Информирование общественности:целевые группы общественности и их типологии

Общественность - любая группа людей (и даже отдельных индивидов), так или иначе связанную с жизнедеятельностью организации или учреждения.

 В public relations используется два подхода в определении и типологизации общественности – ситуативный и психографический. В рамках ситуативного подхода под понятием «общественность» (активная аудитория) понимают любую группу людей, при определенных обстоятельствах так или иначе сплотившихся вокруг конкретных общих интересов или переживаний.

 В рамках ситуативного подхода к вопросу группирования общественности в PR подходят с прагматических позиций, выделяя в ней те группы общественности, на которые оказывает влияние та или иная организация и от отношения которых к организации зависит успех или неудача ее деятельности. Наиболее распространенно деление общественности на две группы: внешнюю и внутреннюю. Внешнюю общественность составляют группы людей, непосредственно не связанные с организацией: пресса, государственные органы, работники сферы образования, клиенты, жители ближайшей к организации местности, поставщики и др. Внутренняя общественность – группы людей, входящие в состав собственно организации: рабочие) инженерно-технические работники, руководители, акционеры, совет директоров и т.д. Это самая общая типологизация, которая является основой для других делений общественности на целевые группы.

 Типологизация общественности, предложенная Джерри Гендриксом.

- работники СМИ(местных, общенациональных, специальных);

- общественность собственно организации, в т.ч. администрация;

- местные жители,лидеры групп и руководители местных политических, общественных, деловых, религиозных, культурных и других организаций;

- инвесторы (реальные и потенциальные), статистическая служба, сети финансовой и экономической информации, страховые организации и д.т.;

- государственные органы, включая и местный уровень;

- потребители, в том числе персонал собственно организации, различные группы потребительской общественности, активисты защиты прав потребителей, издательства для потребителей;

- общественность групп особенных интересов, их каналы информации, лидеры, руководители организаций.
14.типология групп общественности Грюнинга.

1.активная

2.пассивная

3.общественность вокруг 1 проблемы

4.общественность вокруг обострившейся проблемы

Он выделяет следующие виды групп общественности на основе их отношения к организации: необщественность, латентная общественность, осведомленная общественность и активная общественность. Под необщественностью он понимает людей, не оказывающихся в проблемной ситуации, не втянутых в нее, либо тех, на кого не воздействуют организация или другие люди. Уровень их включенности настолько незначителен, что они не оказывают никакого воздействия на организацию, и организация в свою очередь заметно не влияет на них. Латентная общественность охватывает объективно причастных к проблемной ситуации людей, которые еще просто не осознают своей причастности к другим людям или организации в данном вопросе или проблемной ситуации. Осведомленная общественность - люди, осознавшие, что на них определенным образом влияет проблемная ситуация, либо они вместе втянуты в нее, но еще не обменивались мнениями (не общались) между собой по этому поводу. Активная общественность - люди, осознавшие проблемную ситуацию и начавшие активно общаться и организовываться для овладения данной ситуацией.

Таким образом, самыми полезными для PR являются определения групп общественности, базирующиеся на понимании того, в какой степени люди втянуты в проблемную ситуацию и как она влияет на них, кто они, где живут, к каким организациям принадлежат, как именно поступают в данной ситуации и т.д.

С активной группой общественности легче происходит информационный обмен в силу заинтересованности в последнем обеих сторон. Однако, в отличие от пассивной группы, активная также обладает своими источниками информации, которые могут не совпадать с информационным обеспечением самой компании. При этом стоит проводит мониторинг и пассивных групп. Как отмечалось ранее, это позволит выявить те группы, которые потенциально могут занять активную позицию, и, таким образом, предотвратить появление возможных проблем либо угроз с их стороны.

Грюнинг определяет латентную общественность, которая мотивирована стать активной следующим образом:

• Она осознаёт необходимость в информации в сложившейся ситуации.

• Осознаёт себя находящейся под влиянием внешних факторов, а не контролирующей их; понимая, что в их силах изменить положение, начинает сама стремиться к получению информации с намерением предпринять какие-либо действия.

• Ощущает себя вовлечённой в данную ситуацию и испытывает на себе влияние этой ситуации.

Грюниг выделяет 4 типа общественности:

1) тех, кто проявляет активность во всех ситуациях;

2) тех, кто невнимателен и бездейственен во всех ситуациях;

3) тех, кто проявляет активность лишь в ситуациях, имеющих в ним

отношение;

4) тех, кто проявляет активность только, если проблема приобретает широкое общественное признание.
15.общественное мнение:подходы Хабермаса и Ноэль-Нойман

Хабермас считает, что общ.мнение может создавать только средний класс, т.е. лица, имеющие определённый достаток, образование и профессию. Этот подход является морально-нравственным. Заключается в воздействии на 5% людей (лидеры мнений), которые потом распространят это мнение на остальных. Приверженец коммуникативного подхода, Луман считает, что общ.мнение создаётся темами, задаваемыми СМИ. Статистико-демоскопический подход – Ноэль Нойман. Заключается в чётком знании распределения ответов на вопросы в проц.соотношении – количеств.оценка. Всё, что изучается должно подвергаться статистич.обработке, т.е. вычислению зависимости. Общественное мнение должно иметь комическую оценку, предпочтение в количестве граждан, силу групп целевых и т.д. считает:на общественне мнгение влияет в какой стране челве живет. Общественное мнение0оценка,к-ую гражд. Выступает д-ем или буд власти.Обществ.мнение постоянно изменяется. Ю. Хабермас выделяет общественное мнение, связывая его с субъектами последнего, в качестве которых он называет группы правящей элиты, владеющей собственностью. Для него общественное мнение – это мнение, выраженное в официальных источниках информации и являющееся инструментом в руках политически доминирующей социальной группы. Оригинальную концепцию общественного мнения разработала Э. Ноэль-Нойман, положившая в основу определения последнего способ его проявления. Автор считает, что «социальная природа человека, побуждающая его дорожить своим именем и бояться изоляции, подчиняет всех людей давлению конформизма, называемому общественным мнением».[1] В связи с этим она вводит понятие «спираль молчания», суть которого состоит в том, что многие люди не высказывают своего мнения из-за боязни оказаться в изоляции. 15.. Такая ситуация приводит к тому, что озвученное, высказанное мнение может оказаться вовсе не мнением большинства, которое считая себя меньшинством, молчит. «Говорящие», даже если в действительности их меньшинство, получив поддержку, начинают еще активнее высказывать свое мнение. «Молчащие», даже если их большинство, еще упорнее молчат, что способствует раскручиванию спирали молчания. В связи с этим Ноэль-Нойман одну из важнейших характеристик общественного мнения, заключающуюся в том, что оно может быть без боязни высказано публично. Автор понимает всю значимость общественного мнения для политических процессов, поэтому считает, что субъекты политической деятельности должны стремиться сделать сои позиции и взгляды приемлемыми для других людей, чтобы не приводить их к изоляции. В противном случае общественное мнение в силу раскручивающейся спирали молчания может повести себя непредсказуемо. Элитарная концепция общественного мнения акцентирует внимание на роли интеллигенции, аристократии, словом – элиты, - в общественной жизни. Именно такой трактовки общественного мнения придерживается Ю. Хабермас, когда выделяет в качестве субъекта последнего публику, отделяя ее от большинства народа. Публика, говорит Ю. Хабермас, - «это не народ не масса, не большинство населения, не «все»; она состоит из тех, кто может резонерствовать на собраниях, в кафе и пивных, в салонах и на страницах газет; она состоит из образованных слоев населения, владеющих собственностью. Они считают себя носителями истины, которая должна быть признана всеми».
16.Подходы к пониманию общ мнения в российской науке

Общественное мнение складывается из широко распространённой информации, как-то: мнений, суждений, убеждений, идеологий, равно как и из слухов, сплетен, заблуждений.В формировании общественного мнения большую роль играют средства массовой информации (СМИ), в частности: телевидение, радиовещание, печатные издания (пресса).На общественное мнение влияют мнения людей, признаваемых обществом авторитетными и компетентными, личный опыт людей.Инструментами воздействия на общественное мнение со стороны государства являются пропаганда и цензура. Фо́нд «Обще́ственное мне́ние» — российская организация, занимающаяся проведением социологических исследований. Правовой статус — некоммерческая организация типа «общероссийский фонд».Фонд имеет солидный опыт проведения обширных политологических исследований для большинства избирательных кампаний современной России. Всеросси́йский це́нтр изуче́ния обще́ственного мне́ния — старейшая российская исследовательская организация, регулярно проводящая социологические и маркетинговые исследования на основе опросов общественного мнения. Одна из крупнейших российских компаний на этом рынке. Создана в 1987 году.». Среди основных направлений деятельности компании:политика (электоральные исследования, мониторинг удовлетворенности властью), социальная сфера (образование, медицина, семья, жилищно-коммунальные услуги), бизнес (финансы и страхование, рынок недвижимости, развитие товарных и корпоративных брендов, развитие корпоративной репутации, экспертиза товарных знаков, рынок информационных технологий, медиа-измерения, индустрия спорта, автомобильный рынок) и т.п. В работе используется широкий спектр исследовательских техник (личные интервью, фокус-группы, mystery shopping, холл-тесты, экзит-поллы, экспертные опросы, телефонные интервью и т.п.). Еженедельно проводятся опросы населения по общероссийской репрезентативной выборке. Общ.мнение-совокупность индивидуальных мнений людей по определенному вопросу. Существует множество подходов к определению понятия «общественное мнение»:1)гносеологический.Характеризует отражательную природу общественного мнения, его место вструктуре общественного сознания. Общественное мнение – это совокупностьоценочных суждений и определяемых ими действий всех социальных субъектов по поводу объектов, затрагивающих их интерес.Общественное мнение – состояние масс, как совокупности классических и неклассических общностей.2) социологический.Характеризует социальную обусловленность, роль и функции общественногомнения. Общественное мнение – процесс совместной оценочной и вытекающей из нее практической деятельности. Общественное мнение – специфичекий социальный институт, выполняющий особые функции в обществе.3) онтологический.характеризует способы бытия общественного мнения. Общественное мнение –может существовать как общее в совокупности индивидуальных оценок и в совокупности действий, и в институциональной форме





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: