Понятие о средствах обучения. Технические средства обучения

Средства обучения являются составной частью методов обучения. Они способствуют увеличению эффективности учебного процесса и гарантируют реализацию принципа наглядности, предоставляют учащимся материал в виде наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех шагах обучения.

В педагогике на сегодняшний день отсутствует однозначное определение понятия средств обучения.

Средства обучения - это различные объекты, которые используют преподаватель и ученики в процессе обучения.

Под средствами обучения можно понимать разнообразнейшие орудия и материалы учебного процесса, с помощью которых наиболее эффективно и за рационально сокращенное время достигаются установленные цели обучения.

Основное дидактическое предназначение средств - ускорить процесс усвоения учебного материала.

Отбор средств обучения определяется:

задачами урока;

использующимися методами обучения;

содержанием учебного материала;

предпочтениями учителя.

 

Функции средств обучения

Можно отметить следующие функции средств обучения:

Познавательная функция. Состоит в том, что средства обучения непосредственно служат познанию существующей действительности; гарантируют передачу наиболее совершенной и чёткой информации об явлении или объекте изучения и позволяют наблюдать явления и объекты, которые труднодоступны или совсем недоступны конкретному наблюдению при помощи органов чувств (к примеру, учебный микроскоп позволяет рассмотреть объекты, невидимые невооруженному глазу).

Формирующая функция. Состоит в том, что средства обучения развивают познавательные возможности учащихся, их ощущения и волю, психологическую сферу.

Дидактическая функция. Заключается в том, что средства обучения считаются принципиальным источником познаний и умений, упрощают проверку и закрепление учебного материала, активизируют познавательную активность. В учебном процессе все функции выступают в единстве, дополняя друг друга.

 Принципы использования средствобучения

 Выделяют следующие принципы использования средств обучения:

учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;

гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;

учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);

сотворчество педагога и обучающегося; приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.

Классификации средств обучения

По характеру воздействия на учащихся:

визуальные: предметы, карты, макеты, диафильмы, ИКТ – презентации, слайды;

аудиальные: радио, музыкальный центр;

аудиовизуальные: телевидение, кинофильмы, ИКТ - презентации.

 По степени трудности:

обыкновенные: учебники, печатные пособия, модели, картины;

трудные: компьютеры, механические визуальные средства, лингафонные кабинеты.

 

По происхождению:

естественные природные средства (предметы, непосредственно взятые из самой действительности: коллекция камешков, шишек, растений, семечек, желудей);

символические (представляют действительность при помощи знаков, символов: картинки, карты, схемы;

технические: визуальные, аудиовизуальные средства.

Классификация А.Е.Дмитриева и Ю.А.Дмитриева:

природная: естественные объекты либо их изображения (реальные вещи, портреты, картины, произведения искусств);

объемная (геометрические фигуры, чучела);

изобразительная (фото, кадры теле-, кино-, диафильмов, диапозитивов);

графическая (схемы, таблицы, чертежи, диаграммы);

символическая (глобус, географические карты); звуковая (магнитофонная запись);

мультимедиа, базирующаяся на компьютерных разработках, использующая интерактивность и средства дистанционного обучения.

 

Технические средства обучения — это устройства, помогающие учителю обеспечивать учащихся учебной информацией, управлять процессами запоминания, применения и понимания знаний, контролировать результаты обучения.

Современное оборудование – это широкий спектр высокоэффективных технических средств обучения. Существуют следующие виды ТСО: информационные, программированного обучения, контроля знаний, тренажеры и комбинированные.

Кроме компьютеров, которые дают возможность смоделировать многие процессы и тем самым позволяет на практике реализовать знания учащихся, это:

цифровые проекторы - для отображения компьютерной информации и видео;

проекционные экраны - разнообразных моделей;

оверхед-проекторы (оптическое устройство, позволяющее проецировать на большой экран изображение с прозрачной пленки);

слайд-проекторы;

копи-доски - для тиражирования записанного на доске; интерактивные доски - возможность прямо на доске изменять демонстрационные электронные материалы; документ-камеры - настольные видеокамеры для демонстрации объектов и слайдов с помощью цифрового проектора; видеоконференционные системы - для эффективного общения на расстоянии; маркерные и текстильные доски; проекционные столики и т.д.

Частота использования ТСО влияет на эффективность процесса обучения. Если ТСО используется очень редко, то каждое его применение превращается в чрезвычайное событие и возбуждает эмоции, мешающие восприятию и усвоению учебного материала. Наоборот, слишком частое использование ТСО приводит к потере у учащихся интереса к нему, а иногда и к активной форме протеста. Оптимальная частота применения ТСО в учебном процессе зависит от возраста учащихся, учебного предмета и необходимости их использования.Использование ТСО не должно длиться на уроке подряд более 20 минут: учащиеся устают, перестают понимать, не могут осмыслить новую информацию. Использование ТСО в начале урока (на пять минут) сокращает подготовительный период с трех до 0,5 минуты, а усталость и потеря внимания наступает на 5—10 минут позже обычного. Использование ТСО в интервалам между 15-й и 20-й минутами и между 30-й и 35-й минутами позволяет поддерживать устойчивое внимание учащихся практически в течение всего урока. Эти положения обусловлены тем, что в течение каждого урока у учащихся периодически изменяются характеристики зрительного и слухового восприятия (острота, пороги, чувствительность), внимание, утомляемость. При монотонном использовании одного средства изучения нового материала у учащихся уже к 30-й минуте возникает запредельное торможение, почти полностью исключающее восприятие информации. Правильное чередование различных средств может предотвратить это явление. Минуты напряженного умственного труда необходимо чередовать с эмоциональной разрядкой, разгрузкой зрительного и слухового восприятия. Эффективность ТСО в значительной степени зависит от того, насколько удачно они сочетаются с комплексом других средств обучения, применяемых в учебном процессе. Учитель в учебно-воспитательном процессе применяет ТСО и аудиовизуальные средства обучения на трёх уровнях:

Эпизодически;

Систематически;

Синхронно.

 

Основные требования к ТСО можно разделить на пять групп:

 

Функциональные. Способность аппаратуры обеспечивать необходимые режимы работы.

Педагогические. Соответствие возможностей технических средств тем формам и методам учебно-воспитательного процесса, которые согласуются с современными требованиями к обучению и воспитанию учащихся.

Эргономические. Удобства и безопасность эксплуатации ТСО, уровень шума, удобства транспортировки, ремонта, минимальное количество операций при подготовке их к работе.

Эстетические. Товарный вид, гармония формы, масштаб, соразмерность, целостность композиции.

Экономические. Относительно невысокая стоимость при высоком качестве и долговечности.

 

Функции ТСО очень разнообразны и их большое количество. Выделим основные четыре:

 

 Коммуникативная – функция передачи информации. Она даёт возможность воспринимать анализаторами учебный материал.

Научно-исследовательская – функция, которая даёт возможность получаемую информацию использовать с исследовательской целью, а также с целью поиска вариантов использования учебного материала для различных форм познавательной деятельности, а также моделирование содержания и форм подачи информации.

Управленческая – функция, предполагающая подготовку учащихся к выполнению заданий и саму организацию их выполнения, а также получение обратной связи в процессе восприятия и усвоения информации и коррекцию этих процессов.

Кумулятивная - функция объединения, систематизации, хранения документализированной учебной и учебно-методической информации в технических комплексах и устройствах. Это осуществляется через комплектование и создание фоно- и видеотек, через накопление, сохранение им передачу информации с помощью современных информационных технологий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: