№ | Вопросы темы | Номера источников | Цель деятельности | Вопросы для самопроверки |
1 | Библия и ее влияние на мировую литературу. | 1, 2 | Узнать состав и гипотезы происхождения библейских текстов, выяснить степень их влияния на мировую литературу. Овладеть навыками изучения и анализа текстов. Развить навык публичной речи. | 1) Какие существуют гипотезы происхождения различных книг Библии? 2) Каков состав и содержание различных книг Библии? Какие книги представляются вам наиболее важными? 3) Какое воплощение получали сюжеты Библии в литературе? |
2 | Разработка христианских идей и сюжетов в литературе Средневековья и Нового времени. | 1, 4 | Составить представление о разработке христианских идей в литературе Средневековья и Возрождения. Овладеть навыками изучения и анализа текстов. Развить навык публичной речи. | 1) Какие жанры появились в европейской литературе после распространения христианства? 2) Какие шедевры мировой литературы несут на себе явного влияния идей Библии? 3) Как менялись религиозная составляющая литературы XVIII-XX вв.? 4) К каким сюжетам обращались писатели и поэты? |
3 | Отображение христианских сюжетов и идей в современной литературе. | 1, 3, 4, 6 | Составить представление об отображении христианских сюжетов и идей в современной литературе. Овладеть навыками изучения и анализа текстов. Развить навык публичной речи. | 1) В каких произведениях литературы ХХ в. аллегорически обыгрываются христианские темы и сюжеты? |
4 | Идеи христианской антропологии в кинематографе. | 1, 5 | Рассказать об идеях христианской антропологии в кинематографе. Овладеть навыками изучения и анализа текстов. Развить навык публичной речи. | 1) Как раскрывалась в кинематографе тема христианства? 2) В каких современных фильмах и как именно раскрываются христианские сюжеты и идеи? |
|
|
ПЛАН САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИИ
№ | Название этапа | Описание | Цель | Время |
1 | Доклад студента на тему «Библия и ее влияние на мировую лите-ратуру» | Студент делает доклад на заданную тему. | Рассмотреть названный вопрос. Овладеть навыками изучения и анализа текстов. Развить навык публичной речи. | 5 мин. |
2 | Обсуждение материала доклада | Идет обсуждение материала доклада. | Усвоение материала, нахождение причинно-следственных связей, развитие логического мышления. | 5 |
3 | Доклад студента на тему «Разработка христианских идей и сюжетов в литературе Средневековья и Нового времени» | Студент делает доклад на заданную тему. | Рассмотреть названный вопрос. Овладеть навыками изучения и анализа текстов. Развить навык публичной речи. | 5 |
4 | Обсуждение материала доклада | Идет обсуждение материала доклада. | Усвоение материала, нахождение причинно-следственных связей, развитие логического мышления. | 5 |
5 | Доклад студента на тему «Отображение христианских сюжетов и идей в современной литературе» | Студент делает доклад на заданную тему. | Рассмотреть названный вопрос. Овладеть навыками изучения и анализа текстов. Развить навык публичной речи. | 5 |
6 | Обсуждение материала доклада. | Идет обсуждение материала доклада. | Усвоение материала, нахождение причинно-следственных связей, развитие логического мышления. | 5 |
7 | Доклад студента на тему «Идеи христианской антропологии в кинематографе» | Студент делает доклад на заданную тему. | Рассмотреть названный вопрос. Овладеть навыками изучения и анализа текстов. Развить навык публичной речи. | 5 |
8 | Обсуждение материала доклада. | Идет обсуждение материала доклада. | Усвоение материала, нахождение причинно-следственных связей, развитие логического мышления. | 5 |
ЛИТЕРАТУРА
|
|
Основная
- Лекции.
Дополнительная
- Иларион (Алфеев), митрополит. Состав Библии. Библейская критика // Православие. Т. 1. URL: http://azbyka.ru/library/illarion_pravoslavie_1_53-all.shtml
- Материалы сайта http://azbyka.ru/tserkov/kultura/
- Мень А. Мировая духовная культура. URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/bogoslov/Men/_Index.php (раздел «Библия и литература).
- Нефёдов Е. Ангелы, демоны и несовершенный человек: христианские мотивы в кинематографе. URL: http://www.world-art.ru/cinema/special.php?id=2
- Парфентьев П. Эхо благой вести: христианские мотивы в творчестве Дж. Р.Р. Толкина. URL: http://predanie.ru/download/iblock/bf2/Ekho_Blaghoi_Viesti_Paviel_Parfientiev.pdf
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 10
ТЕМА: « Образы христианства в русской культуре (часть 1) »
ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ: ОК-1(1), ОК-5(4)
ВОПРОСЫ СЕМИНАРА.
1. Православный храм.
2. Икона и иконостас.
ЦЕЛЬ СЕМИНАРА:
После изучения темы студент должен иметь представление.
1. О символическом значении устройства православного храма.
2. О причине почитания икон в православии.
3. О причинах господства в Средневековье религиозных сюжетов в литературе.
4. О тематике подобных сюжетов.
После изучения темы студент должен знать.
1. Устройство православного храма.
2. Символический язык иконы и иконостаса.
3. Основные сюжеты русской средневековой литературы.
После изучения темы студент должен уметь
- вести поиск и критически использовать литературу, необходимую для раскрытия темы.
После изучения темы студент должен сформировать навык
- устного выступления, оппонирования, ведения диалога, дискуссии.
Учебное время: 90 минут.
Место проведения занятия: учебная комната.
Оснащение: Основная и дополнительная литература по теме, учебные и методические пособия, конспекты лекций, рабочие тетради.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 10
№ | Вопросы темы | Номера источников | Цель деятельности | Вопросы для самопроверки |
1 | Православный храм. | 1, 4 | Рассказать о символическом значении устройства православного храма. Овладеть навыками изучения и анализа текстов. Развить навык публичной речи. | 1) Почему православный и католический храмы отличаются друг от друга? 2) Какие смыслы стремится передать архитектурный облик православного храма? |
2 | Икона и иконостас. | 1, 2, 3, 5 | Охарактеризовать причины почитания икон в православии. Овладеть навыками изучения и анализа текстов. Развить навык публичной речи. | 1) Что такое икона? Чем отличается западно- и восточнохристианское понимание икон? |