Сравнительные жизнеописания

О законодателе Ликурге невозможно сообщить ничего достоверного… о его законах, и об устройстве, которое он дал государству, существуют самые разноречивые рассказы.

Поскольку неравенство между богатыми и бедными дошло тогда, так сказать, до высшей точки, государство находилось в чрезвычайно опасном положении. Весь простой народ был в долгу у богатых: одни обрабатывали землю, платя богатым шестую часть урожая (за что их и называли шестидольниками), другие брали у богатых в долг деньги под залог тела; их заимодавцы имели право обратить в рабство, при этом одни оставались рабами на родине, других продавали на чужбину. Многие были вынуждены продавать даже собственных детей (никакой закон не воспрещал этого) и бежать из отечества из-за жестокости заимодавцев.

Но огромное большинство, и к тому же люди большой физической силы, собирались и уговаривали друг друга не оставаться равнодушными зрителями, а выбрать себе одного вожака, надежного человека, и освободить должников, пропустивших срок уплаты, а землю переделить и совершенно изменить государственный строй.

Тогда наиболее рассудительные люди в Афинах, видя, что Солон, - пожалуй, единственный человек, за которым нет никакой вины, который не является сообщником богатых в их преступлениях и в то же время не угнетен нуждою, как бедные, стали просить его взять в свои руки государственные дела и положить конец раздорам.

…Его выбрали архонтом, а вместе с тем посредником и законодателем. Все приняли его с удовольствием: богатые – как человека зажиточного, а бедные – как честного… Первым актом его государственной деятельности был закон, в силу которого существовавшие долги были прощены и на будущее время запрещалось давать деньг в долг «под залог тела»… Солон не угодил ни той, ни другой стороне. Богатых он озлобил уничтожением долговых обязательств, а бедных – еще больше – тем, что не произвел передела земли, на который они надеялись.

…Желая оставит все высшие должности за богатыми, как было и прежде, а к прочим должностям, в исполнении которых простой народ ранее не участвовал, допустить и его, Солон ввел оценку имущества граждан. Так, тех, кто производил в совокупности пятьдесят мер продуктов, он поставил первыми и назвал их «пентаксиомедимнами»[21], вторыми поставил тех, кто мог содержать лошадь или производить триста мер (этих назвали «принадлежащими к всадникам»). «Зевгитами[22]» были названы люди третьего ценза, у которых было двести мер… Все остальные назывались «фетами»; им он не позволил исполнять никакой должности. Они участвовали в управлении лишь тем, что могли присутствовать в народном собрании и быть судьями[23]. Последнее казалось ничего не значащим правом, но впоследствии стало в высшей степени важным, потому что большая часть важных дел попадала к судьям. Далее, на приговоры по тем делам, решение которых Солон предоставил должностным лицам, он позволил также апеллировать в суд.

(Плутарх, Сравнительные жизнеописания. Т. 1. Москва, 1961. С. 110-115. Цит. по: Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / под ред. З.М. Черниловского. – М.: Юристъ, 1996. – С. 31-33).

 

Задание 4. Прочтите фрагмент источника и ответьте на вопросы:

1. Каково социальное значение реформ Солона?

2. Почему реформы Солона не были поддержаны ни одной из социальных категорий афинского общества?

3. Дайте оценку роли судейского сообщества в Афинах.

 

 

Тит Ливий [24] о реформе Сервия Туллия


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: