Глава 3. Изучение рассказов Н.А. Тэффи в школе с применением современной образовательной технологии развития критического мышления

3.1. Обзор школьных программ.

Таблица 1. Программа по литературе для 5-9 классов
под ред. Коровиной В. Я., Журавлева В. П., Коровина В. И. и др.

Класс Тема Что изучается (теория) Произведения
5 класс Развитие понятия о юморе. Саша Чёрный, «Игорь-робинзон»   Задано в качестве домашнего задания на самостоятельное изучение. Домашнее задание: создать иллюстрации к рассказам. «Валя» и «Дедушка Леонтий» для внеклассного чтения.  
8 класс, урок 1 Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А.Аверченко. «Всеобщая история, обработанная Сатириконом». Совместно с творчеством О. Дымова, А. Аверченко отрывками. Сатирическое изображение исторических событий. Приёмы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом. Сатира и юмор в рассказах. «Жизнь и воротник» на самостоятельное чтение.
8 класс, урок 2 Тэффи. «Жизнь и воротник» и другие рассказы Выразительное чтение рассказов. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжетов и героев рассказов, их идейно-эмоционального содержания. Восприятие художественной условности как специфической характеристики искусства в различных формах – от правдоподобия до фантастики. Практическая работа. Составление таблицы «Смешное и грустное в рассказе „Жизнь и воротник“». Самостоятельная работа. Письменный ответ на вопрос «Какие чувства вызывает у читателя рассказ Тэффи „Жизнь и воротник“?». «Жизнь и воротник» (анализ рассказа).

Таблица 2. Программа по литературе для 5-11 классов
под ред. Чертова В.Ф.

Класс Тема Что изучается (теория) Произведения
9 класс. Традиция смеховой культуры в русской литературе Тэффи дается лишь на выбор наряду с такими произведениями, как «Драма» А.П Чехова, «Елизавета Бам» Д. Хармса, «Корибу» А.Т. Аверченко, «Ораторский приём» В.М. Шукшина, «Кролики и удавы» Ф.А. Искандера. Обобщение сведений о традиции смеховой культуры в фольклоре и литературе. Виды комического. Сатирический и несатирический комизм. Юмор и сатира. Ирония. Сарказм. Теория литературы. Комическое. Сатира. Юмор. Ирония. Сарказм. Развитие речи. Рецензия на одно из сатирических или юмористических произведений современного писателя. «Взамен политики» (на выбор с другими произведениями).

Вывод: творчество Тэффи изучается в школе в среднем звене (в 5-м, 8-м, 9-м классах), в контексте журнала «Сатирикон» и юмористических рассказов XX века, совместно с теорией о юморе и сатире.

В программе Коровиной В.Я изучается в 5 и 8 классах обзорно, за исключением произведения «Жизнь и воротник».

В программе под ред. Чертова В.Ф. изучается в 9-м классе обзорно, произведение Тэффи «Взамен политики» даётся на выбор с другими авторами-сатириками.

В программе под ред. Меркина Г.С., Зинина С.А., Чалмаева В.А. указано лишь произведение, которое дано в списке произведений для самостоятельного изучения по желанию: «Свои и чужие», Тэффи проходят лишь в 8 классе.

В программе под ред. Курдюмовой Т.Ф. Тэффи не изучается.

Строить урок буду на основе программы под редакцией Коровиной В.Я.

 

3.2. Методика обучения литературе
о творчестве Н.А. Тэффи
.

Как мы выяснили, в некоторых программах по литературе значатся произведения Н.А. Тэффи.

Обычно эти произведения вызывают интерес в школьников, но учителя, проводя по ним уроки, испытывают трудности, так как методической литературы по творчеству данной писательницы явно недостаточно, в то время как её произведения пользовалась популярностью и в России, и за рубежом, вызывали восхищения и положительные отзывы современников.

Методист Брызгалова Е.Н. [10] в связи с нехваткой методической литературы по творчеству данного писателя остаётся один выход: обратиться к произведениям, которые рекомендованы в учебных школьных программах по литературе.

Прежде всего, как рекомендовали советские исследования и программы по литературе, следует обратиться к комическому началу. В её рассказах смешное и грустное переплетаются в единое целое. Обычно произведения Тэффи сравнивают с творчеством А. Аверченко с целью подчеркнуть уникальность и особенность комизма: у Аверченко смех заразительный и открытый, сравним с анекдотом, у Тэффи – более тонкий. У Аверченко смешны ситуации, у Тэффи – сожаления о человеческих пороках, которые слезам предпочли высмеять. При этом мы видим у данных авторов немало общего.

Современник Колтоновская Е.А. определила творчество сатириконовцев как «лирическую сатиру»[11], представляющую собой «психологический очерк, рассказ, каприз-этюд», которые «постепенно вытеснили у нас роман <…> так миниатюрная лирическая сатира пришла на смену объективной сатире» [там же]. В данном литературном явлении исследователи-современники отмечали соединение в интимного, дневника и карикатуру-шарж на современное общество[12]. То есть мы видим слияние проникновенных интонаций, лирической субъективности с сатирой и желанием высмеять, при этом слова стоят так точно, что характеризуют малейшие движения души героев.

Рассказ «Жизнь и воротник» – это ранее произведение писательницы, опубликованное в сборнике «Тонкая психология» 1910-1914 гг. Раннее творчество Тэффи характеризуется сравнением (его мы видим даже в заглавии, наряду с такими рассказами, как «Свои и чужие», «Причины и следствия») и неприятием мещанства, пошлости.

В заглавии мы видим некое несовпадение: сравнивается жизнь во всем её многообразии и глобализме и какая-то обыденная вещь, даже её часть. А начинается рассказ с более парадоксальных слов «Человек только воображает, что беспредельно властвует над вещами». Рассказ повествует о том, как воротник разрушил целую жизнь героини. Здесь и горькие мысли о мещанстве, и трагизм разрушенной жизни, и парадокс, который является частью комизма. По мере развития сюжета воротник всё более оживает. Можно предложить ребятам проанализировать глаголы волеизъявления, которые употребляются касательно воротника.  По мере развития сюжета мы видим, как человек задвигается на задний план, а вперед выходит вещь. В конце рассказа напряжение, словно натянутая струна, лопается: воротник, как всякая вещь, теряется, а затем следуют слова, исходящие из уст автора: «Эх, жизнь!», говорящие читателю о том, что с воротником потерялась и жизнь человека.

Таким образом, рассказ учит нас не гнаться за вещами, так как в погоне за вещью, в «воротничковой жизни», теряется человек, его личность, стирается его судьба.

Можно сравнить творчество Тэффи с Гоголем (с «Носом», в котором человек также утрачивает власть над собой, который также основан на фантастике). Различия их в том, что Гоголь обобщает, а Тэффи индивидуализирует, сводит беды героини на её глупость и ограниченность, называет её «существом слабым и бесхарактерным». Это также является важной чертой творчества писательницы: Тэффи искала причины несовершенства в самих людях, а не в социуме.

Вывод: методически творчество Тэффи разработано слабо, но на вооружение берём сопоставление с Гоголем («Нос»), сопоставление с Аверченко. Приём сопоставления в заглавии. А также метод изучения произведения вслед за автором.  

 

 

3.3. План-сценарий урока литературы

в 8 классе на тему: «Высмеивание или оплакивание «воротничковой жизни» в рассказе Н.А. Тэффи «Жизнь и воротник»?» с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

с применением технологии развития критического мышления.

По программе по литературе под редакцией Коровиной В.Я, 8 класс.

· Цели.

Образовательные: восстановить и обогатить знания о творчестве Н.А. Тэффи, иметь анализ рассказа «Жизнь и воротник», совершенствовать навык анализа литературного произведения.

Развивающие: совершенствование и развитие критического мышления, совершенствование навыка выразительного чтения текста.

Воспитательные: привлечь внимание к персоне и творчеству Н.А. Тэффи, воспитать внимательное отношение к художественному слову, обратиться к нравственным ценностям, к проблеме вещизма и духовного мещанства.

· Планируемые результаты.

Предметные: обновить знания о творчестве незаслуженно забытой писательницы Н.А Тэффи, проанализировать произведение «Жизнь и воротник».

Познавательные: уметь работать с текстом, расширить познавательные навыки.

Регулятивные: уметь выполнять поставленную задачу, уметь обращаться к заданию творчески.

Коммуникативные: уметь обращаться с информацией (словом учителя, словом учебного пособия, художественным словом), уметь слушать и высказываться, критически воспринимать поступающую информацию.

Личностные: способствование формированию этических качеств, критического мышления и чувства слова.

·  Тип урока: комбинированный, или синтетический, ознакомительный с точки зрения творчества Тэффи, но второй относительно знакомства с её биографией.

· Методы: работа в парах, взаимопроверка, фронтальный опрос, «Дерево предсказаний», слово учителя, беседа, работа с текстом, чтение текста с остановками, комментированное чтение.

· Оборудование: презентация, доска учебная, оборудование для воспроизведения видеофильма, учебник с текстом произведения.

Оформление доски: с проектора

Число. Высмеивание или оплакивание «воротничковой жизни» в рассказе Н.А.Тэффи «Жизнь и воротник»?  

 

План урока.

I. Организационный момент. Целеполагание. Актуализация знаний.

II. Подготовка к восприятию произведения.
а) краткое слово о писателе;

б) об истории создания произведения.

III. Анализ (осмысление) произведения.

IV. Синтез, или обобщение (рефлексия).

V. Задача домашнего задания.

 

Этап Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
I Здравствуйте, дети, продолжаем изучение раздела Писатели улыбаются. Не нужно пока открывать учебники. Целью нашего сегодняшнего урока будет изучение творчества одного из представителей «Сатирикона». Но для начала мы вспомним прошлый урок. Микроконтрольная по «Сатирикону»: 1 вопрос. На кого была направлена сатира старого «Сатирикона»? 2 вопрос по вариантам. Первый вариант пишет определение термина «юмор». Второй вариант пишет определение «сатиры». 3 вопрос также по вариантам. Первый вариант пишет определение к слову «шарж». Второй к слову «гротеск». Теперь обменялись листочками с соседом по парте. Открыли учебники и тетради. Оцениваем ответ + или -. В конце оценку по 5-балльной шкале. Первый вопрос. Какой правильный ответ?     Правильный ответ. Второй вопрос. Прочтите мне определение термина «юмора», которое мы давали на прошлом уроке?   Хорошо, тогда сатира – это..?   Что такое шарж в литературе?     А гротеск?   По окончании проверки сдайте листочки мне, каждому будет поставлена оценка и за качество усвоения материала, и за качество проверки. Чтобы определить тему сегодняшнего урока, давайте создадим «Дерево предсказаний» на примере данной схемы (в презентации): Итак, в центре Сатирикон. Теперь перейдем к аргументам. Что касательно данной темы мы уже изучили? Верно. А кто ещё является ярким автором Сатирикона, наравне с Аверченко? Совершенно верно. Значит, сегодня мы будем изучать творчество Н.А.Тэффи. (Выходит слайд с темой: «высмеивание или оплакивание «воротничковой жизни» в рассказе Н.А. Тэффи «Жизнь и воротник»).     (Здороваются)     (Обменялись) Сатира старого «Сатирикона» была направлена на маленьких людей, на мещан, на внешнюю политику России.     Вид комического, в котором пороки высмеиваются беззлобно, мягко. Вид комического, в котором пороки высмеиваются беспощадно. Комическая зарисовка, чаще сатирического характера, обличающая кого-то и заостряющая внимание на характерные черты объекта. Изображение человека или действительности в намеренно преувеличенном, чаще уродливо-комическом виде. Творчество Аверченко. Надежда Тэффи. Коммуника-тивные УУД: - умение слушать и отвечать на вопросы; - умение воспроизводить усвоенную информацию; - умение оценивать чужую работу. Познавательные: - умение обращаться к усвоенному ранее материалу. Регулятивные: - умение отвечать на поставленную задачу.
II Предлагаю посмотреть следующий видео фильм («Литература 8 класс (Урок№23 - Тэффи. Рассказ «Жизнь и воротник», длительность 1,5 минут)[1] Запишите вопросы и в ходе просмотра отвечайте на них. 1. Настоящая фамилия писательницы и происхождение псевдонима Тэффи. 2. С какого года Тэффи начинает заниматься литературной деятельностью? 3. Год эмиграции Тэффи во Францию. Ребята в фильме не озвучено, но я скажу, какие стихи Киплинга: «Тэффи из Уэльса, Тэффи был вором». Какой рассказ? Датируется 1910 годом. Обращаясь к политике Сатирикона, мы уже говорили с вами, что сатира была направлена на мещан. Кто такой мещанин? Конечно, авторы, мы говорили, имели в виду другое мещанство, духовное. Что, по-вашему мнению, является духовным мещанством? Что подразумевает под собой мелочность? Конечно, мещанин – это еще и человек, который ставит вещи и мелочи выше других ценностей, а какие последствия могут быть у данного качества? Как вы думаете? Тэффи, как представитель Сатирикона, развивает данную мысль в своем рассказе. Предлагаю перейти к анализу по тексту. 1. Лохвицкая. Псевдоним: а) Слуги Стэффи. б) Стихи Киплинга. 2. 1900. 3. 1919. «Жизнь и воротник». Городской житель. Мелочный человек. Мелочиться – это значит дорожить мелочами. Человек не следит за своим нравственным состоянием, нравственными ценностями, не видит сути за мелочами. Познаватель-ные УУД: - справляться с поставленной задачей; - проявлять вниматель-ность к деталям Коммуникативные УУД: - восприни- мать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя; - слушать и понимать речь других; - формулиро-вать свое мнение;  - оформлять свои мысли в устной форме.
III О чем вам говорит заголовок данного рассказа? Что делает союз «и» с данными словами? Обратимся к словам. Что такое жизнь? Почему мы называем её глобальным процессом? А теперь дайте определение воротнику. Что вы чувствуйте, что заложено в данном названии автором? Правильно вы рассуждаете. У Тэффи это возможно, читаем далее: «Человек только воображает, что беспредельно властвует над вещами». Запишите себе эту фразу. Это ответ на вопрос, может ли вещь сопоставляться с жизнью. Как мы видим, произведение начинается с голоса… кого? Докажите, что это автор. Далее мы видим изображение героини, Олечки Розовой. Чертим кластер «Эволюция Олечки Розовой». Какой мы видим её вначале рассказа? Стрелка вниз. Идём далее. «Но вот как-то пошла она в Гостиный двор …» Во-первых обращаем внимание на противительный союз «Но», пишем его рядом со стрелкой. Хочу обратить ваше внимание на Гостиный двор. Так как Тэффи петербурженка, очевидно, имеется в виду данный Гостиный двор на Невском проспекте (презентация, 1917 год): Что можете сказать? «…дамский воротник, с продернутой в него желтой ленточкой». Как вы считаете, что символизирует жёлтый цвет? «Как женщина честная, она сначала подумала: "Еще что выдумали!"» Как автор оценивает данный поступок? «Затем зашла и купила.» Подчеркнуть следует, так как это переломный момент, наряду с союзом «но», почему он переломный? «Оказалось, что если желтую ленточку завязать не спереди, а сбоку, то получится нечто такое, необъяснимое, что, однако, скорее хорошо, чем дурно.» Что мы здесь видим? На что это похоже? Кто рассуждает? «Но воротничок потребовал новую кофточку. Из старых ни одна к нему не подходила». Снова видим союз но, подчеркнули. «Олечка мучилась всю ночь, а утром пошла в Гостиный двор». Что вы здесь можете сказать? А кто обычно по ночам мучается? Для автора, строителя текста, такое поведение, мещанское совершенно, является чем-то очень плохим, ставится в один ряд с убийством человека и предательством совести и честности. Героиня – убийца, убивает себя. Это то, что вы должны записать после стрелки в кластере. Читаем далее. «Воротник ясно и определенно требовал круглую юбку с глубокими складкамиОлечка заложила серебро и браслетку». «На душе у нее было беспокойно и жутко, и, когда воротничок потребовал новых башмаков, она легла в постель и проплакала весь вечер.» Опираясь на то, что воротник стал воротничком, можете ли вы предсказать развитие данного сюжета? На чем вы строили свои рассуждения? «Вечером, бледная и смущенная, она, заикаясь, говорила своей бабушке: – Я забежала только на минутку. Муж очень болен. Ему доктор велел каждый день натираться коньяком, а это так дорого.» Предскажите действия бабушки. На что вы опирались? Предскажите действия героини. На чем вы основывали данные суждения? «Следующие дни были еще тяжелее.» О чем нам говорят данные строки? На вещах героиня не остановилась: «Она бегала по всем родным и знакомым, лгала и выклянчивала деньги, а потом купила безобразный полосатый диван, от которого тошнило и ее, и честного мужа, и старую вороватую кухарку, но которого уже несколько дней настойчиво требовал воротничок.» Она нанимает кухарку, что становится чисто мещанской чертой. В каких ещё произведения русской литературы вы встречали такую черту? В семействе. В этом году проходили. Отсюда следующий кластер, следующая стрелка вниз и пишем «Мещанство». Читаем далее. «Она стала вести странную жизнь. Не свою. Воротничковую жизнь.» Как вы понимаете выражение воротничковая жизнь? Почему она не своя? Следует записать все три предложения в кластере и написать: «Потеря свой жизни и, соответственно, себя». Что значит прилагательное странная? Как автор относится к такой жизни? Правильно, мы увидели авторское отношение к происходящему. Очень интересные строки следуют далее: «то зачем же на тебе желтый бант? Зачем это распутство, которого я не могу понять и которое толкает меня по наклонной плоскости?» Что символизирует жёлтый цвет? Обращая внимание на ее речь выше, что можете заметить? «Как существо слабое и бесхарактерное, она скоро опустила руки и поплыла по течению, которым ловко управлял подлый воротник.» Чьи слова здесь звучат? Как вы это определили? Как это может характеризовать путь мещанства? Что мы видим в сюжете далее? Это будет нашим следующим кластером. Как вы считаете, символом чего является отстригать волосы? Далее мы видим, как воротничок стирается сам. Какие ещё действия он начинает совершать сам? Перечисляйте. Как меняется речь героини в конце? Найдите это место. Чем кончается рассказ? Что значит фраза «Эх, жизнь!»? Кем она сказана? Воротник управляет жизнью человека. Это какой прием? Как называется? Мы изучали недавно. В каком ещё произведении русской литературы есть гротеск и потеря героем самого себя? Совершенно верно. Чем отличается творчество Тэффи от уже изученного нами творчества Аверченко? Союз и связывает эти слова. Жизнь – это всё живое на земле, жизнь как жизнь отдельного человека, жизнь как процесс, течение, сам человек и воспроизведение себе подобных, жизнь как бесконечность и т.д. Предмет одежды, лоскут, вещь. Сопоставление. Но оно кажется странным, так как жизнь, глобальный процесс, нельзя сопоставить рядом с вещью. Автора. Он стоит как бы над текстом «Честной женой честного человека. Характер имела тихий, застенчивый, на глаза не лезла, мужа любила преданно, довольствовалась скромной жизнью». Гостиный двор очень крупный, находится на Невском проспекте, своего рода в традициях Гоголя место искушения, крупная торговая точка, союз «но» разделяет жизнь героини на до и после: Гостиный двор становится искушением для героини и т.д. Радости и пр. гипотезы, (ключевым является, чтобы дети называли жёлтый признаком старины, подвинуть их к этой мысли воспоминаниями о старых фотографиях или страницах старых книг). Автор оценивает подобный поступок как поступок честного человека. Потому что героиня меняет линию поведения. Она больше не честная. На мысли самой женщины. Как воротничок может потребовать? Здесь мы видим оживление воротничка. Глагол «мучилась» говорит о том, что какая-то часть честной личности не полностью умерла в героине, но союз а, также противительный (и снова повторяется конструкция а… пошла купила), что подчеркивает такое качество, как безрассудство героини. Те, кто совершили нечто плохое, например, убийство. «купила кофточку из хозяйственных денег». Страшно, потому как идёт предательство семьи, женщина должна охранять очаг. Показывает полную безрассудность Олечки. Суффикс –ечк- только подчеркивает несерьёзность героини. Снова глагол требовал, только ясно и определенно. Мы видим, как воротник берет власть над Олечкой, а героиня его слушает и теряет волю. Душа и слезы говорят о том, что Олечка не умерла, но воротничок (впервые употребление суффикса –ок-) требовал. Воротничок тоже начнет пропадать, вечно властвовать он не будет и т.д. Или: воротничок – это воспроизведение мысле-речи Олечки. На уже рассмотренном ранее анализе текста. Бабушка поможет, на собственный жизненный опыт. Героиня купит себе новые вещи. На знакомстве с характером героини, её слабой воли и её проблемой вещизма. Чем больше она прислуживает воротничку, тем тяжелее ей становится. Вещизм не способен дать насытность человеку и успокоение, он приносит вред людям и укладу их жизни. Такова природа человека. «Недоросль» Фонвизина, наняли учителей «потому что так надо». Жизнь мещанства, вещизма. Потому что героиня потеряла себя. Здесь мы видим окончательную потерю, так как жизнь ей больше не принадлежит. Автору чужда такая жизнь, непонятна. Желтый для автора становится признаком распутства. Слова героини будто стали осмысленными и разумными. Путь в мещанство -- наклонная плоскость, путь в никуда, в пропасть. Автора, автор даёт оценку героине, обращается к ней по 3 лицу. Путь мещанства для слабых и бесхарактерных людей, которые не могут плыть против течения. Героиня становится пошлой, развязной, теряет силу ее нравственность, мещанство уничтожает в человеке нравственность. Символом перемены, изменений в личности, женщины стригут волосы, когда им плохо и им хочется перемен. А далее автор подтверждает это словами: «Где-то в глубине души…» Воротник укреплялся и властвовал, воротник напялился на ее шею и поехал в гости, вел себя развязно до неприличия и вертел ее головой направо и налево, воротник за нее ответил, Воротник поблагодарил и радостно согласился прежде, чем Олечка успела сообразить, в чем дело, воротник пошло захихикал, воротник ухарски повернул ее голову и снова хихикнул, студент с воротником не обращали на нее никакого внимания. Они пили ликер, говорили пошлости и целовались. «Деньги где? Профукала» Становится грубой. Муж бросает Олечку, а воротник теряется. Значит, что жизнь сломана, сказана автором. Гротеск. В повести Гоголя «Нос». Тэффи более грустна, история её героини трагична, произведение Аверченко больше напоминает анекдот. (и пр, высказывают своё мнение и впечатление). Коммуникативные УУД: -слушать и понимать речь других; -строить понятные для собеседника высказывания; -отвечать на вопросы учителя; -строить устное высказывание; -воспринимать информацию на слух; - дополнять, уточнять высказанные мнения; – анализиро-вать и делать выводы; Регулятивные УУД: – организовать выполнение заданий учителя; Познаватель-ные УУД: – извлекать необходимую информацию; - делать кластер-конспект
IV Чему научил вас этот рассказ? Понравилось ли вам данное произведение? Мы неспроста затронули характер «смеха» Тэффи и сравнили его с сатирой Аверченко. Я предлагаю вам поставить вопрос: «Высмеивание или оплакивание?», и сделать таблицу, состоящую из двух колонок: первая – «Высмеивание», вторая – «Оплакивание», найти в тексте (мы уже подчеркнули с вами) слова автора и записать их в колонку под пунктами, самостоятельно определяя, высмеивает автор такую жизнь или, на ваш взгляд, сочувствует героине, оплакивает. Но не путайте с объективной наблюдательностью. Затем посчитать, что преобладает в создании комического у Тэффи и записать в выводе. Духовное мещанство и вещизм лишает человека нравственности, а потеря нравственности равносильна потери жизни. (Отвечают как чувствуют). (Ребята сами определяют, какие моменты показались им грустными, а какие злорадными. Несмотря на то, что в раннем творчестве Тэффи преобладает злорадный смех, слова автора в конце рассказа «Эх, жизнь!» останавливают читателя и вызывают чувство горечи за потерянную жизнь, перекрывающее всё осуждение). Коммуникативное УУД: - умение строить устное высказывание; - умение строить устное высказывание; - умение воспроизводить усвоенный материал. Познавательные УУД: - умение пользоваться усвоенным материалом. Регулятивные УУД: - умение отвечать поставленной задаче.
V Задание на дом: сравнить рассказ Тэффи «Жизнь и воротник» с повестью Н.В. Гоголя «Нос» и записать сходства и отличия в табличном виде или в виде конспекта.   Первый параметр сравнения: жанр. Второй: отношение к герою. Третий: характер «смеха», приёмы создания комического.   Коммуникативные УУД: - умение опираться на изученное, на знания; - умение анализировать и сопоставлять, критически мыслить; - умение строить письменное высказывание. Регулятивные: - умение выполнять поставленную задачу.

Заключение.

Сегодня творчество Н.А. Тэффи слабо изучено и с литературоведческой, и с методической стороны. Это связано с тем, что творчество писателя в течение десятилетий было под запретом, несмотря на то, что является классикой русской литературы, популярность автора при жизни и высокие оценки творчества современниками.

Также, как мы выяснили, современный процесс образования, в связи с определёнными изменениями в жизни общества, имеет новые тенденции, внедрение новых образовательных технологий. Например, технология развития критического мышления через чтение и письмо. Выбор пал на данную технологию, так как технология развития критического мышления учит детей рассуждать, анализировать, аргументировать, что является необходимым качеством в современных условиях обилия информации.

Несмотря на то, что творчество Н.А. Тэффи методически слабо изучено, опираясь на общие рекомендации методистов-технологов, мы попыталась воссоздать урок по рассказу Тэффи "Жизнь и воротник" с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Данная разработка может помочь в образовательном процессе погрузить детей в рассказ «Жизнь и воротник» Н.А. Тэффи, вызвав интерес к творчеству писательницы, развивая при этом критическое мышление у учеников.

 

 

Список использованной литературы.

1.   Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т.1. М.: НИИ школьных технологий, 2006. 816 с.

2. Пятова Т.Л. Интерактивные технологии // Современные научные исследования: теория, методология, практика. Омск: Омский экономический институт. – 2011. – №1. – С. 143-147.

3.   Малиева З.К. Роль современных образовательных технологий в решении проблемы морального отчуждения личности // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6..

4.   Современные образовательные технологии / под ред. Н.В. Бордовской. – М.: КНОРУС, 2011. – 432 с.

5. И. В. Муштавинская. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: учеб.-метод. Пособие. 2009. С. 16-18.

6. Звягин Л.С. Понятие и технология критического мышления как основа современных образовательных технологий. 2016.

Т. 1. С. 102-108.

7. Михайлов О. Н. Смех грустный (О Тэффи). / Страницы русского реализма. (Заметки о русской литературе XX века.) – М.: Современник, 1982. – 288 с.

8. Тэффи. Ностальгия: Рассказы; Воспоминания. / Сост. Б. Аверина; Вступ. ст. Э. Нитраур. – Л.: Худож. Лит., 1989. – 448 с.

9. История русской литературы XX—начала XXI века: Учеб. для вузов в 3-х частях с электронным приложением. Часть II: 1925–1990 годы / Сост. и науч. ред. проф. В. И. Коровин. М.,Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 511с.

10.  Брызгалова, Е.Н. Изучение рассказов Тэффи в средней школе. Вестник ТвГУ. Серия: Филология (8). 2007. С. 120-126.

11. Денисова Е.А. Детское восприятие «прекрасного» и «безобразного» в рассказах Тэффи. Сюжетология и сюжетография. 2016. № 1. С. 141-147.

12.   Головин В. В. Журнал «Галченок» (1911–1913) как литературный эксперимент // Детские чтения. СПб.: Кабинетный ученый, 2014. Вып. 6.

13.   Благодатова Е.И., Головин В.В., Троицкая А.А., Троицкий С.А. О взрослой литературе для детей и детской – для взрослых // Новое литературное обозрение. 2015. № 3 (133). С. 420-426.

14. Брызгалова, Е.Н. Изучение рассказов Тэффи в средней школе. Вестник ТвГУ. Серия: Филология (8). 2007. С. 120-126.

15.   Евстигнеева (Спиридонова) Л.А. Журнал «Сатирикон» и поэты-сатириконцы. М., Наука, 1968.

16.   Трубилова Е.М. Творческий путь Н.А. Тэффи (Эмигрантский период). Дисс…канд.филол.наук. М., 1994.

17.   Творчество Н.А. Тэффи и русский литературный процесс первой половины XX века. М., Наследие, 1999.

18. Колтоновская Е.А. Новая сатира // Критические этюды. Раздел II. СПб, 1912. С. 189.

19.   Колтоновская Е.А. Литературные заметки // Сибирская жизнь. 1910. №10. С. 6.

 

 


[1] Видеоролик доступен по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=lESDTmX6hFw. Демонстрируются первые 1,5 минуты.







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: