Вы знаете, что звуки, которые образуют мелодию, могут повторяться, двигаться поступенно, по звукам аккордов, скачками. Еще один мелодический прием – вспомогательные звуки. Они появляются между повторением одного и того же звука ступенью выше или ниже:
Композиторы, стремясь к большей выразительности мелодий, используют вспомогательные обороты с интонацией полутона. В этом случпе вспомогательные обороты могут быть со знаками альтерации () и называются альтерированными или хроматическими:
Вспомогательными могут быть не только мелодические звуки, но и определенные аккорды. Вспомогательный аккорд звучит между повторением одной и той же гармонии на слабой доле при плавном движении голосов.
1. Во фрагменте пьесы Чайковского найди и обведи вспомогательные звуки простые и хроматические:
2. Спой упражнения и сравни их. Транспонируй в тональности Си-бемоль и Си мажор:
3. Играй и пой в тональности Си мажор указанные ступени в заданном ритме:
4. Определи и подпиши аккорды в примерах:
5. Найди и отметь в музыкальном фрагменте вспомогательные звуки. Выучи наизусть, пой с дирижированием:
ПРОХОДЯЩИЕ ЗВУКИ. ПРОХОДЯЩИЕ АККОРДЫ.
Проходящие звуки поступенным движением заполняют расстояние между различными по высоте опорными звуками мелодии. Например:
Как и вспомогательные звуки, проходящие звуки могут быть диатоническими (простыми) или хроматическими (изменёнными):
Проходящими могут быть не только звуки, но и аккорды, чаще всего квартсекстаккорды. Проходящий квартсекстаккорд звучит между трезвучием и его секстаккордом (или наоборот, между секстаккордом и трезвучием) на слабой доле при плавном движении голосов:
1. По образцу построй, играй и пой всеми способами проходящие обороты в тональностях Ля мажор и до минор:
2. Во фрагменте пьесы Мендельсона найди и обведи вспомогательные и проходящие звуки, определи, какие они – диатонические или хроматические, восходящие или нисходящие:
3. Спой упражнения и сравни их. Транспонируй в тональности Си и Ля-бемоль мажор:
4. Сыграй и спой в тональности Ре мажор указанные ступени в заданном ритме:
5. Проанализируй мелодию, построй указанные аккорды, пой с аккомпанементом:
ТОНАЛЬНОСТЬ Ре-бемоль мажор
1. Запиши гамму Ре-бемоль мажор, подпиши ступени.
Выполни все построения, уверенно играй и пой:
2. В Ре-бемоль мажоре пой следующие секвенции:
а)
б)
в) дома тренируйся один голос секвенции играть, другой – петь:
3. Спой в тональности Ре-бемоль мажор последовательности ступеней:
а) I – III – II – IV – VI – V – I.
б) V – âI – áVI – IV – III – âVII – I.
в) Iá – âV – III – VI – V – áVII – I.
4. Построй на ступенях Ре-бемоль мажора все секунды, терции, кварты и квинты. Определи и подпиши качественную величину интервалов. Устойчивые ступени пиши белыми нотами, неустойчивые закрашивай. Неустойчивые интервалы разреши по тяготению. Все интервалы играй (гармонически) и пой всеми способами:
Результаты построений запиши в таблицу: