Работа с текстом – 7 мин

Тема: В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип».

Цели:

· Образовательная: познакомить с произведением В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип»; научить анализировать поступки героев, давать характеристику их действиям и поступкам.

· Развивающая: развивать умение выразительного чтения, мышление и устную речь.

· Воспитательная: формировать личностные качества: доброту, отзывчивость, уважение к природе.

Тип урока: усвоение новых знаний (ознакомление с новым произведением).

Оборудование: ноутбук, программа MicrosoftPowerPoint, презентация «Виктор Петрович Астафьев «Стрижонок Скрип»», раздаточный материал (карточки для проведения экспресс-опроса).

Литература: Литературное чтение. 4 класс. Учеб.дляобщеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.2 /[Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий и др.]. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.

Хронометраж урока

1.Организация начала урока –

2.Проверка домашнего задания –

3.Сообщение темы и целей урока –

4.Восприятие и осознание учениками фактического материала –

5.Осмысление знание, связей и зависимостей между элементами –

6.Обобщение и систематизация знаний –

7.Итоги знаний –

8.Сообщение домашнего задания –

 

Содержание урока

Организация начала урока – 1 мин

- Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок.

Проверка домашнего задания – 3 мин

- Ребята, вашим домашним заданием было составить научно-познавательный текст об одном из обитателей зоосада. Прочитайте, что у вас получилось.

Сообщение темы и цели урока – 1 мин

Подготовка к восприятию нового материала

- Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением писателя

Виктора Астафьева и прочитаем его произведение «Стрижонок Скрип».

Восприятие и осознание учениками фактического материала.

Знакомство с биографией Виктора Петровича Астафьева – 1 мин

- Ребята, известны ли вам какие-либо факты из жизни Виктора Петровича Астафьева?

- Виктор Астафьев жил на Урале, где безумно красивая природа, которой он посвятил немало своих произведений. Также Виктор Петрович правдиво писал и о войне, так как сам был её участником. Его произведения отличает искренность и правдивость.

Первичное чтение и проверка первичного восприятия

Чтение текста учениками – 4 мин

- Ребята, откройте учебники на стр 100.

- Прочитайте название рассказа.

- Подумайте, о какой птице будет идти речь в рассказе? (О стриже)

- Стриж – это единственная птица, которая может есть и спать в полёте. Стрижей можно увидеть в нашей местности. Зимуют эти птицы в Африке.

- Прочитайте рассказ до стр 106 до слов «Скрип много съел…» и назовите главных героев. Возьмите простой карандаш и незнакомые слова, которые встретятся в тексте подчёркивайте аккуратно тонкой линией. 

Беседа – 1 мин

- Назовите главных героев произведения.

- Какие слова вам были непонятны?

Словарно-лексическая работа- 1 мин

- Посмотрите на экран. Прочитайте слова.

-Что они обозначают?

Бесцеремонно- выходя за границы вежливости.

Заполошно кричали-суматошно, неспокойно.

 

- Теперь вы с лёгкостью сможете прочитать рассказ «Стрижонок Скрип».

Повторное чтение с углублённым анализом – 12 мин

Чтение детей про себя

- Откройте учебники на стр. 100. Прочитаем отрывок рассказа до слов «И когда снова…».

Беседа

- Как появился на свет стрижонок Скрип?

- Как прошел первый день его жизни?

- Какой вам представляется мама - стрижиха?

- Чем напоминает она маму человека?

- Чем порадовала мама своего первого стрижонка?

 

Чтение детьми про себя

- Прочитайте отрывок на стр.101-102 до слов «Стрижонок Скрип подрос».

Беседа

- Прочитайте, почему мама рассердилась на своего стрижонка – первенца?

- Найдите строки, в которых говорится,что понял Скрип?

- Что случилось с папой стрижат?

- Как вы можете охарактеризовать этот поступок мальчишек?

- Как автор называет стрижиху?

- Согласны ли вы с этим? Объясните.

Выборочное чтение (стр. 102-103)

- На страницах 102-103 найдите и зачитайте строки, в которых говорится, почему Скрипу очень хотелось выползти из норки.

- О каком качестве характера это говорит? (Любознательность).

- Прочитайте, как отнеслась к этому мама?

- Какие враги были у стрижей? (Сокол, ворона, чёрная гадюка).

- Как стрижи защищаются от них?

- Как вы можете охарактеризовать этих птиц? (Дружные, храбрые.)

- Чему важному хотела научить стрижат мама? (Нельзя бросать кого-либо в беде).

Физкультминутка

-Ребята, предлагаю вам на минуту переместиться в лес. Сейчас я буду называть то, что можно встретить в лесу, а вы будете это изображать.

1. Представьте, что вы маленькое деревце, которое колышется от сильного ветра;

2.Теперь вы птицы, которые возвращаются с тёплых краёв.

3. Сейчас вы цветы, которые очень любят солнце, поэтому потянитесь как можно выше;

4. Вот вы стали маленьким зайчиком, который сидит под кустом и дрожит от страха.

5. Давайте превратимся в злого волка, который ищет зайчика: нагнитесь как можно ниже, чтобы лучше видеть.

6. Вот уже и тропинка, по которой вы сможете выйти из леса.

- Присаживайтесь на свои места.

 

Чтение про себя с заданием (стр.104-105)

-На страницах 104-105 до слов «Выросли стрижата…» найдите строки, относящиеся к иллюстрации на стр. 104.

- Какие чувства испытали? Почему?

- Какое несчастье случилось у стрижат?

- Какими строками можно подписать иллюстрацию?

- Как писателю удается показать, что стрижи очень дружный народ?

Работа с текстом – 5 мин

- Вспомните, что такое эпитет? (Это слово, которое придает последующему слову выразительность, образность.)

- Найдите в тексте эпитеты, которые использовал  автор для описания Скрипа? (Голодный, храбрый, любопытный, догадливый, молодой, стремительный, сильный).

- Кто является первым учителем Скрипа? (Мать стрижиха).

- Зачитайте эпизоды связанные с матерью стрижихой и определите каким она была воспитателем?

- Найдите эпитеты-описания, какой была мать стрижиха. (Тёплая, мягкая, заботливая, строгая, серьёзная, хорошая).

-Найдите эпитеты-действия мамы-стрижихи. (Прижала, принесла, отдала, откинула, долбанула, т.е. кормила, воспитывала,оберегала, защищала).

-Ребята, обратите внимание, как мама заботилась о своем птенце. Цените своих родителей и чаще говорите близким людям, как они дороги вам.

- Найдите на странице 101 разговорное слово. (долбанула)

Осмысление знаний, связей и зависимостей между элементами

Работа с текстом – 7 мин

- На странице 110 прочитайте четвёртый вопрос и найдите в тексте ответ.

- Откройте учебник на странице 100. Перечитайте текст до слов «так начал жить…» и придумайте вопросы к этому отрывку.

- Прочитайте отрывок из текста, который начинается на странице 102 словами «маме-стрижихе было …» и заканчивается на странице 103 словами «однажды мама-стрижиха…» и придумайте вопросы к этому отрывку.

- Прочитайте часть текста, в которой рассказывается о битве мамы-стрижихи с соколом и придумайте вопрос к этому отрывку.

- Как вы оцениваете поступок мальчишек?

- Прочитайте следующий отрывок до слов «Скрип много съел…» и составьте вопрос.

 5.2. Экспресс-опрос – 2 мин

- У вас на партах лежат карточки, на которых вы должны указать верность утверждения. Если утверждение верно, поставьте знак «плюс», а если оно неверно – ставьте минус и укажите правильный вариант.

1 Стрижонок вылупился из яичка в тёмном гнезде и удивлённо пискнул. --норке
2 Мама принесла в клюве капельку дождя и отдала её Скрипу – первому стрижонку. +
3 Понял стрижонок, какая у них серьёзная и строгая мама. +
4 Таких норок в глиняном берегу над рекой было очень мало. --много
6 Однажды мама-стрижиха вылетела на битву с коршуном. --соколом
7 Стрижи – очень дружный народ. +
  Оценка:  

– Поменяйтесь карточками в паре, проверим работу.

- Количество верных ответов соответствует полученной оценке.

- Спасибо, присаживайтесь на свои места.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: