Контрольный тест по теме «Лексикология и фразеология» Вариант 1
В каком предложении нарушены лексические нормы?
1) В зимнем лесу есть своя неповторимая красота.
2) Туристам пришлось изменить маршрут, чтобы в ближайшем посёлке пополнить запасы продукции.
3) Андерсен родился в 1805 году в старом датском городе Одензе.
4) Живописный лес тянется вдоль реки.
В каком предложении нарушена лексическая сочетаемость?
1) Испуганный котёнок сжался в клубок и жалобно запищал.
2) Высокие тёмные ели росли по обеим сторонам изгороди.
3) У охотников самым осторожным зверем считается шакал.
4) Сильный ветер внезапно загудел в вышине.
Отметьте предложение, в котором допущена речевая избыточность?
1) Тропинка шла вдоль прибрежного обрыва.
2) Речь главного героя имеет большое значение в раскрытии характера героя.
3) Взошло солнце и осветило всё вокруг.
В каком предложении сочетание слов противоречит смыслу соединяемых понятий?
1) Радуясь солнышку, воробей что-то весело напевал себе под нос.
|
|
2) Многие птицы способны запоминать и воспроизводить посторонние звуки.
3) Три года учёбы пролетели незаметно.
4) Не бойтесь погрустить немного вместе с музыкой.
В каком предложении ошибка вызвана смешением паронимов?
1) Пока не найдено эффектное средство против яда этой змеи.
2) Лучший способ передвижения по глубокому снегу – передвижение на нартах.
3) Утомлённые долгой дорогой, дети спали, не чувствуя задних ног.
4) Русская литература имела существенную роль в развитии мировой культуры.
В каком предложении употреблено слово без учёта его лексического значения?
1) В ясные зимние дни лучи солнца прорываются сквозь заснеженные ветви.
2) Окна моей комнаты выходят в сад.
3) Снежная лавина – это лишь одна опасность, предостерегающая альпинистов в горах.
4) Незнакомец показался ему человеком добрым.
В каком предложении допущена ошибка в употреблении фразеологического оборота?
1) Он был бойцом не робкого десятка.
2) Сам заварил кашу, сам теперь и расхлёбывай.
3) Сергея все без меры хвалили, возносили его до небес.
4) По этой дороге он ходил с детства, любил её, знал как свои пальцы.
Какой фразеологизм имеет значение «кое-как», «халатно»?
1) По щучьему велению
2) Не всё коту масленица
3) Спустя рукава
4) Сматывать удочки
В каком ряду слова не являются антонимами?
1) Громкий - тихий
2) Лидер – аутсайдер
3) Дерзкий – безрассудный
4) Активный – пассивный
10. Укажите, чем являются слова горевать – печалиться?
1) Синонимами
2) Антонимами
3) Паронимами
4) Омонимами
11. В предложении «Захлёбываясь от тоски, иду одна, без всякой мысли…» (М. Цветаева) подчёркнутое слово является
|
|
1) Эпитетом
2) Сравнением
3) Метафорой
4) Олицетворением
12. В каком словаре можно уточнить значение непонятного слова?
1) Словообразовательном
2) Толковом
3) Орфографическом
4) Энциклопедическом
13. Укажите два предложения, в которых выделенные слова употребляются неправильно?
1) Отец узнал об этом по происшествии двух лет.
2) Набеги кочевником привели к опустению этих земель.
3) Крещение Руси – поворотный момент в её истории.
4) Язык – средоточие и выражение народного духа.
14. Значение какого из приведённых фразеологизмов приведено неправильно?
1) Верста коломенская – человек очень высокого роста
2) Прикусить язык – испугаться
3) Без царя в голове – не иметь ума
4) Поставить с ног на голову – исказить факты.
Укажите, какими лексическими средствами выражения являются выделенные слова и словосочетания?
Чем ближе к морю, тем всё шире, спокойнее Волга. Степной левый берег (1) тает в лунном (2) тумане, то от глинистых обрывов правого на реку легли густые тени, и красные, белые огоньки бакенов особенно ярко горят на (3 ) масляно - чёрных (4 ) полотнищах теней. Поперёк реки зыблется, сверкает (5) широкая тропа, (6) точно стая серебряных рыб преградила путь теплоходу. За кормою теплохода туманнее, темнее, чем впереди, и этим создаётся фантастическое впечатление: река течёт в гору. (7 ) Расстилая по воде (8) парчовые отблески своих огней, пароход скользит почти бесшумно, шумок за кормою (9 ) мягко – ласков, и воздух тоже (10 ) ласковый – (11) гладит лицо, (12) точно рука ребёнка.
Найдите словосочетания, в которых слова являются омонимами?
1) Коренной житель – коренной вопрос
2) Человек худой – худой мир
3) Больной заснул – больной ребёнок
4) Спутник Марса – спутник по дороге
5) Пачка газет – пачка балерины
6) Звезда эстрады – звезда на небе
Найдите предложения, в которых используется оксюморон?
1) И царствует в душе какой – то холод тайный, когда огонь кипит в крови. (М. Лермонтов)
2) Будь счастлива несчастием моим. (М. Лермонтов)
3) Уходим мы, чтоб возвратиться, приходим, чтоб снова уйти.
4) Мы сёла – в пепел; грады - в прах; в мечи – серпы и плуги. (Жуковский)
Контрольный тест по теме «Лексикология и фразеология» Вариант 2
В каком предложении нарушены лексические нормы?
1) Багровое зарево над горизонтом похоже на разгоревшееся пожарище.
2) Алёне стало грустно, и она, накинув на плечи шаль, вышла в сад.
3) Ему вспомнились стихи, прочитанные недавно в одном журнале.
4) Мост, по которому переправлялся взвод, был построен недавно.
В каком предложении нарушена лексическая сочетаемость?
1) Всё, что делал сын, всегда имело для неё огромное значение.
2) Во время жизни в Париже поэт тосковал по родине.
3) Жизнь убеждала её: хочешь знать правду, выясни всё собственноручно.
4) И. Бунин высоко ценил роман А. Толстого «Пётр Первый».
Отметьте предложение, в котором допущена речевая избыточность?
1) Разлука с родиной ослабила творческие возможности художника.
2) Я, однако, не терял ни бодрости, ни надежды.
3) Много сил понадобилось выпускникам, чтобы справиться с этим трудным и сложным заданием.
В каком предложении сочетание слов противоречит смыслу соединяемых понятий?
1) Бесшумные капли дождя барабанили по крышам и скамейкам.
2) Смелые побеждают – трусливые погибают.
3) Солнце село, но в лесу ещё светло; воздух чист и прозрачен.
4) В окнах сверкала молния, и стёкла дрожали от грома.
В каком предложении ошибка вызвана смешение паронимов?
1) Важно не только написать отчёт о работе, но и представить его в срок.
2) Обед как всегда был сытным и вкусным.
|
|
3) Царственная красота зимнего леса поразила его.
4) Около соседского дома стояла девочка лет пяти.
В каком предложении употреблено слово без учёта его лексического значения?
1) Волны моря бились о гранитные камни набережной.
2) Я остановился в густой тени старой сосны.
3) Отвечать за безопасность людей – это ответственная и многоликая работа.
4) Во время войны вся тяжесть крестьянского труда легла на женские плечи.