Исторические аспекты создания программ обучения в начальной школе

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«Мурманский арктический государственный университет»

(ФГБОУ ВО «МАГУ»)

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ

 

Дисциплина: Образовательные программы начальной школы

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА по теме:

Процесс обучения младших школьников. Характеристика ведущих идей

 

 

    Выполнил студент 3 курса
Лопаткин Максим Николаевич Направление подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология образования» Группа 3БППО-ПСХ (ЗФО)  
 
Проверила: Туканова Лариса Егоровна, кандидат педагогических наук, доцент
 
 

 

 

г. Мурманск

2020 г.

План

 

1. Исторические аспекты создания программ обучения в начальной школе.

2. Сущность программности в начальном образовании. Задачи и функции программы. Принципы создания программы.

3. Основные образовательные системы: традиционная и развивающая.

4. Общенаучные принципы построения образовательных программ и их роль в теории и практике начального образования.

5. Современные требования к образовательным программам начального образования.

 

 

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ ПРОГРАММ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

 

1 этап связан с зарождением системы начального образования. У ее истоков стоят древнерусские школы, созданные с целью распространения просвещения при взаимодействии языческой и христианской культур, содержащих в себе элементы народной педагогики восточных славян и культурного наследия Византии, в том числе опыта античного воспитания и образования. В течение достаточно длительного периода (IX-XVII вв.) не только накапливался педагогический опыт, но и развивалась отечественная педагогическая мысль, и совершенствовалась методология обучения. Его содержание и формы, отвечая целям христианско-этического просвещения, на данном этапе были лишены единообразия.

О распространении просвещения свидетельствуют факты появления первых образцов учебной ("Поучение детям" Владимира Мономаха, "Грамматика" И. Дамаскина, "Изборники", и др.) и методической ("Степенная книга" митрополитов московских Макария и Киприяна, Устав Луцкой братской школы, и др.) литературы; возникновения двух типов школ: государственной школы повышенного типа и школы для подготовки образованного духовенства. На протяжении веков были выработаны методические принципы (последовательность в обучении, достижение прочности знаний посредством повторения) и приемы, облегчающие процесс учения.

 

2 этап (XVIIIв.) характеризуется пересмотром общественного отношения к проблемам образования, трансформацией его целей от приведения человека к Богу до подготовки полезных государству на любом поприще людей. Его начало ознаменовано открытием первой государственной общеобразовательной школы математических и навигационных наук. Необходимость подготовки к обучению в ней обусловила создание двух типов начальных школ: двухклассной русской- с обучением чтению и письму и цифирной- с обучением счету и началам арифметики, хотя в методике обучения разновозрастного контингента учащихся 12-20 лет изменений не наблюдалось.

Для развития начального образования наибольшее значение имело постановление 1714г. об организации в провинции цифирных школ с обучением детей 10-15-летнего возраста чтению, письму, арифметике, началам геометрии. Позднее, в 1721 г., в соответствии с "Духовным регламентом" были открыты начальные духовные школы и приходские школы грамотности при домах епархиальных архиереев, обучавшие чтению, письму, молитвам, основам церковных служб.

Наряду с новыми типами школ, широкое распространение сохраняло обучение у «мастеров грамоты».

Наблюдаемая альтернативность целей светского и религиозного образования сочеталась с вариативностью форм его организации в каждой из них в виде различных типов и уровней учебных заведений. Вариативность содержания заключалась в направленности программ обучения, предметных курсах, объеме учебного материала, различных принципах и дидактических методах.

Широкая организационная, содержательная, методологическая дифференцированность к середине XVIII века поставила острую задачу разработки единой общегосударственной системы народного образования. На ее создание большое влияние оказали взгляды И. Г. Посошкова и В. Н. Татищева. Качественные показатели изменения начального образования заключались в уменьшении числа школ старого типа, сокращении количества обучающихся у "мастеров грамоты", дьяконов и дьячков, поскольку более состоятельные ученики стремились обучаться в привилегированных школах и пансионах в городах.

 

Историческая ситуация и общий ход развития государства в конце XVIII века предъявляли новые требования к школьной системе, готовящей образованных людей и верных подданных. Организация единой общегосударственной системы образования, построенной на новых педагогических принципах, была возложена на "Комиссию об учреждении училищ" (1782г.) во главе с П. В. Завадовским и Ф. И. Янковичем, в качестве идейного консультанта. В ее организации приняли участие Барсов, Поповский, Светлов, Струговщиков, а также научно-учебные центры страны - Академия наук и Московский университет, сочетавшие в своей работе национально-педагогические традиции России и основные положения педагогической концепции Я. А. Коменского. В итоге школа объединила две преемственные ступени в виде 2-классных малых и 4-классных главных народных училищ. Курс малых училищ соответствовал двум классам главных училищ. Была регламентирована организационная сторона обучения, усовершенствована содержательная и методологическая.

Согласно разработанному Уставу новых школ (1786г.), впервые за всю историю начального образования устанавливались точные сроки приема учеников в училище, регламентировалось учебное время в течение дня, вводилась классно-урочная система. Изменения в организационной стороне обучения вызвали необходимость поиска новых, более эффективных в сложившихся условиях методов обучения: совокупное наставление, совокупное чтение, изображение через начальные буквы (мнемонический прием), составление и использование таблиц на уроках, вопрошение (катехизация). Были сформулированы и новые принципы обучения: учет возрастных и индивидуальных возможностей учащихся, сознательность и наглядность в обучении, связь теоретических знаний с упражнениями в их практическом применении.

 

Введение новой школьной системы по Уставу 1786г. и совокупность мероприятий, связанных с этим, изменили облик русской школы.

Согласно Н. А. Константинову, В. Я Струминскому, за период с 1785 по 1800 гг. количество школ возросло в 26 раз, учителей - в 20 раз, учеников - в 13 раз. Народные училища стали всесословными, в них были введены новые, более совершенные учебники и учебные пособия, обновлена методика преподавания. Но в селах, как правило, школ не существовало. Поэтому разработанная общегосударственная система начального образования по сути затронула лишь городскую систему учебных заведений. Необходимость общей реформы просвещения сохранялась.

 

3 этап (XIX-нач.XX вв.) связан с дальнейшим реформированием системы просвещения под руководством специально организованного Министерства (1802г.).

В начале XIX века малые народные училища были преобразованы в уездные, а главные народные училища - в гимназии. Также учреждались приходские училища в городах и в селах, в связи с чем единая общенародная система образования (Устав 1804 г.) состояла из четырех преемственных и тесно взаимосвязанных звеньев: университет (в каждом округе), гимназия (в каждом губернском городе с 4-летним сроком обучения), уездное училище (по одному в каждом уезде с 2-летним сроком обучения), приходское училище (годичное обучение). Каждое предшествующее звено являлось основой для перехода учащихся в последующие. Создан новый тип общеобразовательных учреждений - лицей - с сокращенным, по сравнению с университетом, сроком обучения, но полученное в нем образование приравнивалось к университетскому.

Преобразования методической системы были связаны с заимствованием английского опыта взаимного обучения в начальной школе (ланкастерская система), позволявшей эффективно, дешево, быстро осуществлять начальное обучение, но, несомненно, требующей большого методического искусства и специальных учебников, наглядных пособий, таблиц. Одновременно с ней чрезвычайно популярны были идеи природосообразного элементарного образования и развивающего обучения И. Г. Песталоцци.

Либерализм начала века был преодолен после 1812г. в связи с изменением идеологии, переориентацией целей образования на "водворение в общественном воспитании начал веры и монархизма", с чем связаны изоляция каждого типа школ по принципу сословности, сокращение учебных планов, насаждение формалистического классицизма, усиление влияния религии и жесткого административного контроля. К 1838г. крупные преобразования в системе образования были завершены, и подобное ее состояние отмечалось вплоть до отмены крепостного права в России.

Демократизм 60-х годов XIX века отмечен в области педагогики оживлением теоретической и практической работы, выразившейся в самопроизвольном количественном и качественном росте школ, дифференциации различных направлений в теории начального обучения. Этот период характеризуется повышением интереса к делу воспитания и обучения детей, развития их умственных и нравственных сил. Трудно переоценить вклад К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого в разработку содержания, методов начального обучения.

Однако официальная политика в области системы образования выразилась в объединении всех народных училищ общим курсом и способом управления с целью обеспечения религиозного и правительственного контроля над работой школ, согласно "Положению о начальных народных училищах 1864 г.". Их цель низводилась до "утверждения в народе религиозных и нравственных понятий и распространении первоначальных полезных сведений" посредством обучения чтению, письму, началам арифметики.

 

Политика усиления влияния религии, насаждения формалистического классицизма, сословности, жесткого административного контроля в образовании продолжалась. Начальная школа рассматривалась как самостоятельная, законченная сословная (крестьянская) школа. Содержание образования в начальных школах сокращалось, предпринимались попытки профессионализации школ, отмечалось качественное снижение учебной литературы.

Наряду с министерскими школами, с 1884г. был учрежден и стал развиваться новый тип начальных школ - церковно-приходские, - имевший целью "утверждать в народе православное учение веры и нравственности христианской и сообщать первоначальные полезные знания". Правительственные ассигнования обеспечивали быстрый рост школ нового типа.

Следовательно, несмотря на преодоление альтернативности образования еще в начале века, сохранялась его вариативность в организационном и содержательном планах. Таким образом, к концу XIX - началу XX вв. Россия подошла со сложившейся сословно-классовой системой образования, чрезвычайно сложной по своей внутренней структуре.

Свод законов Российской империи разделял все учебные заведения на высшие, средние, низшие. К разряду низших общеобразовательных школ относились уездные и городские училища, а также начальные училища различных (свыше двадцати) наименований. Столь же сложной была и внутренняя структура начального образования, состоявшая из школ трех ступеней, принадлежащих к двум разрядам по принципу ведомственной принадлежности (школы Министерства народного просвещения и школы Духовного ведомства).

К школам первой ступени относились школы организованного и неорганизованный типа. К первым принадлежали одноклассные училища (низшая элементарная школа) с 3-годичным (2-годичным для церковноприходских) сроком обучения; ко вторым − школы грамоты, дававшие минимальный объем знаний. Круг учебных предметов организованных типов школ был образован законом Божьим, чтением по гражданской и церковной печати, письмом, начальными арифметическими сведениями, церковным пением.

Вторую ступень составляли двухклассные училища (министерские образцовые училища, второклассные церковноприходские школы). Их первый класс был аналогичен одноклассной школе, срок обучения во втором классе составлял 3 года (2 года для церковноприходских школ). Дополнительно к предметам школы первой ступени присоединялись история, география, рисование, черчение, сведения из естественной истории в министерских школах. В церковноприходских школах курс предметов первой ступени расширялся за счет истории, географии.

Третью ступень составляли многоклассные училища (уездные, с 3-летним сроком обучения, и городские - с 6-летним). Из всех начальных училищ выход в среднюю школу имели только уездные училища, все остальные начальные школы были тупиковыми.

Кроме того, начальное обучение осуществлялось в городе: в школах при детских приютах и воскресных школах, школах домашних учителей, в приготовительных классах при средних учебных заведениях, на дому с помощью наемных учителей; на селе практиковалось обучение детей родителями или выучившимися братьями и сестрами (Д. И. Шаховский).

 

4 этап определен коренными организационными, содержательными, методологическими преобразованиями системы просвещения после октябрьской революции 1917г. Комплекс реформистских мероприятий включал в себя организацию новой системы управления образованием, ликвидацию сословного признака, отделение школы от церкви (а церкви от государства) и придание ей светского характера. Их итогом стала организация единого типа средней трудовой школы с 9-летним сроком обучения с одинаковым уровнем мужского и женского образования. Ее первой ступени соответствовала начальная школа, имеющая 5-летний срок обучения (с 20-х гг. - 4-летний). Итогом коренных преобразований системы образования можно считать принятие закона "О всеобщем обязательном начальном обучении" (1930г.).

Проводилась большая работа по согласованию содержания образования, единых учебных планов по предметам школьного курса, подготовке стабильных учебников. Создавались монографии, учебные пособия по проблемам обучения детей; исследованию, с целью совершенствования, была подвергнута методическая система преподавания различных предметов.

В конце 50-х и в 60-х гг. на первый план был выдвинут вопрос об ускорении развития, расширении познавательных возможностей детей под влиянием методов обучения и введения в процесс обучения нового, усложненного содержания. Для его решения начались экспериментальные работы, в итоге это отразилось сокращением на один год срока обучения в начальной школе, благодаря изменению его содержания и методики обучения.

Переход к всеобщему среднему образованию (к. 70-х гг.) формально завершил длительный этап альтернативного и вариативного образования в стране. Установилась единая, строго регламентированная система школьного образования с невариативными содержанием и методами обучения, отраженными в единых учебных программах и планах. Трехлетняя начальная школа явилась ее первым звеном.

С середины 80-х гг. в стране началось новое реформирование образования. С одной стороны, оно позволило открыть ряд новых, как общественных, так и частных школ, дало право государственным школам работать по индивидуальным и альтернативным программам; в определенной мере позволило освободить учителя от формальных моментов в работе и т.д.

К сожалению, выявился и ряд негативных моментов, которые грозят самому существованию отечественного образования: отказ государства от всеобщего бесплатного среднего образования, потеря интереса общества к школе, падение общественного престижа образования, сокращение расходов на образование и т.п. Самое же страшное состоит в том, что распад государства, многих общественных институтов, моральное разложение и экономический кризис привели к неопределенности самого существования образования, даже его бессмысленности для общества и каждого человека.

Восьмидесятые - девяностые годы стали для отечественной школы периодом постоянных преобразований, связанных с построением концепции новой школы. Получили развитие идеи личностного подхода к воспитанию; единства воспитания, обучения и развития, педагогики сотрудничества (В. Матвеев, В. Шаталов, Ш. Амонашвили, В. Ильин, С. Соловейчик). Был осуществлен эксперимент по обучению детей с шести лет.

С 1986-87 учебного года реформа школы развивается полномасштабно, она охватывает деятельность всей системы образования. «Стратегия ускорения,- было отмечено в Политическом докладе ЦК КПСС XXVII съезда партии,- предполагает совершенствование общественных отношений, обновление форм и методов работы политических и идеологических институтов, углубление социалистической демократии, решительное преодоление инерции, застойности и консерватизма, всего, что сдерживает общественный прогресс». Очевидно, что все это относится к школе, настоятельно требует полнее использовать огромные возможности воспитания и образования подрастающих поколений в духе идеалов, определенных в новой редакции Программы Коммунистической партии Советского Союза.

Главная суть ускорения в народном образовании - в коренном улучшении качества обучения воспитания школьников, подготовки их к самостоятельной жизни и труду, в более полной реализации ленинского принципа соединения обучения с производительным трудом.

Прежде всего, это активное использование в практике обучения достижений педагогической науки, передового педагогического опыта, улучшение организации и стимулирования труда учителя, развитие их самостоятельного творческого мышления, совершенствование форм и повышение эффективности управления народным образованием.

Одна из основных проблем, поставленных реформой школы - введение обучения детей на год раньше. Этот переход предполагалось осуществить постепенно, оценив с позиции современных достижений психологии, и создав благоприятные условия: создание учебных планов и программ; системы обучения и воспитания, охватывающей все стороны развития умений учащихся, усвоения элементарных начатков грамоты, счета, письма; соблюдение режима дня (дневной сон); сотрудничество родителей; пособия для учителей, учебники, дидактические материалы, средства обучения, новое оборудование помещений. В этот период и начинает появляться литература по данной проблеме (Ш.А. Амонашвили «В школу – с шести лет», Мухина В.С. «Шестилетний ребенок в школе»).

1988 г. стал переломным в совершенствовании всей системы народного образования. Идеи февральского (1988) Пленума ЦК КПСС, XIX партийной конференции явились дальнейшим развитием решений XXVII съезда КПСС о демократизации всей системы образования, воспитания и развития подрастающего поколения, о преодолении административного стиля в руководстве народного образования, о привлечении всех слоев населения к делам и заботам школы.

Гуманистическая направленность начального обучения, проявляющаяся, прежде всего в любви и уважении к ребенку, в максимальном развитии его самостоятельности, творчества, в создании атмосферы радостного труда на всех уроках.

Под влиянием партийных решений о школе, а также средств массовой информации, пропагандирующих новаторский педагогический опыт, активные методы и приемы обучения и воспитания, различные формы применения педагогики сотрудничества, новые находки ряда учителей, в коллективах школ стало формироваться новое педагогическое мышление, новые подходы к работе с детьми, при которых в центре внимания всей деятельности учителя, классного коллектива стал конкретный ученик с его способностями, потребностями, возможностями развития.

Учитель теперь может варьировать структуру урока, определять нужное количество часов на изучение той или иной темы, менять последовательность тем курса, а в освободившееся от изучения тем время проводить уроки-экскурсии, специальный урок развития речи, уроки-диспуты.

Создаются условия для привлечения дополнительных текстов к урокам чтения, природоведения, внеклассного чтения.

Более активно в работе с детьми вовлечены родители.

Изменился подход к оценке знаний.

Особое внимание уделяется вопросам индивидуального подхода к ребенку. Если раньше эта проблема решалась только в классе повышением успеваемости, помощи отстающим школьникам, то теперь большим количеством учителей она связывается с развитием познавательной активности, интереса к учению, творческой самостоятельности учителя.

Происходит перестройка институтов усовершенствования учителей, работа начальных классов, работа методкабинетов, метод объединений школы в плане изучения, накопления, анализа передового педагогического опыта.

1988 г. стал знаменательным и для развития национальной школы. Возрастает внимание к изучению родного языка, как основе становления личности младшего школьника, как средству познания, хранения и передачи информации и исторического опыта своего народа, как средству формирования полноценного национально-русского двуязычия (вводится изучения языка республики).

В школах растет интерес к народным традициям, обычаям, культуре, опираясь на которые учителя совершенствуют учебно-воспитательный процесс.

В марте 1991 года в Москве на Всероссийском совещании работников образования была рассмотрена «Программа стабилизации и развития российского образования» в переходный период, т.е. период, связанный с теми кардинальными социально-экономическими и политическими изменениями, которые происходили в то время в обществе, и протекающими в нем перестроечными процессами.

 

Был поддержан и одобрен запланированный Министерством курс на широкомасштабную разработку новых учебных программ, скорейшее появление параллельных, альтернативных учебников, учебных и методических пособий, на формирование рынка образовательных услуг и программно-методических средств.

Большие изменения намечаются в области начального образования, в работе городских и сельских школ. Прежде всего к новому 1991-1992 учебному году корректировка содержания действующих учебно-методических комплексов по всем предметам трехлетней и четырехлетней начальной школы. Начало опробования новых технологий обучения, предусматривающих изменение приоритетов целей обучения в начальных классах, когда на первый план выдвигаются развивающие функции этого процесса, и также ускоренная разработка новых параллельных учебных курсов и подготовка их к изданию с последующим их внедрением:

· учебно-методические комплексы, базирующиеся на новых технологиях развивающегося обучения (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, В.А.Левин, И.И.Ильясов);

· интегрированные курсы: «Математика и конструирование» (1-2кл), «Окружающий мир» (1-2кл), «Речь и культура общения» (1-2кл);

· спецкурсы развития познавательных способностей для учащихся, обучающихся по действующим программам (1-3, 1-4);

· «Азбука», построенная на коммуникативно-деятельностной основе, и «Азбука», основанная на теоретических положениях методики учебного моделирования;

· новый курс по русскому языку, построенный на коммуникативно-деятельностной основе для 2-3классов;

· единые учебники для двух систем начальной школы (1-3 и 1-4).

 

Также разработка рекомендаций для ИУУ по подготовке методической службы и учителей к работе по новым курсам и технологиям обучения.

Закон РФ об образовании (1992г.) определил принципы государственной политики в области образования, дал возможность вновь развиваться альтернативным и вариативным формам получения образования.

Школы получили возможность перехода на новые, более свободные формы организации учебного процесса, изменения своего статуса, введения новых учебных планов, более свободного выбора учебных предметов и объемов их изучения, выбора учебных программ, введения альтернативных учебников, осуществления многоуровневого и дифференцированного обучения, отбора содержания учебного материала и методов его преподавания. Это предоставило родителям и учащимся право выбора формы приобретения образования и его направленности уже с начальной школы.

Процесс обновления образования сопровождался массовой апробацией в школах России альтернативных и вариативных систем обучения. Богатый опыт их проектирования представлен концепциями учебной деятельности (Д. Б. Эль-конин, В. В. Давыдов), проблемного обучения (Т. В. Кудрявцева, И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин), поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина), обучения на высоком уровне сложности (Л. В. Занков), школы диалога культур (В.С. Библер, С.Ю. Курганов) и др.

Массовая апробация с 1991/92 учебного года в начальном образовании систем обучения Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова обусловлена наибольшей степенью соответствия их содержания новым целям обучения.

После распада СССР в 1992г в России открылись возможности не стесненных идеологическими предписаниями педагогических поисков, произошли качественные изменения в школьной политике.

В отечественной педагогике в 1990-х гг. существенно изменилась трактовка демократизма общеобразовательной школы. Если прежде школьная политика базировалась на идеях единообразия общего образования, то теперь все более заметно сказывается иное понимание демократизма школьной системы. Считается, что школа должна выполнять две функции: собственно обучения и социальной диверсификации (от лат, diversificatio- изменение, разнообразие). В первом случае речь идет о приобретении знаний, умений, формировании характера. Во втором случае - о распределении по различным профессиональным и общественным слоям.

 

В начале 90-хгг, стали возрождаться частные учебные заведения, как правило, платные; некоторые- дорогие и привилегированные, после отхода от политики преследования частной инициативы во всех сферах общественной жизни. К 1994/95 учебному году в Российской Федерации насчитывалось примерно 450 негосударственных начальных и средних школ. В них обучалось около 40 тыс. школьников, что составило приблизительно 0,1% всех учащихся. Власти уделяют им меньше внимания, чем общественным учебным заведениям, что проявляется, в первую очередь, в сфере финансирования.

Гражданам гарантирована общедоступность и бесплатность обучения в пределах общенациональных образовательных стандартов на всех ступенях государственных и муниципальных учреждений. В платных негосударственных (частных) общеобразовательных школах затраты родителей на обучение должны возмещаться в определенных пределах из общественных средств. Граждане имеют право давать детям домашнее общее образование и получать на это субсидии. Прием в школы с углубленным изучением предметов (лицеи, гимназии и пр.) проходит на конкурсной основе.

В 1993 г. в свет выходит проект Временного государственного образовательного стандарта по начальному образованию подготовленный сотрудниками Института общеобразовательной школы РАО.

Необходимость создания стандарта подсказана теми изменениями, которые происходят в то время в обществе, прежде всего демократизации всех сфер общественной жизни. В современной начальной школе меняются приоритеты целей начального образования. На первый план она выдвигает цели воспитания и развития личности ребенка на основе формирования его учебной деятельности. При этом не уменьшается внимание к усвоению младшими школьниками предметных знаний, умений, навыков (чтения, письма, счета).

Отечественная школа переживает в это время очередной кризис. Этому много причин: и тяжелое экономическое положение страны, и традиционно малое внимание властей к проблемам образования и воспитания детей, и остаточный принцип финансирования школы, и, по-прежнему, массовая материальная необеспеченность учителя, и многое другое.

Между тем от того, как будет развиваться начальное обучение и воспитание ребенка, зависит очень многое. Все чаще начинают говорить о насущной необходимости возрождения семьи и семейного воспитания. Однако - это- процесс сложный и длительный. Поэтому роль дошкольного воспитания и начальной школы остается очень высокой. Число же проблем, возникающих в начальной школе, весьма велико. Одни из них носят общий характер, другие относятся к преподаванию отдельных учебных дисциплин.

Появляется проблема дошкольного воспитания, включая момент поступления ребёнка в школу. Раньше ребенок посещал детский сад (или не посещал его) и автоматически зачислялся в первый класс школы по месту жительства. Число детских садов резко уменьшилось; появились прогимназии или частные детские воспитательные учреждения. Созданы школы с гимназическими начальными классами; организованны платные частные начальные классы. Вместе с тем, по данным печати, резко возросло число больных детей, беспризорных (появляются новые типы школьных учреждений школы в больнице). Все это уже привело к расслоению дошкольников на одаренных, «зажиточных», запущенных и т.д. Поступление ребенка в школу в некоторых случаях стало проблемой. Резко стали различаться и уровень подготовки ребенка к школе, и содержание дошкольного воспитания.

Проблема преемственности в обучении- одна из типичных методических проблем этого этапа. Встает вопрос о переходе на шестилетнюю начальную школу, сохранив в основной школе 7-9классы.

Встает проблема обучения в сельской малокомплектной школе, об эффективности осуществления обучения и развития ребенка, о формах и методах реализации обучения, проблема возможности поступления в гимназии и колледжи.

Проблема межпредметных связей, - каким образом построить содержание и методику начального образования, чтобы изучение каждого учебного предмета способствовало успешности изучения другого учебного предмета.

И одна из приоритетных проблем - проблема образовательного стандарта.

Предполагалось, что структура вновь разрабатываемых стандартов должна хотя бы частично решить стоящие перед образованием проблемы. Стандартизация в образовании прежде всего имеет целью создание условий для формирования человека в направлении, нужном как для общества, так и для самого человека, что создается целями образования. Встает вопрос о создании образовательной среды, как важной части содержания, стимулирующую активность всех субъектов образовательного процесса, определить объективное содержание учебного курса (дисциплины), образовательные источники в зависимости от специфики самого предмета, различных форм информации. На государственном уровне определяющим является целенаправленное развитие общества и вхождение страны в сообщество развитых демократических государств, необходимое установление высоких (адекватных уровню, существующему в странах большой семерки) федеральных и национальных стандартов, которые сформируют и сформулируют подходы к установлению региональных стандартов и стандартов учебных учреждений, будут способствовать созданию развивающей образовательной среды и концентрации ресурсов на достижение образовательных целей.

1995 г. - с появлением образовательного стандарта начинается более активная и интенсивная работа по совершенствованию системы образования в области вопросов структуры и содержания начального обучения. Происходит масштабное появление авторских программ, параллельных курсов, учебно-методических комплектов (Агаркова Н.П. «Письмо»; БунеевР.Н., Бунеева Е.В. «Чтение и литературное образование», Жуйков С.Ф., Зеленина Л.М. «Русский язык», Истомина Н.Б. «математика»; Плешаков А.А. «Мир вокруг нас» 1кл, «Природа и сельскохозяйственный труд» 3-4кл; Горячев А.В. и др. «Информатика в играх и заданиях»; Рамзаева Т.Г. «Русский язык» и тд.).

1998/99г Усиливается в начальной школе внимание к гуманизации процесса обучения, взаимодействия учеников с учителем становится более демократичными, школьник выступает равноправным учеником учебного диалога. Эти изменения отразились на целях, содержании, методах обучения.

 

Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами много говориться об отрицательном влиянии школы на здоровье детей. Специалисты считают, что от 20 до 40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей, связаны со школой.

По данным разных исследований, за последнее десятилетие здоровы лишь от 5 до 25% школьников. Минздравом России называются следующие цифры по 1998году: в начальной школе здоровы 11-12% детей, в основной-8%, в средней-5%, при этом 79% детей имеют пограничные нарушения психического здоровья.

В целях нормализации учебной нагрузки и недопущения перегрузок обучающихся Минобразования России обращает внимание руководителей органов управления образованием и образовательных учреждений на необходимость внимательного отношения к этому вопросу и выполнение нормативных актов, направленных на здоровьесберегающую организацию учебного процесса.

Приказом Минобразования России от 09.02.98г. № 322 утвержден Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, определяющий максимальный объем учебной нагрузки обучающихся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: