1. Схематизация основных положений, раскрывающих социальную природу образования, его общечеловеческий, конкретно-исторический характер, социально-культурную ситуацию на рубеже XX — XXI вв. в ее отношении к образованию (обратите внимание на новые понятия).
2. Рассмотрите природные и социально-культурные предпосылки и факторы развития человека. Попытайтесь «развести» понятия «индивид» — «личность» — «индивидуальность», «социализация» — «инкультурация». Ваши «педагогические выводы».
3. Раскройте трактовки категории цели и целеполагания в образовании;
педагогические цели и модели педагогического процесса в гуманистической
личностно-ориентированной педагогике.
Список литературы:
1. История педагогики и образования: учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. З.И. Васильева. - 4-е изд., испр. - М.: Академия, 2008. - 429с.
2. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: учеб. пособие / Под ред. А.И. Пискунов. - М.: Сфера, 2001. - 512с.
|
|
3. Никулин, Н.Н. Генезис идей системного подхода в отечественной педагогике: монография / Н.Н.Никулина. – Белгород:Политерра, 2013 г. -118 с.
4. Старикова, Л.Д. История педагогики и философия образования: учеб. пособие для студентов / Л.Д. Старикова. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 435с.
5. Степашко, Л.А., Философия и история образования: учеб. пособие для студентов вузов/ Л.А.Степашко. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. — 272 с.
Семинар №2. Образование и духовные ценности современной цивилизации
Цель семинара: усвоить определения и сущность понятий «духовность», «духовные ценности», «экологии духа», рассмотреть принципы цивилизационного подхода к всемирному историко-педагогическому процессу
Вопросы для обсуждения
1.Проблема «экологии духа», духовность.
2.Духовные ценности восточной и западной цивилизаций. 3.Постиндустриальное сознание и гуманистическая парадигма в современной педагогике.
4.Цивилизационый подход к всемирному историко-педагогическому процессу.
Список практических заданий
1. Схематизация и соотношение понятий «духовность», «духовные ценности», «ценностные ориентации» (общечеловеческие, национальные, индивидуальные), «экология духа», религиозная и светская духовность в их отношении к образованию и воспитанию.
2. Раскройте трактовки образования как способа социального наследования
(обратите внимание на понятия культурологии: «универсалии», «жизнесмыслы», «стереотипы», «традиции»; на связь базовых идей
цивилизационных культур и педагогики).
3. Попытайтесь выделить ведущие идеи философии образования, «выводимые» из духовных ценностей культуры постиндустриального общества, являющиеся базовыми основаниями формирующейся в современной педагогике гуманистической парадигмы.
|
|
Реферат (доклад) на тему:
1.Общечеловеческое, национальной и индивидуальное в образовании.
2.Готовность к свободе как проблема воспитания и образования.
3.Философское толкование принципов обучения и воспитания
Список литературы:
1. Вершинина, Н.А. История педагогики как науковедческая дисциплина/ Н.А. Вершинина // Изв.Рос.гос.пед.ун-та им. А.И. Герцена Сер. Психол.-пед.науки. - 2007. - №8.- С.56-68. - С. 2007.
2. История педагогики и образования: учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. З.И. Васильева. - 4-е изд., испр. - М.: Академия, 2008. - 429с.
3. Никулин, Н.Н. Развитие идей системного подхода к процессу воспитания в отечественной педагогике: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Н.Н.Никулина. – Белгород, 2003 г. – 171 с.
4. Старикова, Л.Д. История педагогики и философия образования: учеб. пособие для студентов / Л.Д. Старикова. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 435с.
5. Степашко, Л.А., Философия и история образования: учеб. пособие для студентов вузов/ Л.А.Степашко. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. — 272 с.
Модуль 2 «Гуманистическая традиция в педагогике западной цивилизации. История зарубежной школы и педагогики»
Семинар №3. Воспитание и педагогическая мысль в Древнем мире. Зарождение идеи о всестороннем развитии человека.
Цель семинара: формирование представления о развитии педагогической мысли в Древнем мире
Вопросы для обсуждения
1.Воспитание и обучение в древнейших государствах Ближнего и Дальнего Востока.
2.Философско-педагогическая мысль Древней Греции.
3.Спартанская и афинская системы воспитания.
4.Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем Риме.
5.Зарождение христианской традиции воспитания.