Приём письменного деления на однозначное число

Урок 25. Математика 4 класс

На предыдущем уроке письменно делили числа, в которых каждый разряд делимого делился без остатка. На этом уроке Решалочка подробно расскажет, как выполнять и записывать решение примеров, в которых разряды делимого не делятся без остатка. И в качестве закрепления она даст ребятам задание: решить 3 примера, решение которых потом обязательно покажет.

 

Конспект урока "Приём письменного деления на однозначное число"

 

Математика-наука хороша и всем нужна.
Без неё прожить нам трудно, без неё нам жизнь сложна.

Раз, два, три, четыре, пять! Математика опять!

Привет, ребята!

Сегодня мы с вами вспомним приём письменного деления трёхзначных чисел на однозначные. А ещё я расскажу вам о том, как делить на однозначное число многозначные числа.

Ну а пока давайте вспомним приём письменного деления трёхзначного числа на однозначное.

Вот, к примеру, надо восемьсот двадцать два разделить на три.

Первое, что обязательно нужно сделать – определить количество цифр в частном. Смотрим на высший разряд делимого – восемь сотен. Восьмёрка больше чем тройка в делителе, значит, восемь сотен является первым неполным делимым. И в частном будет столько же цифр, сколько и в делимом – три.

Начинаю делить первое неполное делимое. Восемь сотен разделить на три. Здесь деление с остатком. В частном на месте сотен пишу два, и, чтобы найти остаток, два умножаю на три – это шесть. Вычитаю шесть из восьми. Остаток два.

Сравниваю остаток с делителем. Два меньше трёх. Сотни разделила верно.

Не забудьте ! Сравнивать остаток с делителем нужно обязательно. Это такая маленькая проверочка – верно ли мы решаем.

Для получения второго неполного делимого, спускаю вниз десятки. Второе неполное делимое – двадцать два десятка. Делю на три. Здесь тоже деление с остатком. Получается семь десятков. Умножаю семь на три – двадцать один. Вычитаю двадцать один из двадцати двух. Остаток – один. Сравниваю остаток с делителем. Он меньше делителя, значит, можно продолжать действие.

К остатку дописываю единицы из делимого. Двенадцать – это третье неполное делимое. Делю его на три, получается четыре. Четырежды три – двенадцать. Вычитаю. Остаток нуль. Деление закончено. Частное чисел восемьсот двадцать два и три равно двумстам семидесяти четырём.

 

Ну вот мы и повторили письменный приём деления трёхзначного числа на однозначное. А теперь можно перейти и к д елению многозначных чисел на однозначные.

Вот возьмём такой пример:

Девять тысяч пятьсот семьдесят два разделить на четыре. Не забыли, что делать надо ОБЯЗАТЕЛЬНО? Во-первых, сначала определить количество цифр в частном, а во-вторых, после деления каждого неполного делимого сравнивать остаток с делителем. Остаток должен быть меньше делителя. А если это не так, значит была допущена ошибка.

Начинаем деление. Так как девять больше четырёх, девять тысяч будет первым неполным делимым, и в частном будет столько же цифр, сколько и в делимом – четыре. Девять тысяч делим на четыре. Это две тысячи. Два в частном на месте единиц тысяч. Умножаем два на четыре. Это восемь. Вычитаем восемь из девяти. Остаток один. Сравниваю его с делителем. Один меньше четырёх. Хорошо!

Справа от остатка дописываем сотни из делимого. Пятнадцать – второе неполное делимое. Делим его на четыре. В частном – три сотни. Трижды четыре – двенадцать. Пятнадцать минус двенадцать – три. Сравниваю с делителем. Три меньше четырёх. Можно продолжать. Справа от трёх дописываю десятки. Их семь. Тридцать семь разделить на четыре это восемь! Восемью четыре – тридцать два. Тридцать семь минус тридцать два – пять. Пять больше четырёх!!! Но остаток должен быть меньше делителя! Похоже, здесь закралась ошибка. А-а-а! Вот она! Тридцать семь разделить на четыре будет не восемь, а девять! Девятью четыре – тридцать шесть. И тогда в остатке один! А один меньше четырёх. Как хорошо, что я сравнила остаток с делителем и вовремя заметила ошибку!

Ну что же, продолжу. Переношу вниз единицы. Четвёртое неполное делимое – двенадцать. Делю на четыре – получается три. Трижды четыре – двенадцать. И в остатке нуль. Деление закончено. Читаю ответ: две тысячи триста девяносто три.

А теперь я хочу у вас спросить. Нашли ли вы разницу между приёмом деления трёхзначного числа на однозначное и приёмом деления четырёхзначного числа на однозначное? Ну что? По-моему, способы решения абсолютно одинаковые. Только количество неполных делимых в этих двух примерах получилось разное. Так что, те, кто умеют делить трёхзначные числа, без проблем справятся с делением и четырёх-, и пяти-, и шестизначных чисел. Да и любых больших многозначных чисел.

А теперь, по традиции, я предлагаю вам решить несколько примеров на деление многозначных чисел на однозначные. А потом мы их проверим.

Ну а теперь, друзья, проверьте ваше решение:

Я надеюсь, вы справились? Не забывали проверять количество цифр в частном и сравнивать промежуточные остатки с делителем?

Ну что же, пришло время нам прощаться. До встречи, друзья!

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: