СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ЖИЗНЕОПИСАНИЯ
О законодателе Ликурге невозможно сообщить ничего достоверного… о его законах, и об устройстве, которое он дал государству, существуют самые разноречивые рассказы.
Из многочисленных нововведений Ликурга первым и самым главным был Совет старейшин. В соединении с царской властью, обладая равным с нею правом голоса при решении важнейших дел, этот Совет стал залогом благополучия и благоразумия… Двадцать восемь старейшин теперь постоянно поддерживали царей, оказывая сопротивление демократии, но в о же время помогали народу хранить отечество от тирании…
… Ликург поставид двадцать восемь старейшин скорее всего для того, чтобы вместе с двумя царями их было ровно тридцать.
…Никому из обыкновенных граждан не дозволялось подавать свое суждение, и народ, сходясь, лишь утверждал или отклонял то, что предложат старейшины и цари. Но впоследствии толпа разного рода изъятиями и прибавлениями стала искажать и уродовать утверждаемые решения, и тогда цари Полидор и Теопомп сделали к ретре такую приписку: «Если народ постановит неверно, старейшинам и царям распустить». То есть решение принятым не считать, а уйти и распустить народ на том основании, что он извращает и переиначивает лучшее и наиболее полезное.
|
|
…Первых старейшин Ликург назначил из числа тех, кто принимал участие в его замысле. Затем он постановил взамен умерших всякий раз выбирать из граждан, достигших шестидесяти лет, того, кто будет признан самым доблестным… Народ и в этом случае, как и во всех прочих, решал дело криком. Соискателей вводили не всех сразу, а по очереди, в соответствии со жребием, и они молча проходили через собрание. Избранным объявлялся тот, кому кричали больше и громче других…
…Второе и самое смелое из преобразований Ликурга – передел земли. Ликург уговорил спартанцев объединить все земли, а затем поделить их заново и впредь хранить имущественное равенство… Он разделил Лаконию между периэками, или, иначе говоря, жителями окрестных мест, на тридцать тысяч участков, а земли, относящиеся к самому городу Спарте, - на девять тысяч, по числу семей спартиатов… каждый надел был такой величины, чтобы приносить по семидесяти медимнов[16] ячменя на одного мужчину и по двенадцати на женщину и соразмерное количество жидких продуктов[17].
Затем Ликург изгнал из Спарты бесполезные и лишние ремесла… Ремесленники, вынужденные отказаться от производства бесполезных предметов, стали вкладывать свое мастерство в предметы первой необходимости.
Чтобы нанести роскоши и страсти к богатству еще более решительный удар, Ликург провел третье и самое прекрасное преобразование – учредил сисситии[18]: граждане собирались вместе и все ели одни и те же кушанья… На трапезы собиралось человек по пятнадцати, иной раз немногим менее или более. Каждый сотрапезник приносил ежемесячно медимн ячменной муки, восемь хоев[19] вина, пять мин сыра, две с половиной мины смокв и, наконец, совсем незначительную сумму денег для покупки мяса и рыбы…
|
|
Одним из благ и преимуществ, которые доставил согражданам Ликург, было изобилие досуга. Заниматься ремеслом им было строго-настрого запрещено… Низким и рабским считали они всякий ручной труд, всякие заботы, сопряженные с наживой… Землю возделывали илоты, внося назначенную подать…
(Плутарх, Сравнительные жизнеописания. Т. 1. Москва, 1961. С. 53-76. Цит. по: Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / под ред. З.М. Черниловского. – М.: Юристъ, 1996. – С. 28-30).
Задание 2. Прочтите фрагмент источника и ответьте на вопросы:
1. Сравните характеристики статуса гражданина в Афинах и в Спарте.
2. Охарактеризуйте систему государственной власти в Спарте.
3. Укажите черты сходства и различия в формировании и функционировании народных собраний в Афинском и Спартанском полисах
4. С какой целью в Спарте были введены сисситии?
Аристотель о спартанских учреждениях
ПОЛИТИКА
…Власть эфоров чрезвычайно велика и подобна власти тиранов. В руках эфоров находится власть постановлять свои решения по наиболее важным судебным процессам; однако эфорами могут оказаться первые попавшиеся. Поэтому было бы правильнее, если бы они постановляли свои приговоры не по собственному убеждению, но по букве закона…
Неладно обстоит в Лакедемоне и с институтом геронтов[20]. Лица, исправляющие должность геронтов, бывают доступны подкупу и часто государственные дела приносят в жертву своим личным выгодам. Поэтому лучше было бы, если бы геронты не были так безответственны… Правда, на это можно заметить, что все магистратуры подвластны контролю эфоров. Но это-то обстоятельство и дает в руки эфории слишком большое преимущество.
Вмести с царями, когда они покидают страну, посылают в качестве лиц, их сопровождающих, их личных врагов и считают спасением для государства, когда между царями происходят распри.
Не могут считаться правильными и те законоположения, которые были введены при первом установлении сисситий. Средства на их устройство должно давать скорее государство, как это имеет место на Крите. В Лакедемоне же каждый участник сисситий обязан вносить на них свои деньги, несмотря на то, что некоторые по причине крайней бедности не в состоянии тратиться на сопряженные с сисситиями издержки… Он [Ликург] желал, чтобы институт сисситий был демократическим: но при тех законоположениях, которые к ним относятся, сисситии оказываются институтом менее всего демократическим… Участвовать в них людям очень бедным нелегко, между тех по традиции участие в них служит показателем принадлежности к сословию граждан, так как тот, кто не в состоянии делать взносы в сисситии, не пользуется правами гражданства.
(Аристотель. Политика. Кн. 2. Москва, 1911. С. 76-79. Цит. по: Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / под ред. З.М. Черниловского. – М.: Юристъ, 1996. – С. 30-31).
Задание 3. Какие общественные институты Спарты подвергает критике Аристотель и почему?
Плутарх о реформах Солона