«Изучите азы науки прежде,
чем пытаться взойти на ее вершины.
Никогда не беритесь за последующее,
не усвоив предыдущее».
И.П. Павлов
Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) является продолжением и углублением учебного процесса и организуется непосредственно на кафедрах практически всеми преподавателями вуза во время учебного процесса или во внеучебное время, в студенческих конструкторских бюро, в проблемных лабораториях университета. Под руководством ведущих специалистов студенты приобретают дополнительные знания и опыт в профессиональной и научной деятельности. Начинать научную деятельность можно уже на первом курсе самостоятельно во внеучебное время, обозначив для себя проблему исследования, либо под непосредственным руководством преподавателя по индивидуальному плану, в составе проблемной группы, в процессе учебной деятельности или работая в научных кружках, проектном бюро и др.
В настоящее время НИРС классифицируют на 2 кластера: работа, предусмотренная учебным планом и включенная в учебный процесс, и работа, выполняемая во внеурочное время. Учебная НИРС, предусмотренная действующими учебными планами, реализуется на всех этапах подготовки студентов. Наиболее часто используются такие формы учебной НИРС, как:
· подготовка рефератов, исследовательских работ в рамках учебных дисциплин;
· проведение практикумов, педагогической и производственной практик, предусматривающих микроисследования. отработку исследовательских умений;
· выполнение контрольно-диагностических заданий к учебным программам с целью развития у студентов исследовательского подхода в профессиональной деятельности;
· проведение спецкурсов и спецсеминаров, предполагающих разработку планов-программ по проблеме, самостоятельное конструирование студентами методик, диагностик, игр, упражнений;
· выполнение курсовых работ;
· выполнение выпускных квалификационных работ (бакалаврских, дипломных и магистерских), предусматривающих научно-теоретический анализ литературных источников и проведение опытно-экспериментальных исследований.
Внеучебная НИРС осуществляется во внеучебное время. Основные формы вне учебной НИРС:
· участие студентов в работе предметных и проблемных кружков, проблемных студенческих лабораториях;
· участие в работе научных и научно-практических конференций;
· участие во внутривузовских и республиканских конкурсах научных работ;
· участие в выполнении госбюджетной или договорной тематики, в работах по творческому содружеству, в рамках государственных, межвузовских или внутривузовских грантов, а также индивидуальных планов преподавателей, выполняемых на кафедрах и в научных учреждениях вуза;
· участие в социологических, педагогических и психологических исследованиях, проводимых преподавателями в рамках своих исследований;
· написание статей в сборниках научных работ, монографии и т.д..
Общее руководство и ответственность за постановку и организацию системы НИРС в вузе возложены на ректора. Ответственность за организацию и развитие системы НИРС в вузе наряду с ректором непосредственно несет проректор по научной работе. Функционирование системы НИРС в вузе под руководством ректора обеспечивают: у ченый совет университета, ученые советы факультетов (институтов), Совет НТТСМ МичГАУ, зав. кафедрами, руководители студенческих научных кружков, проблемных лабораторий и конструкторского бюро.
Более подробно узнать о системе НИРС в МичГАУ можно изучив Положение о научно-исследовательской работе в Мичуринском государственном аграрном университете (в деканате факультета, дирекции института, на сайте университета).
Студенты, успешно сочетающие научную работу с учебной, могут иметь ряд привилегий:
· по представлению научного руководителя и Совета НТТСМ они могут быть переведены решением совета факультета (института) на индивидуальный график выполнения учебного плана;
· научные работы, выполненные студентами и соответствующие требованиям учебных программ, могут быть зачтены вместо соответствующих курсовых или других учебных заданий;
· за успехи, достигнутые в научно-исследовательской работе, студенты награждаются грамотами и денежными премиями;
· НИРС – значимый фактор в рейтинге студента и в назначении специальных стипендий;
· наиболее отличившиеся в научной работе студенты выпускных курсов могут быть рекомендованы для поступления в магистратуру и аспирантуру.