Моргунова Светлана Викторовна
morgunova-lana@list.ru
Конспект урока литературы
Дата 25.05.20
Группа 89 Мастер по ремонту автомобиля Курс 1
Тема урока: Итоговая контрольная работа по русскому языку
Форма работы: индивидуальная, электронное обучение.
Тип урока: урок контроля усвоения знаний, умений и навыков
Продолжительность 1 час
Цель урока: контроль и коррекция знаний
Ход урока
Часть 1. Решить тест.
Выделите основные функции русского языка
а) повествование, рассуждение, описание;
б) устная и письменная речь;
в) коммуникативная, номинативная, эстетическая.
Определить виды речевой деятельности
а) говорение, слушание, письмо, чтение;
б) научная, публицистическая, разговрная;
в) орфография, пунктуация.
3. Русский язык имеет две разновидности:
а) речь и письмо;
б) литературный язык и диалекты;
в) жаргонизмы и диалектизмы
4. Основными признаками текста являются:
а) рассказ и роман:
б) связность и цельность;
|
|
в) глава и часть.
5. Текст имеет композицию:
а) развитие действия, завязка, заключение;
б) завязка, развитие действия, заключение;
в) заключение, развитие действия, завязка.
6. Функционально – смысловые типы речи:
а) описание, рассуждение, повествование;
б) устная и письменная речь;
в) коммуникативная, номинативная, эстетическая.
7. Определить цель научного стиля:
а) точная передача деловой информации;
б) убеждение в чем-либо читателя слушателя;
в) точная передача научной информации.
8. Стиль периодической печати, выступлений на собраниях, по радио и телевидению называется:
а) разговорный;
б) научный;
в) публицистический.
К какому стилю речи принадлежат слова: «лебёдушка», «хата»
а) художественный;
б) разговорный:
в) публицистический.
10.Сфера употребления официально-делового стиля речи:
а) словесно-художественное творчество
б) деловые бумаги
в) научные статьи
г) статьи в газетах и журналах
Часть 2.
Прочтите текст и выполните задания 11–13.
(1) В густом тонкоствольном осиннике я увидел серый в два обхвата пень. (2)Пень этот сторожили выводки опят с рябоватыми шершавыми шляпками. (3)На срезе пня мягкою шапкою лежал линялый мох, украшенный тремя или четырьмя кисточками брусники. (4)И здесь же ютились хиленькие всходы ёлочек. (5)У них было всего по две-три лапки и мелкая, но очень колючая хвоя. (6)А на кончиках лапок всё-таки поблескивали росинки смолы и виднелись пупырышки завязей будущих лапок. (7)Однако завязи были так малы и сами ёлочки так слабосильны, что им уже и не справиться было с трудной борьбой за жизнь и продолжать рост.
|
|
(8)Тот, кто не растёт, умирает! — таков закон жизни. (9)Этим ёлочкам предстояло умереть, едва-едва народившись. (10)3десь можно было прорасти. (11)Но нельзя выжить.
(12)Я сел возле пенька и заметил, что одна из ёлочек заметно отличается от остальных, она стояла бодро и осанисто посреди пня. (13)В заметно потемневшей хвое, в тоненьком смолистом стволике, в бойко взъерошенной вершинке чувствовались какая-то уверенность и вроде бы даже вызов. (14)Я запустил пальцы под влажную шапку мха, приподнял её и улыбнулся: (15)«Вот оно в чём дело!» (16)Эта ёлочка ловко устроилась на пеньке. (17)Она веером развернула липкие ниточки корешков, а главный корешок белым шильцем впился в середину пня. (18)Мелкие корешки сосали влагу из мха, и потому он был такой линялый, а корешок центровой ввинчивался в пень, добывая пропитание.
(19)Ёлочка долго и трудно будет сверлить пень корешком, пока доберётся до земли. (20)Ещё несколько лет она будет в деревянной рубашке пня расти из самого сердца того, кто, возможно, был её родителем и кто даже после смерти своей хранил и вскармливал дитя.
(21) И когда от пня останется лишь одна труха и сотрутся следы его с земли, там, в глубине, ещё долго будут преть корни родительницы-ели, отдавая молодому деревцу последние соки, сберегая для него капельки влаги, упавшие с травинок и листьев земляники, согревая его в стужу остатным тёплым дыханием прошедшей жизни.
(22) Когда мне становится невыносимо больно от воспоминаний, а они не покидают, да и никогда, наверное, не покинут тех, кто прошёл войну, когда снова и снова передо мной встают те, кто пал на поле боя, а ведь были среди них ребята, которые не успели ещё и жизни-то как следует увидеть, ни полюбить, ни насладиться радостями мирскими и даже досыта поесть, — я думаю о ёлочке, которая растёт в лесу на пне. (По В. Астафьеву *)
* Виктор Петрович Астафьев (1924—2001) — русский советский писатель. Важнейшие темы творчества Астафьева — военная и деревенская. Одним из первых его произведений было школьное сочинение, затем превращенное писателем в рассказ «Васюткино озеро». Первые рассказы автора были опуб- ликованы в журнале «Смена». Известность принесли повести «Последний поклон», «Царь-рыба» и другие, романы «До будущей весны», «Тают снега»,
«Прокляты и убиты».
Анализ содержания текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) В густом тонкоствольном осиннике ёлочки могли прорасти.
2) Ни одна из ёлочек заметно не отличалась от остальных.
3) Корни родительницы-ели ещё долго будут отдавать молодому деревцу последние соки.
4) От воспоминаний о войне автору становится невыносимо больно.
5) Воспоминания о ёлочке помогают автору жить дальше.
Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.
1) В густом тонкоствольном осиннике я увидел серый в два обхвата пень.
2) На срезе пня мягкою шапкою лежал линялый мох, украшенный тремя или четырьмя кисточками брусники.
3) Ещё несколько лет она будет в деревянной рубашке пня расти из самого сердца того, кто, возможно, был её родителем и кто даже после смерти своей хранил и вскармливал дитя.
4) Тот, кто не растёт, умирает! — таков закон жизни.
5) Она веером развернула липкие ниточки корешков, а главный корешок белым шильцем впился в середину пня.
Лексический анализ.
Найдите в тексте контекстный синоним (словосочетание) к слову ЁЛОЧКЕ (предложение 22).
Напишите этот синоним.
Часть 3.
14. Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
|
|
1) ДЕРЕВЯННЫЙ - правописание суффикса в прилагательном не определяется правилом (является исключением)
2) СЖАТЬ - в приставке перед звонким согласным корня пишется С
3) НЕ ВЫУЧЕННОЕ учеником правило — частица пишется с причастием раздельно при наличии зависимого от причастия слова
4) НЕ С КЕМ – неопределённое местоимение с предлогом пишется раздельно
5) ЗАМУЖ — имя существительное м.р. пишется без –Ь
Пунктуационный анализ.