В каком предложении употреблено слово без учёта его лексического значения?

Контрольный тест по теме «Лексикология и фразеология»  Вариант 1

В каком предложении нарушены лексические нормы?

1) В зимнем лесу есть своя неповторимая красота.

2) Туристам пришлось изменить маршрут, чтобы в ближайшем посёлке пополнить запасы продукции.

3) Андерсен родился в 1805 году в старом датском городе Одензе.

4) Живописный лес тянется вдоль реки.

 

В каком предложении нарушена лексическая сочетаемость?

1) Испуганный котёнок сжался в клубок и жалобно запищал.

2) Высокие тёмные ели росли по обеим сторонам изгороди.

3) У охотников самым осторожным зверем считается шакал.

4) Сильный ветер внезапно загудел в вышине.

 

Отметьте предложение, в котором допущена речевая избыточность?

1) Тропинка шла вдоль прибрежного обрыва.

2) Речь главного героя имеет большое значение в раскрытии характера героя.

3) Взошло солнце и осветило всё вокруг.

 

В каком предложении сочетание слов противоречит смыслу соединяемых понятий?

1) Радуясь солнышку, воробей что-то весело напевал себе под нос.

2) Многие птицы способны запоминать и воспроизводить посторонние звуки.

3) Три года учёбы пролетели незаметно.

4) Не бойтесь погрустить немного вместе с музыкой.

В каком предложении ошибка вызвана смешением паронимов?

1) Пока не найдено эффектное средство против яда этой змеи.

2) Лучший способ передвижения по глубокому снегу – передвижение на нартах.

3) Утомлённые долгой дорогой, дети спали, не чувствуя задних ног.

4) Русская литература имела существенную роль в развитии мировой культуры.

 

В каком предложении употреблено слово без учёта его лексического значения?

1) В ясные зимние дни лучи солнца прорываются сквозь заснеженные ветви.

2) Окна моей комнаты выходят в сад.

3) Снежная лавина – это лишь одна опасность, предостерегающая альпинистов в горах.

4) Незнакомец показался ему человеком добрым.

 

В каком предложении допущена ошибка в употреблении фразеологического оборота?

1) Он был бойцом не робкого десятка.

2) Сам заварил кашу, сам теперь и расхлёбывай.

3) Сергея все без меры хвалили, возносили его до небес.

4) По этой дороге он ходил с детства, любил её, знал как свои пальцы.

Какой фразеологизм имеет значение «кое-как», «халатно»?

1) По щучьему велению

2) Не всё коту масленица

3) Спустя рукава

4) Сматывать удочки

 

 

В каком ряду слова не являются антонимами?

1) Громкий - тихий

2) Лидер – аутсайдер

3) Дерзкий – безрассудный

4) Активный – пассивный

10. Укажите, чем являются слова горевать – печалиться?

1) Синонимами

2) Антонимами

3) Паронимами

4) Омонимами

11.   В предложении «Захлёбываясь от тоски, иду одна, без всякой мысли…» (М. Цветаева) подчёркнутое слово является

1) Эпитетом

2) Сравнением

3) Метафорой

4) Олицетворением

12.   В каком словаре можно уточнить значение непонятного слова?

1) Словообразовательном

2) Толковом

3) Орфографическом

4) Энциклопедическом

13.   Укажите два предложения, в которых выделенные слова употребляются неправильно?

1) Отец узнал об этом по происшествии двух лет.

2) Набеги кочевником привели к опустению этих земель.

3) Крещение Руси – поворотный момент в её истории.

4) Язык – средоточие и выражение народного духа.

14.   Значение какого из приведённых фразеологизмов приведено неправильно?

1) Верста коломенская – человек очень высокого роста

2) Прикусить язык – испугаться

3) Без царя в голове – не иметь ума

4) Поставить с ног на голову – исказить факты.

 

Укажите, какими лексическими средствами выражения являются выделенные слова и словосочетания?

Чем ближе к морю, тем всё шире, спокойнее Волга. Степной левый берег (1) тает в лунном (2) тумане, то от глинистых обрывов правого на реку легли густые тени, и красные, белые огоньки бакенов особенно ярко горят на (3 ) масляно - чёрных (4 ) полотнищах теней. Поперёк реки зыблется, сверкает (5) широкая тропа, (6) точно стая серебряных рыб преградила путь теплоходу. За кормою теплохода туманнее, темнее, чем впереди, и этим создаётся фантастическое впечатление: река течёт в гору. (7 ) Расстилая по воде (8) парчовые отблески своих огней, пароход скользит почти бесшумно, шумок за кормою (9 ) мягко – ласков, и воздух тоже (10 ) ласковый – (11) гладит лицо, (12) точно рука ребёнка.

Найдите словосочетания, в которых слова являются омонимами?

1) Коренной житель – коренной вопрос

2) Человек худой – худой мир

3) Больной заснул – больной ребёнок

4) Спутник Марса – спутник по дороге

5) Пачка газет – пачка балерины

6) Звезда эстрады – звезда на небе

Найдите предложения, в которых используется оксюморон?

1) И царствует в душе какой – то холод тайный, когда огонь кипит в крови. (М. Лермонтов)

2) Будь счастлива несчастием моим. (М. Лермонтов)

3)  Уходим мы, чтоб возвратиться, приходим, чтоб снова уйти.

4) Мы сёла – в пепел; грады - в прах; в мечи – серпы и плуги. (Жуковский)

Контрольный тест по теме «Лексикология и фразеология»                                        Вариант 2

В каком предложении нарушены лексические нормы?

1) Багровое зарево над горизонтом похоже на разгоревшееся пожарище.

2) Алёне стало грустно, и она, накинув на плечи шаль, вышла в сад.

3) Ему вспомнились стихи, прочитанные недавно в одном журнале.

4) Мост, по которому переправлялся взвод, был построен недавно.

В каком предложении нарушена лексическая сочетаемость?

1) Всё, что делал сын, всегда имело для неё огромное значение.

2) Во время жизни в Париже поэт тосковал по родине.

3) Жизнь убеждала её: хочешь знать правду, выясни всё собственноручно.

4) И. Бунин высоко ценил роман А. Толстого «Пётр Первый».

Отметьте предложение, в котором допущена речевая избыточность?

1) Разлука с родиной ослабила творческие возможности художника.

2) Я, однако, не терял ни бодрости, ни надежды.

3) Много сил понадобилось выпускникам, чтобы справиться с этим трудным и сложным заданием.

В каком предложении сочетание слов противоречит смыслу соединяемых понятий?

1) Бесшумные капли дождя барабанили по крышам и скамейкам.

2) Смелые побеждают – трусливые погибают.

3) Солнце село, но в лесу ещё светло; воздух чист и прозрачен.

4) В окнах сверкала молния, и стёкла дрожали от грома.

В каком предложении ошибка вызвана смешение паронимов?  

1) Важно не только написать отчёт о работе, но и представить его в срок.

2) Обед как всегда был сытным и вкусным.

3) Царственная красота зимнего леса поразила его.

4) Около соседского дома стояла девочка лет пяти.

В каком предложении употреблено слово без учёта его лексического значения?

1) Волны моря бились о гранитные камни набережной.

2) Я остановился в густой тени старой сосны.

3) Отвечать за безопасность людей – это ответственная и многоликая работа.

4) Во время войны вся тяжесть крестьянского труда легла на женские плечи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: