Последствия миграции для развития национальной экономики

Для стран-экспортеров:

     Для большинства развитых стран активная эмиграция была характерна в трудные периоды их развития. Однако по мере решения проблем процессы эти стабилизировались. Примером может служить Италия, которая основным условием вступления в ЕЭС выдвигала требование свободного перемещения рабочей силы. Сейчас, превратившись в одну из наиболее динамично развивающихся стран, Италия сократила эмиграцию и в настоящее время является импортером-экспортером рабочей силы. По этому же пути идут и другие страны Средиземноморья.

В то же время имеются неоспоримые преимущества для стран, экспортирующих рабочую силу:

1. Отъезд части населения отдельных стран за рубеж способствует нормализации на их рынках труда. Так, в Пакистане во второй половине 90-х годов миграция за рубеж позволила сократить безработицу на 1/3. Таким образом, экспорт рабочей силы уменьшает давление избыточных трудовых ресурсов и, соответственно, социальное напряжение в стране. Многочисленные эмпирические данные свидетельствуют, что миграция рабочей силы способствует повышению среднего уровня заработной платы и доходов самых бедных слоев стран-доноров.

2. Рост квалификации выезжающих в другие страны.

За границей мигранты приобщаются к более современным технологиям, применяемым в принимающих странах, к более передовым стандартам трудовой этики, дисциплины и организации производства. При возвращении на родину все эти обстоятельства оказывают большое воздействие на совершенствование трудового потенциала стран-экспортеров рабочей силы, а также на весь процесс их социально-экономического развития.

3. Для государственных финансов в стране эмиграции отток рабочей силы означает, с одной стороны, сокращение налоговых поступлений. С другой стороны, снижается нагрузка на государственный бюджет за счет сокращения трансфертных платежей и социальных расходов.

Важным финансовым результатом оттока рабочей силы для страны эмиграции является значительный поток денежных переводов, направляемых эмигрантами оставшимся дома родственникам и друзьям.

Так, бывшая Югославия -- основной в мире экспортер рабочей силы, имела поступления от экспорта товаров и услуг ежегодно около 10 млрд. долл., но практическая прибыль от этого экспорта составляла порядка 3 млрд. долл. За последние 15 лет экспорт рабочей силы наиболее сильное влияние оказывает на экономику Пакистана. Переводы из-за рубежа в эту страну от работающих за рубежом больше поступлений от экспорта товаров и услуг в 5 раз.

В последние годы выделилась новая группа лидеров -- крупные экспортеры, такие, как Польша и Израиль, Канада, Австралия, Италия.

4. Выгоду от экспорта рабочей силы получает не только экономика в целом, но и государственный бюджет страны от экспорта рабочей силы. Прежде всего, это налоги от фирм- посредников по трудоустройству. В ряде стран эмигранты вносят прямые платежи в государственный бюджет в виде налогов, если такое оговорено в законодательстве или межправительственном соглашении. В Турции, например, молодые эмигранты вносят в госбюджет специальную сумму за предоставленную отсрочку от воинской службы.

5. Международные организации активно подключаются к научно-практической разработке и реализации многих проблем стран-экспортеров. Так, в рамках ЕС рассматривалась возможность создания фонда со странами Магриба с целью предотвращения массового выезда из этого региона. Из этого фонда должны были финансироваться программы по реализации совместных проектов с целью создания новых рабочих мест, организации сети курсов переквалификации с использованием накопленного европейскими странами опыта, улучшение системы образования и определенных отчислений на помощь наименее защищенным слоям общества и сохранение, таким образом, социальной стабильности.

6. В ряде стран эмиграция позволяет исправить нарушения процессов воспроизводства рабочей силы. Применительно к рабочей силе расширенное воспроизводство дает возможность как численного, так и качественного роста трудовых ресурсов.

Таким образом, можно сделать вывод, что, несмотря на возможные негативные последствия экспорта рабочей силы («утечка умов» и др.), страны, экспортирующие рабочую силу и имеющие за счет этого существенные денежные переводы из-за рубежа, не собираются отказываться от практики трудовой миграции. А огромный опыт, накопленный ими в течение десятилетий, и стабильные связи между традиционными партнерами служат гарантией того, что сотрудничество в этой области будет продолжаться и дальше.

Для стран-импортеров трудовых ресурсов:

Импорт рабочей силы производит многостороннее воздействие на экономику принимающих стран, использующих ее как фактор развития своих производительных сил. Страны, принимающие рабочую силу, получают при этом следующие преимущества:

1. Повышается конкурентоспособность производимых страной товаров вследствие уменьшения издержек производства, связанных с более низкой ценой иностранной рабочей силы.

2. В трудоемких отраслях и тех видах производств, которые не пользуются спросом у местного населения, иммигранты способствуют преодолению «узких мест» и обеспечивают нормальный процесс воспроизводства. Так, в конце 80-х годов иностранные рабочие составляли в Западной Европе в середине 90-х -- от 15 до 30%. Неквалифицированные работники из Турции и Северной Африки составляют 60--80% иммигрантов в Германии, Франции. На тяжелую работу охотно нанимаются палестинцы в Израиле, индонезийцы в Малайзии, боливийцы в Аргентине.

3. Зачастую при длительном использовании иностранных рабочих зависимость от их труда в отдельных государствах становится настолько велика, что без привлечения новых иммигрантов невозможно нормальное функционирование некоторых отраслей национальной экономики -- строительства, угольной промышленности, сферы услуг и т.д.

4. Иммигранты позволяют развитым странам в период относительно высоких темпов экономического роста с меньшими затратами провести перемещение трудовых ресурсов и сгладить диспропорцию в их распределении между странами и отраслями производства, подвергшимися значительным структурным сдвигам в связи с НТР или процессом интеграции.

5. В результате развития процессов трудовой иммиграции во многих развитых странах складывается двойной рынок труда. На одном идет продажа национальной рабочей силы, на другом -- иностранной. Население данной страны выполняет квалифицированную работу в промышленности и сфере услуг. Большинство же иммигрантов заняты на самых трудоемких и вредных для здоровья видах работ и имеют более продолжительную рабочую неделю, а заработную плату ниже, чем местные рабочие.

6. Иностранные рабочие часто рассматриваются как определенный амортизатор в случае кризисов и безработицы. Они первыми могут быть уволены.

7. Развитие иммиграции позволяет странам-реципиентам экономить большие средства на подготовке кадров. В результате «похищения умов» США сэкономили лишь в сфере образования и научной деятельности за период с 1985 по 1995 г. не менее 15 млрд. долл.

8. Считается, что мигранты представляют собой излишнее бремя для бюджета принимающей страны из-за роста выплат пособий по бедности, перегрузки общественных школ, роста издержек на поддержание общественного порядка. Но это не так. Иммигранты выплачивают в виде налога много больше, чем их приезд стоит бюджету и, соответственно, другим налогоплательщикам. Нелегальные иностранные работники, в частности из Мексики, также становятся в США налогоплательщиками. Как нелегалы, они практически не имеют доступа к общественным благам и услугам, но при этом платят налог с оборота, с зарплаты и т.д.

9. В развитых странах при низком уровне рождаемости и уменьшении количества занятых с помощью иммигрантов пытаются поддержать на должном уровне пенсии и социальные программы. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) утверждает, что иммигранты улучшают демографическую картину развитых стран, страдающих старением. Во Франции, Германии, Швеции 10% всех новорожденных появляются в семьях переселенцев, в Швейцарии -- 24%, а в Люксембурге -- почти 38%.

10. Что касается финансовой стороны, то иностранные рабочие создают дополнительную нагрузку для государственных финансов за счет роста трансфертных платежей, расходов на поддержание общественного порядка и некоторых социальных расходов (особенно если иммигранты приезжают вместе со своей семьей). Однако, с другой стороны, принимающая страна получает уже готовую рабочую силу, не неся затрат на образование и профессиональное обучение, и при этом в государственную казну поступают дополнительные налоги.

Политику ввоза иностранной рабочей силы в настоящее время поддерживают многие экономисты. Так, американский исследователь Дж. Саймон, опубликовавший в 1989г. фундаментальный труд «Экономические последствия иммиграции», позитивно оценивает влияние международной миграции рабочей силы на мировую экономику в целом.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: