Занятие №5
Тема: Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
Цель:
Объяснить детям, что слово человека могущественно: словом, мы можем пожалеть, приободрить, обидеть, огорчить.
Задачи:
осмысление учащимися о необходимости следить за своей речью, бережном отношении к ближнему;
развивать зрительное внимание и восприятие, учить отвечать на вопросы, обосновывая свой ответ.
Задание № 1
Речевая разминка
Упражнение «Круги» Собрать губы в «пятачок» и делать «пятачком» круговые движения сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Работают только губы.
«Почистим зубы»
Цель: Научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами.
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка почистить нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу-вверх.
Методические указания.
- Губы неподвижны, находятся в положении улыбки.
- Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов.
|
|
- Двигая языком снизу-вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.
«Автомат»
Цель: Вырабатывать подъём языка, гибкость и подвижность кончика языка.
Описание. Рот открыт. Губы в улыбке. Напряженным кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук т - т - т - сначала медленно, постепенно убыстряя темп.
Методические указания.
Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, звук т носил характер чёткого удара, а не хлюпал, кончик языка не подворачивался, ощущалась выдыхаемая воздушная струя воздуха. Для проверки ко рту поднести полоску бумаги: при правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.
«Маятник» (Высунуть языки ритмично перемещать его слева-направо, справа-налево, имитируя движения маятника.)
«Жуй, жуй-не глотай» (Высовываем медленно язык, при этом сжимаем его зубами, как бы покусывая. Таким же образом убираем язык.)
Упражнения на три вида выдыхания
- Спокойное плавное:
Свистит ветер - ссссссссссс….
Шумят деревья - шшшшшшш……
Летит пчела-жжжжжжж…
Комар звенит - ззззззз
- Волевое, но сдержанное:
Работает насос - сссссс! Сссссс! Ссссс!
Метёт метель - шшшшш! Шшшшш! Шшшшшш!
Сверлит дрель - ззззз! Зззззз! Ззззз!
-Краткое, быстрое (эмоционально):
Кошка сердитья-ф!ф!ф!ф!ф!ф!
Пила пилит-с!с!с!с!с!
Заводиться мотор-Р!Р!Р!Р!Р!
Задание № 2
Посмотрите сказку Добролесья «Слово не воробей, вылетишь – не поймаешь»:
https://yandex.ru/video/preview/?filmId=14613636739883508575&text=конспект%20для%20дошколят%20слово%20не%20воробей%2C%20вылетишь-не%20поймаешь&path=wizard&parent-reqid=1589302220003966-1359388623059015798800303-production-app-host-sas-web-yp-128&redircnt=1589302352.1
|
|
Задание № 3
Побеседуйте с ребенком:
ü Чем обидели волка белки?
ü Как звали лося?
ü Каким, словом обидели белки лося?
ü Куда спешил ёжик и почему он был печальным?
ü Чему научила сова бельчат?
ü Какая была сова Февронья?
ü Какой вывод сделали белки?
Задание № 4
Давайте немного отдохнём.
Мы ногами топ- топ, топают ногами
Мы руками хлоп- хлоп! хлопают руками
Мы глазами миг- миг, быстро закрывают и открывают глаза
Мы плечами чик- чик, поднимают то одно, то другое плечо
Раз - сюда, два - туда, повороты в стороны
Повернись вокруг себя.
Раз - присели, два – привстали, приседания
Руки кверху все подняли - поднять руки кверху, а затем приставлять их
Раз- два, раз- два, к плечам
Заниматься нам пора.
(одновременно с произнесением текста дети выполняют соответствующие
движения).
Задание № 5
Расскажи ребёнку
Пословица «Слово — не воробей, вылетит – не поймаешь».
Откуда взялось сравнение с воробьём? Почему это выражение так полюбилось людям? Попробуем разобраться…
Значение пословицы
Когда говорят, что слово не воробей, имеют в виду, что к словам, а главное, их последствиям нужно относиться бережно и ответственно. Прежде, чем обронить хоть одно словечко, необходимо много раз подумать. Иначе выпорхнувшая острота может обидеть, унизить человека, навсегда отвратить его от собеседника.
Открой рабочую тетрадь на стр.56, рассмотри картинки и выполни задания.
Задание № 6