-тематический план реализуемой образовательной программы; согласовывает определенный раздел и тему раздела с содержанием программы; определяет взаимосвязь содержания предстоящего занятия с предыдущими и последующими занятиями. Определяются тип и вид, структура занятия, его тема, цель, задачи.) Целевые установки занятия должны быть направлены на определенные конкретные цели данного занятия (воспитательные, развивающие и обучающие), выходящие на реальный, достижимый результат.

Для системы дополнительного образования детей характерным является реализация основ педагогики развития личности обучающихся, поэтому на первый план выдвигаются задачи по развитию реальных творческих способностей детей и задачи нравственного, эмоционального воздействия путем реализуемой образовательной области.  Педагогом продумывается специфика занятия, логика построения (взаимосвязь и завершенность всех частей занятия с подведением итогов каждой части по практическому и теоретическому материалу), определяется объем образовательного компонента учебного материала.

 На первоначальном этапе занятия педагог создает благоприятный морально-психологический климат, настраивая детей на сотворчество и содружество в процессе познавательной деятельности, на завершающем этапе – анализируются все выполненные работы и отмечаются даже самые небольшие достижения детей. Немаловажным моментом в подготовке занятия является разумное распределение материала на всех этапах занятия в соответствии с выбранными формами организации учебной деятельности: групповой, индивидуальной и т.д.

К занятию подготавливается учебно-методический комплекс: раздаточный материал, аудио, видеотека и др. Необходимо продумать методику продуктивного использования наглядного материала. Далее определяются индивидуальные задания для детей с опережением в развитии, определяется объем и форма самостоятельной работы с детьми. Разрабатывается краткий конспект предстоящего занятия. Педагог должен выполнять все государственные санитарно-гигиенические нормы, временной режим занятия для различных возрастных категорий детей, использовать  в своей педагогической деятельности сберегающие педагогические технологии, что связано не только со значительными физическими и эмоциональными изменениями современных детей и подростков, но и с новым укладом жизни подрастающего поколения. Что же необходимо сберегать? Физические и интеллектуальные силы, время и материальные затраты и многое другое.

Чем больше осмыслено занятие педагогом в процессе подготовки к нему, чем точнее определена его структура, тем интереснее и содержательнее пройдет занятие.

Заранее продумать занятие – означает по необходимости выявить все трудности, которые могут возникнуть на занятии, и установить соответствующие меры для их преодоления.

                      Трудности Пути преодоления
Обеспечение полного соответствия содержания занятия образовательным, воспитательным, развивающим и валеологическим задачам. Подбор необходимого теоретического и практического материала
Выделение в содержании главного, существенного. Выделение ведущей цели занятия. Определение содержания каждого логически завершённого этапа занятия. Уяснение их основных задач.
Межпредметная ориентация содержания занятия. Устранение дублирования материала. Опора на знания и жизненный опыт обучающихся, на материал, известный им из школьных предметов
Соответствие объёма содержания материала занятия отводимому на его изучение времени. Выбор необходимого и достаточного объёма информации. Отбор реального количества используемых средств, адекватных методов и видов деятельности.
Дифференциация содержания образования для обучающихся с разным уровнем подготовленности. Подготовка заданий и продумывание видов деятельности обучающихся на занятии, ориентированных на разный уровень их подготовленности и способностей.

Планируя занятие, педагог должен помнить шесть основных правил:

1. Представлять новое в старых рамках.

Педагогу следует придерживаться принципа перехода «от известного к известному». Начинать нужно с того, что детям уже известно. Ребёнок может воспринять новое посредством подобного старого, приобретённого им на опыте.

Это правило требует:

- найти то, что ребёнок знает и чего не знает;

- переходить от известного к неизвестному малыми, простыми, сознательными шагами. Материал должен быть распределён в систематическом порядке так, чтобы каждая мысль имела связь с последующей мыслью.

2.Употреблять слова, которые как педагог, так и воспитанник понимают одинаково.

Это правило требует:

- употреблять слова, известные всем детям;

- объяснять значение непонятных слов, которые приходится употреблять.

3. Применять обучение к нуждам детей.

Чтобы знать, в какой информации ребёнок нуждается и какую он может воспринять, педагог должен иметь представление о его внутренней жизни (знания, темперамент, духовное состояние) и окружающей его среде (семья, школа, друзья).

4. Создать атмосферу сотрудничества.

Это правило требует:

- не оставлять без внимания пробудившийся интерес ребёнка;

- направлять детей на поиск знаний.

5. Развивать интерес к приобретению новых знаний.

Это правило называется «законом возрастающего интереса и требует:

- организуя деятельность ребёнка, помещать известную информацию в новые рамки, создавать новые комбинации из известных ему фактов и знаний;

- возбуждать любопытство и ожидание;

- поддерживать интерес ребёнка.

6. Повторять информацию, чтобы она осталась в памяти.

Это правило требует:

- часто повторять то, что требуется запомнить;

- на каждом занятии кратко повторять материал предыдущего занятия;

- не пренебрегать ежемесячными, четвертными и годовыми обзорными занятиями.

Типы и формы учебных занятий:

Существуют разные типологии занятий, но наиболее традиционной и принятой как исследователями, так и практиками в области педагогики является типология занятий по дидактической цели:

- занятие изучения нового материала;

- занятие закрепления;

- занятие обобщения и повторения;

- контрольное занятие;

- комбинированное занятие.

Каждый этап учебного занятия в своей основе является комбинированным, т.к. состоит из системы этапов.

Формы организации деятельности детей в учебном процессе:

К традиционным формам учебных занятий относятся:

- лекции,

- дискуссии,

- семинары,

- экскурсии,

- экспедиции,

- учебные игры и др.

К нетрадиционным формам учебных занятий относятся:

- интегрированные занятия, основанные на межпредметных связях;

- занятия-соревнования: конкурсы, турниры, викторины и т.п.;

- занятия, основанные на методах общественной практики: изобретение, аукцион, устный журнал, газета и др.;

- занятия на основе нетрадиционной организации учебного материала: презентация, выставка и т.д.;

- занятия-фантазии: сказка, путешествие и др.;

- занятия, основанные на имитации общественной деятельности: суд, парламент, учёный совет, и пр.

Формы организации учебного процесса. Программой курса предусмотрено чтение лекций по тематике каждого из разделов и проведение занятий в виде семинаров, семинаров-диспутов, семинаров-уроков по содержанию курса. На каждом занятии предусматривается просмотр фрагментов произведений киноискусства в соответствии с темой занятия с целью формирования навыка анализа кинопроизведений.

Взаимосвязь аудиторной и самостоятельной работы студентов при изучении курса. В ходе изучения разделов данного курса слушателям предложено сочетать лекционный материал с самостоятельной работой над учебной и специальной литературой, а также просмотром кинопроизведений.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: