Пунктуационный анализ

Моргунова Светлана Викторовна

morgunova-lana@list.ru

Конспект урока литературы

Дата 25.05.20

Группа 89 Мастер по ремонту автомобиля Курс 1

Тема урока: Итоговая контрольная работа по русскому языку

Форма работы: индивидуальная, электронное обучение.

Тип урока: урок контроля усвоения знаний, умений и навыков

Продолжительность 1 час

Цель урока: контроль и коррекция знаний

 

Ход урока

Часть 1. Решить тест.

Выделите основные функции русского языка

а) повествование, рассуждение, описание;

б) устная и письменная речь;

в) коммуникативная, номинативная, эстетическая.

 

Определить виды речевой деятельности

а) говорение, слушание, письмо, чтение;

б) научная, публицистическая, разговрная;

в) орфография, пунктуация.

 

3. Русский язык имеет две разновидности:

а) речь и письмо;

б) литературный язык и диалекты;

в) жаргонизмы и диалектизмы

 

4. Основными признаками текста являются:

 а) рассказ и роман:

 б) связность и цельность;

 в) глава и часть.

 

5. Текст имеет композицию:

а) развитие действия, завязка, заключение;

б) завязка, развитие действия, заключение;

в) заключение, развитие действия, завязка.

 

6. Функционально – смысловые типы речи:

а) описание, рассуждение, повествование;

б) устная и письменная речь;

в) коммуникативная, номинативная, эстетическая.

 

7. Определить цель научного стиля:

а) точная передача деловой информации;

б) убеждение в чем-либо читателя слушателя;

в) точная передача научной информации.

 

8. Стиль периодической печати, выступлений на собраниях, по радио и телевидению называется:

а) разговорный;

б) научный;

в) публицистический.

 

К какому стилю речи принадлежат слова: «лебёдушка», «хата»

а) художественный;

б) разговорный:

в) публицистический.

 

10.Сфера употребления официально-делового стиля речи:

а) словесно-художественное творчество

б) деловые бумаги

в) научные статьи

г) статьи в газетах и журналах

 

Часть 2.

Прочтите текст и выполните задания 11–13.

(1) В густом тонкоствольном осиннике я увидел серый в два обхвата пень. (2)Пень этот сторожили выводки опят с рябоватыми шершавыми шляпками. (3)На срезе пня мягкою шапкою лежал линялый мох, украшенный тремя или четырьмя кисточками брусники. (4)И здесь же ютились хиленькие всходы ёлочек. (5)У них было всего по две-три лапки и мелкая, но очень колючая хвоя. (6)А на кончиках лапок всё-таки поблескивали росинки смолы и виднелись пупырышки завязей будущих лапок. (7)Однако завязи были так малы и сами ёлочки так слабосильны, что им уже и не справиться было с трудной борьбой за жизнь и продолжать рост.

(8)Тот, кто не растёт, умирает! — таков закон жизни. (9)Этим ёлочкам предстояло умереть, едва-едва народившись. (10)3десь можно было прорасти. (11)Но нельзя выжить.

(12)Я сел возле пенька и заметил, что одна из ёлочек заметно отличается от остальных, она стояла бодро и осанисто посреди пня. (13)В заметно потемневшей хвое, в тоненьком смолистом стволике, в бойко взъерошенной вершинке чувствовались какая-то уверенность и вроде бы даже вызов. (14)Я запустил пальцы под влажную шапку мха, приподнял её и улыбнулся: (15)«Вот оно в чём дело!» (16)Эта ёлочка ловко устроилась на пеньке. (17)Она веером развернула липкие ниточки корешков, а главный корешок белым шильцем впился в середину пня. (18)Мелкие корешки сосали влагу из мха, и потому он был такой линялый, а корешок центровой ввинчивался в пень, добывая пропитание.

(19)Ёлочка долго и трудно будет сверлить пень корешком, пока доберётся до земли. (20)Ещё несколько лет она будет в деревянной рубашке пня расти из самого сердца того, кто, возможно, был её родителем и кто даже после смерти своей хранил и вскармливал дитя.

(21) И когда от пня останется лишь одна труха и сотрутся следы его с земли, там, в глубине, ещё долго будут преть корни родительницы-ели, отдавая молодому деревцу последние соки, сберегая для него капельки влаги, упавшие с травинок и листьев земляники, согревая его в стужу остатным тёплым дыханием прошедшей жизни.

(22) Когда мне становится невыносимо больно от воспоминаний, а они не покидают, да и никогда, наверное, не покинут тех, кто прошёл войну, когда снова и снова передо мной встают те, кто пал на поле боя, а ведь были среди них ребята, которые не успели ещё и жизни-то как следует увидеть, ни полюбить, ни насладиться радостями мирскими и даже досыта поесть, — я думаю о ёлочке, которая растёт в лесу на пне.                                                      (По В. Астафьеву *)

* Виктор Петрович Астафьев (1924—2001) — русский советский писатель. Важнейшие темы творчества Астафьева — военная и деревенская. Одним из первых его произведений было школьное сочинение, затем превращенное писателем в рассказ «Васюткино озеро». Первые рассказы автора были опуб- ликованы в журнале «Смена». Известность принесли повести «Последний поклон», «Царь-рыба» и другие, романы «До будущей весны», «Тают снега»,

«Прокляты и убиты».

 

Анализ содержания текста.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) В густом тонкоствольном осиннике ёлочки могли прорасти.

2) Ни одна из ёлочек заметно не отличалась от остальных.

3) Корни родительницы-ели ещё долго будут отдавать молодому деревцу последние соки.

4) От воспоминаний о войне автору становится невыносимо больно.

5) Воспоминания о ёлочке помогают автору жить дальше.

Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.

1) В густом тонкоствольном осиннике я увидел серый в два обхвата пень.

2) На срезе пня мягкою шапкою лежал линялый мох, украшенный тремя или четырьмя кисточками брусники.

3)  Ещё несколько лет она будет в деревянной рубашке пня расти из самого сердца того, кто, возможно, был её родителем и кто даже после смерти своей хранил и вскармливал дитя.

4) Тот, кто не растёт, умирает! — таков закон жизни.

5) Она веером развернула липкие ниточки корешков, а главный корешок белым шильцем впился в середину пня.

Лексический анализ.

Найдите в тексте контекстный синоним (словосочетание) к слову ЁЛОЧКЕ (предложение 22).

Напишите этот синоним.

Часть 3.

14. Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

 

1)     ДЕРЕВЯННЫЙ - правописание суффикса в прилагательном не определяется правилом (является исключением)

2)     СЖАТЬ - в приставке перед звонким согласным корня пишется С

3)     НЕ ВЫУЧЕННОЕ учеником правило — частица пишется с причастием раздельно при наличии зависимого от причастия слова

4)     НЕ С КЕМ – неопределённое местоимение с предлогом пишется раздельно

5)     ЗАМУЖ — имя существительное м.р. пишется без –Ь

 

Пунктуационный анализ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: