Социально-педагогические проблемы учительского труда: история и современность

План семинарского занятия

Возникновение и становление педагогической профессии.

Зарождение педагогики произошло еще в древнем мире. Это тесно связано с появлением и развитием человека.

С развитием цивилизации развивалась и древняя педагогика, которая вышла за пределы дома. Обучать стало проще, если собирать сразу всех детей селения и доверять проведение бесед на различные темы старейшинам. Первая известная школа в привычном понимании появилась в древней Греции. Ее создателем стал известный во всем мире философ и ученый Пифагор (прозвище, в переводе означает «умеющий убеждать»). Пифагорейская школа обучала медицине, гимнастике, наукам и музыке. Кроме того, в обучение входили беседы о других странах и смысле жизни. В годы юности Пифагор много путешествовал по миру в поисках истины, он обучался в одном из египетских храмов и приобрел много новых знаний.

Педагогическая профессия представляет собой трудовую деятельность, которая является источником существования специально обученных людей, и имеет цель создать условия для становления и развития другой личности.

Становление педагогической профессии можно разбить на этапы:

Допрофессиональный    Существовал в первобытный период развития человека. В те времена появились первые проявления признаков религии и упорядочение брачно-семейных отношений. Образовательно-воспитательные беседы проводили старейшины, знатные члены рода, воины, шаманы и родители ребенка. В их процессе передавался жизненный опыт, религиозные ценности, навыки труда, ведения боя и самозащиты.

Условно-профессиональный     Появился в Средние века при рабовладельческом строе (7-16 вв.). Как ни странно, но на этом этапе педагог был рабом, который сопровождал ребенка в школу. Письменность только появилась. В те времена владели грамотой, письменностью, а также умели обучить только священники, монахи и ученые. Педагогическая деятельность полностью зависела от религии. При церкви проходила подготовка учителей.

Профессиональный Возник с появлением промышленности и развитием индустриального общества. Для этого периода характерно появление специалистов, прошедших специальное педагогическое обучение. Профессиональная деятельность приобретает различные направления. Педагогическая профессия обретает широкие масштабы. Полностью отражает интересы правящего класса (капитализма или социализма).

Современный      Отражает эпоху постиндустриального общества. Работники образования (педагоги, учителя) получают разные уровни профессионального педагогического образования. Трудятся в различных учебных заведениях. Деятельность педагога нацелена на всестороннее развитие личности, адаптации в социуме, формирование навыков общей культуры, формирование базовых ценностей, овладение навыками профессии.

Социально-педагогические проблемы учительского труда: история и современность.

Одной из наиболее значимых тенденций последних десятилетий в развитии сферы образования, является изменение отношений между «внешним» и «внутренним». Напомним, что большинство образовательных учреждений, составивших славу русской культуры (Московский университет, Александровский (Пушкинский) лицей, Смольный институт) изначально задумывались как весьма закрытые образовательные учреждения, где и преподаватели, и учащиеся проживали на изолированной от внешних влияний территории, выход с которой был весьма ограничен и регламентирован. В более позднюю эпоху пространственные ограничения несколько видоизменялись, но продолжали существовать: были городские районы и заведения, посещение которых учащимися (гимназистами, курсантами, кадетами) государственных образовательных учреждений строго воспрещалось, вполне понятные с точки зрения нашего современника отношения и проявления считались абсолютно недопустимыми. Помимо этого, действовали многочисленные сословные ограничения: большинство преподавателей гимназий принадлежали дворянскому сословию, и сословные нормы поведения становились основой образовательного уклада.

Выбор социально-педагогической позиции определяется не только внешними причинами, очень многое зависит от педагогического опыта педагога, его взглядов на жизнь, ценностных ориентаций, отношений с коллегами и учениками. В середине 70-ых годов отечественный исследователь Л.Б.Ительсон разрабатывал классификацию типичных педагогических позиций, в том числе:

• диктатор (учитель - носитель высшего знания, обязательного для всех и требующего беспрекословного подчинения);

• информатор (учитель, сознательно ограничивающий свою сферу ответственности избранным предметом);

• друг (учитель, ориентирующийся на формирование доверительных межличностных отношений с учениками вне зависимости от их способностей и интересов);

• консультант (учитель, предпочитающий стороннюю позицию в отношении к ученику и школе; готовый к оказанию необходимой помощи, но не инициирующий процесс обучения);

• проситель (учитель, осознающий свою внутреннюю неспособность к занятиям педагогической деятельностью, и пытающийся скомпенсировать это - «эмоциональными подачками»);

• вдохновитель (учитель, ориентированный на «завоевание будущего», открытие новых смыслов и значений в своей профессии).

Если рассматривать эту проблему глубже, то каждый из перечисленных типов социально-педагогических позиций является производной от определенной культурной реальности и традиции. Например, многие учителя считаются «академистами» - как правило, это выпускники классических университетов, обладающие достаточной серьезной научной подготовкой, но не владеющие (и, зачастую, не считающие необходимым) повышать уровень своих психолого-педагогических знаний и умений. Их девизом является: «Я помогу тем, кто хочет научиться, но тратить время на бездарей я не стану». В практическом плане, эти учителя склонны занимать позицию диктатора, информатора или консультанта.

Другой тип учителя-воспитателя, свойствен людям, зачастую не имеющим законченного профессионального образования. Однако он умеет создать доброжелательную атмосферу на уроке и во взаимоотношениях с учащимися (позиция «друг» или «заботливый родитель»). Известно, что сочетание научной подготовки и психолого-педагогической компетентности встречается редко и обладает большой ценностью («вдохновитель»).

Вообще, современные исследователи (В.И.Карасик) выделяют три основные аспекты позиционирования и, соответственно оценивания социально-педагогической позиции учителя: отношение к профессии,

отношение к другим людям и личностные качества. Другими значимыми аспектами являются - отношение к информационным технологиям, профессиональная мобильность, избранная социальная роль в педагогическом коллективе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: