Государственная политика в сфере занятости в СССР и приоритетные направления современной государственной политики в РФ

Занятость населения и миграционная политика В экономике СССР рынок труда существовал в измененном виде и находился под жестким контролем со стороны государства. Стоит отметить, что одним из главных достижений считалась ликвидация безработицы и обеспечение полной занятости рабочих. Экономику СССР отличала мобилизация населения на довольно высоком уровне. Уклонение от общественного труда каралось путем морального осуждения или уголовного преследования, а участие в общественном труде считалось обязанностью. В ходе рыночных изменений произошел отход от принципа гарантированной занятости населения, а также была отмечена неизбежность существования безработицы.

 

Основные направления политики российского государства по содействию реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость закреплены в ст. 5 Закона о занятости среди которых, частности, следующие:

 

развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защита национального рынка труда;

обеспечение равных возможностей всем гражданам РФ независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие Чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые);

предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;

поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения;

координация деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;

международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории РФ и иностранных граждан на территории России, соблюдение международных трудовых норм.

 

 

Управления занятостью на федеральном уровне.

Управление занятостью на федеральном уровне

Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации» определяет как правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, так и гарантии государства по реализации конституционных прав российских граждан на труд и социальную защиту от безработицы.

В законе содержится также указание на полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере содействия занятости населения.

Основные полномочия федеральных органов государственной власти:

1 реализация основных направлений государственной политики в области содействия занятости населения;

2 принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих общие принципы государственной политики в сфере занятости населения;

3 разработка и финансовое обеспечение программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения;

4 установление норм социальной поддержки безработных граждан;

5 разработка мер активной политики занятости населения;

6 формирование средств на финансирование мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан и контроль за целевым использованием указанных средств;

7 координация деятельности по созданию экономических условий для обеспечения занятости населения, развития предпринимательства и самозанятости.

На федеральном уровне вопросы обеспечения занятости населения непосредственно входят в компетенцию Федеральной службы по труду и занятости, которая вместе с другими уполномоченными в данной сфере органами образует федеральную государственную систему занятости населения в Российской Федерации.Эта федеральная государственная система включает в себя следующие органы и учреждения:

• на федеральном уровне - Минздравсоцразвития России и Федеральная Служба по труду и занятости (Роструд);

• на уровне субъектов Российской Федерации – территориальные органы Роструда, находящиеся в этих субъектах;

• на уровне районов (городов) - учреждения службы занятости, которые обычно носят название районного (городского) центра (управления, отдела) занятости

          


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: