Цель семинара: проследить основные этапы развития и формирования педагогических концепций в западной педагогике в конце XIX – начале XX вв.
Вопросы для обсуждения
1.Теории «свободного воспитания» Ж.-Ж. Руссо.
2.Педагогическая теория и деятельность И.Г. Песталоцци.
3.Педагогическая теория И.Ф. Гербарта.
4.Педагогическая деятельность и взгляды А. Дистервега.
5.Социально-философские взгляды и просветительская деятельность Р. Оуэна.
6.Формирование в XIX в. идей «трудовой школы».
7.Движение «новых школ» в Европе и Северной Америке. 8.Авторские педагогические системы первой половины ХХ в.
9.Формирование к началу ХХ века основных современных теорий воспитания и развития личности.
Список практических заданий
1. Установите соответствие
Педагог | Педагогический труд | |
1. Иоганн Песталоцци | 1. «Общая педагогика, выведенная из целей воспитания» | |
2. Иоганн Гербарт | 2. «Новый взгляд на общество, или Опыты об образовании человеческого характера» | |
3. Адольф Дистервег | 3. «Дневник отца» | |
4. Роберт Оуэн | 4. «Руководство к образованию немецких учителей» |
2. Распределите в правильной последовательности ступени обучения (по И. Гербарту):
|
|
а) система
б) ассоциация
в) метод
г) ясность
3. Ответьте письменно на вопросы.
Почему Эмиль в романа Руссо «Эмиль, или О воспитании» воспитывается не в обществе, а на лоне природы?
Изложите суть идеи Ф.А. Дистервега о культуросообразности воспитания.
В чём состоит суть теории элементарного образования И.Г. Песталоцци?
Как вы думаете, концепция воспитания Ж.-Ж. Руссо – «свободное воспитание или педагогика манипулирования»?
Какие идеи Ж.Ж. Руссо актуальны сегодня в свете гуманистической парадигмы образования и почему?
4. Выберите правильный вариант.
Кем была главная героиня романа Песталоцци «Лингард и Гертруда»?
а) гувернанткой;
б) революционеркой;
в) простой крестьянкой;
г) женой каменщика.
Кто определял высшую цель воспитания как «самодеятельность на служении истине, красоте и добру»?
а) Гербарт;
б) Дистервег;
в) Песталоцци;
г) Оуэн.
5. Заполните таблицу
Представители зарубежной педагогической мысли конца ХIХ – первой половины ХХ в. | Основные педагогические идеи |
М. Монтессори | |
Дж. Дьюи | |
К. Роджерс |
6. Перечислите новые формы обучения, появившиеся во 2-й половине ХХ в. Воспользуйтесь изданием: Латышина Д И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2003. С. 585-588.
7. «Плохой учитель сообщает истину, хороший учитель учит находить её». Насколько верно это высказывание А. Дистервега применительно к современной школе?
|
|
8. Оформите биографический лист о И.Г. Песталоцци.
9. Работа в подгруппах.
А) Сравните концепции духовно-нравственного воспитания Я.А.Коменского,
И.Г. Песталоцци, И.Ф.Гербарта, попытайтесь представить их взгляды как известную
целостность.
Б) Сопоставьте позиции И.Г. Песталоцци и И.Ф.Гербарта в реализации идеи развивающего обучения, в трактовке соотношения формального и материального образования.
В) Сравните модели «школы учебы» и «школы культуры», соотнесите эти модели с идеей воспитывающего обучения.
Г) Дайте сравнительную характеристику педагогических идей Дж. Локка и Ж.-Ж. Руссо.
Ж) Дайте сравнительную характеристику педагогических систем И.Ф.Гербарта и А. Дистервега.
10. Защита проекта «Один день в школе (Германии, Франции, Италии, Англии и др.) в середине XIX века»
Реферат (доклад) на тему:
1.Теория и практика воспитания дошкольников Ф. Фрёбеля.
2.«Гуманное бунтарство» Януша Корчака.
3.«Мир детства» Марии Монтессори.
4.Идеи свободного воспитания Эллейн Кей.
5.Психология Поля Лапи.
6.Мистико-антропологическая концепция педагога Рудольфа Штайнера.
7.Функциональная педагогика (Э. Клапаред, А. Ферьер, с. Френе).
Список литературы:
1. История педагогики и образования: учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. З.И. Васильева. - 4-е изд., испр. - М.: Академия, 2008. - 429с.
2. Попов, В.А. История педагогики и образования: учеб. пособие для студентов вузов / В.А. Попов; ред. В. А. Сластенин. - М.: Академия, 2010. - 203с.
3. Старикова, Л.Д. История педагогики и философия образования: учеб. пособие для студентов / Л.Д. Старикова. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 435с.
4. Степашко, Л.А., Философия и история образования: учеб. пособие для студентов вузов/ Л.А.Степашко. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. — 272 с.
5. Корнетов, Г.Б. педагогическая система И.П. Песталоцци/ Г.Б. Корнетов //Школьные технологии. – 2007. – №3. – С. 48-58.
6. Корнетов, Г.Б. Теория естественного воспитания Жан-Жака Руссо / Г.Б. Корнетов //Школьные технологии. – 2008. – №2. – С. 21-24.
7. Корнетов, Г.Б. Феномен исторически первого типа образования / Г.Б. Корнетов //Школьные технологии. – 2007. – №2. – С. 3-8.
Модуль 3 «Формирование и развитие гуманистических традиций отечественной педагогики»
Семинар №6. Воспитание и образование на Руси с древнейших времен до XVII в.
Цель семинара: получить представление о развитии педагогической мысли и образования в отечественной педагогике до XVII в.
Вопросы для обсуждения
1. Зарождение педагогической мысли в Древней Руси.
2. Формирование на Руси традиций народной педагогики. Фольклор и народные игрушки как средство воспитания в народной педагогике.
3. Утверждение православия на Руси, традиции русской православной педагогики. Роль церкви в воспитании и образовании на Руси.
4. Педагогические идеи в памятниках древнерусской литературы.
5. Развитие образования в Русском государстве в XIV – XVII вв.