Система непрерывного педагогического образования

Под непрерывностью педагогического образования, как правило, понимают систему, состоящую из трёх этапов, которые последовательно сменяют друг друга:

· допрофессиональный

· профессиональный

· послевузовский

При этом самый продолжительный и значимый из них именно третий, который охватывает всю карьеру педагога после получения диплома. Рассмотрим ведущие принципы непрерывного педагогического образования на этом этапе.

Послевузовский этап образования педагогов

Несмотря на огромное количество работ на данную тему и обилие различных точек зрения, все они имеют очень схожее видение эффективного профессионального развития. В соответствии с этим общим видением можно выделить следующие принципы непрерывного педагогического образования:

1. Чётко определённая картина эффективного обучения и преподавания во время урока.

Она включает в себя:

· приверженность идее того, что каждый ученик способен освоить данный предмет;

· понимание необходимости разного подхода к ученикам в зависимости от культуры, возраста и других факторов;

· упор на создание условий для поиска информации, решения проблем и применения полученных знаний;

· углубленное понимание предмета, а не на поверхностную информацию;

· совместную работу;

· чётко поставленные цели обучения и контроль всего процесса по их достижению.

2. Создание возможности для более глубокого познания предмета учителями, освоения ими дополнительных подходов к обучению, что усилит понимание предмета учеником и улучшит сам процесс обучения.

Под этим понимается:

· вовлечение учителя в процесс постоянного получения новых знаний по предмету, который тот преподает, и в области педагогики в целом;

· понимание педагогом того, как дети обучаются. Знания только предмета недостаточно, хороший учитель должен уметь слушать ученика, формулировать вопросы, которые способствуют усвоению материала, помогать в решении возникающих проблем. Так же необходимо понимать, какие именно сложности возникают у учеников чаще всего, как они меняются в зависимости от возраста ребёнка;

· право учителя на выбор учебной литературы и способы её применения. Учителя должны уметь использовать свои знания для улучшения образовательного процесса.

 

Задания и спорные суждения

Подберите ряд высказываний педагогов-классиков об учителе и его деятельности (не менее 5).

В.А. Сухомлинский писал: «а) Мы имеем дело с самым сложным, бесценным, самым дорогим, что есть в жизни, — с человеком. От нас, от нашего умения, мастерства, искусства, мудрости зависит жизнь ребенка, его здоровье, разум, характер, воля, гражданское и интеллектуальное лицо, его место и роль в жизни, его счастье.

Директор школы № 307 г. Ленинграда Геннадий Григорьевич Воробьев в своей книге «Школа будущего начинается сегодня» пишет, что современный педагог — это не просто учитель-предметник, это прежде всего учитель-воспитатель, учитель-энтузиаст, старший товарищ, объект для подражания, источник ценных знаний. Учитель управляет, контролирует, воспитывает, вступая в контакт не с классом, а с каждым учеником. Учитель — понятие комплексное. Он всегда и в разной степени присутствует в трех лицах: как воспитатель, как организатор и как лектор.

По мнению Виталия Александровича Сластёнина, Человека труда характеризует патриотизм, высокая гражданская ответственность и социальная активность; любовь к детям и способность отдавать им свое сердце; подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими; высокий профессионализм, инновационный стиль научно-исследовательского мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений, потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему, физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.

Эра́зм Роттерда́мский ( настоящее имя Герхард Герхардс) ученый, живший в 15 веке,

«Большое несчастье, когда приёмы учителя отбивают у ребёнка всякую охоту к знаниям, прежде чем он может понять разумные основания, по которым он должен любить их. Первый шаг на пути образования - это привязанность к своему наставнику...»

(Л. Толстой) «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель...»

 

На основе изученной литературы и личного опыта составьте перечень педагогических специальностей и административных должностей конкретного учебно-образовательного учреждения, например, школы, в которой Вы учились.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: