Средства обучения являются составной частью методов обучения. Они способствуют увеличению эффективности учебного процесса и гарантируют реализацию принципа наглядности, предоставляют учащимся материал в виде наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех шагах обучения.
В педагогике на сегодняшний день отсутствует однозначное определение понятия средств обучения.
Средства обучения - это различные объекты, которые используют преподаватель и ученики в процессе обучения.
Под средствами обучения можно понимать разнообразнейшие орудия и материалы учебного процесса, с помощью которых наиболее эффективно и за рационально сокращенное время достигаются установленные цели обучения.
Основное дидактическое предназначение средств - ускорить процесс усвоения учебного материала.
Отбор средств обучения определяется:
задачами урока;
использующимися методами обучения;
содержанием учебного материала;
предпочтениями учителя.
|
|
Функции средств обучения
Можно отметить следующие функции средств обучения:
Познавательная функция. Состоит в том, что средства обучения непосредственно служат познанию существующей действительности; гарантируют передачу наиболее совершенной и чёткой информации об явлении или объекте изучения и позволяют наблюдать явления и объекты, которые труднодоступны или совсем недоступны конкретному наблюдению при помощи органов чувств (к примеру, учебный микроскоп позволяет рассмотреть объекты, невидимые невооруженному глазу).
Формирующая функция. Состоит в том, что средства обучения развивают познавательные возможности учащихся, их ощущения и волю, психологическую сферу.
Дидактическая функция. Заключается в том, что средства обучения считаются принципиальным источником познаний и умений, упрощают проверку и закрепление учебного материала, активизируют познавательную активность. В учебном процессе все функции выступают в единстве, дополняя друг друга.
Принципы использования средствобучения
Выделяют следующие принципы использования средств обучения:
учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;
гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);
сотворчество педагога и обучающегося; приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
|
|
Классификации средств обучения
По характеру воздействия на учащихся:
визуальные: предметы, карты, макеты, диафильмы, ИКТ – презентации, слайды;
аудиальные: радио, музыкальный центр;
аудиовизуальные: телевидение, кинофильмы, ИКТ - презентации.
По степени трудности:
обыкновенные: учебники, печатные пособия, модели, картины;
трудные: компьютеры, механические визуальные средства, лингафонные кабинеты.
По происхождению:
естественные природные средства (предметы, непосредственно взятые из самой действительности: коллекция камешков, шишек, растений, семечек, желудей);
символические (представляют действительность при помощи знаков, символов: картинки, карты, схемы;
технические: визуальные, аудиовизуальные средства.
Классификация А.Е.Дмитриева и Ю.А.Дмитриева:
природная: естественные объекты либо их изображения (реальные вещи, портреты, картины, произведения искусств);
объемная (геометрические фигуры, чучела);
изобразительная (фото, кадры теле-, кино-, диафильмов, диапозитивов);
графическая (схемы, таблицы, чертежи, диаграммы);
символическая (глобус, географические карты); звуковая (магнитофонная запись);
мультимедиа, базирующаяся на компьютерных разработках, использующая интерактивность и средства дистанционного обучения.
Технические средства обучения — это устройства, помогающие учителю обеспечивать учащихся учебной информацией, управлять процессами запоминания, применения и понимания знаний, контролировать результаты обучения.
Современное оборудование – это широкий спектр высокоэффективных технических средств обучения. Существуют следующие виды ТСО: информационные, программированного обучения, контроля знаний, тренажеры и комбинированные.
Кроме компьютеров, которые дают возможность смоделировать многие процессы и тем самым позволяет на практике реализовать знания учащихся, это:
цифровые проекторы - для отображения компьютерной информации и видео;
проекционные экраны - разнообразных моделей;
оверхед-проекторы (оптическое устройство, позволяющее проецировать на большой экран изображение с прозрачной пленки);
слайд-проекторы;
копи-доски - для тиражирования записанного на доске; интерактивные доски - возможность прямо на доске изменять демонстрационные электронные материалы; документ-камеры - настольные видеокамеры для демонстрации объектов и слайдов с помощью цифрового проектора; видеоконференционные системы - для эффективного общения на расстоянии; маркерные и текстильные доски; проекционные столики и т.д.
Частота использования ТСО влияет на эффективность процесса обучения. Если ТСО используется очень редко, то каждое его применение превращается в чрезвычайное событие и возбуждает эмоции, мешающие восприятию и усвоению учебного материала. Наоборот, слишком частое использование ТСО приводит к потере у учащихся интереса к нему, а иногда и к активной форме протеста. Оптимальная частота применения ТСО в учебном процессе зависит от возраста учащихся, учебного предмета и необходимости их использования.Использование ТСО не должно длиться на уроке подряд более 20 минут: учащиеся устают, перестают понимать, не могут осмыслить новую информацию. Использование ТСО в начале урока (на пять минут) сокращает подготовительный период с трех до 0,5 минуты, а усталость и потеря внимания наступает на 5—10 минут позже обычного. Использование ТСО в интервалам между 15-й и 20-й минутами и между 30-й и 35-й минутами позволяет поддерживать устойчивое внимание учащихся практически в течение всего урока. Эти положения обусловлены тем, что в течение каждого урока у учащихся периодически изменяются характеристики зрительного и слухового восприятия (острота, пороги, чувствительность), внимание, утомляемость. При монотонном использовании одного средства изучения нового материала у учащихся уже к 30-й минуте возникает запредельное торможение, почти полностью исключающее восприятие информации. Правильное чередование различных средств может предотвратить это явление. Минуты напряженного умственного труда необходимо чередовать с эмоциональной разрядкой, разгрузкой зрительного и слухового восприятия. Эффективность ТСО в значительной степени зависит от того, насколько удачно они сочетаются с комплексом других средств обучения, применяемых в учебном процессе. Учитель в учебно-воспитательном процессе применяет ТСО и аудиовизуальные средства обучения на трёх уровнях:
|
|
Эпизодически;
Систематически;
Синхронно.
Основные требования к ТСО можно разделить на пять групп:
Функциональные. Способность аппаратуры обеспечивать необходимые режимы работы.
Педагогические. Соответствие возможностей технических средств тем формам и методам учебно-воспитательного процесса, которые согласуются с современными требованиями к обучению и воспитанию учащихся.
Эргономические. Удобства и безопасность эксплуатации ТСО, уровень шума, удобства транспортировки, ремонта, минимальное количество операций при подготовке их к работе.
Эстетические. Товарный вид, гармония формы, масштаб, соразмерность, целостность композиции.
Экономические. Относительно невысокая стоимость при высоком качестве и долговечности.
Функции ТСО очень разнообразны и их большое количество. Выделим основные четыре:
Коммуникативная – функция передачи информации. Она даёт возможность воспринимать анализаторами учебный материал.
Научно-исследовательская – функция, которая даёт возможность получаемую информацию использовать с исследовательской целью, а также с целью поиска вариантов использования учебного материала для различных форм познавательной деятельности, а также моделирование содержания и форм подачи информации.
|
|
Управленческая – функция, предполагающая подготовку учащихся к выполнению заданий и саму организацию их выполнения, а также получение обратной связи в процессе восприятия и усвоения информации и коррекцию этих процессов.
Кумулятивная - функция объединения, систематизации, хранения документализированной учебной и учебно-методической информации в технических комплексах и устройствах. Это осуществляется через комплектование и создание фоно- и видеотек, через накопление, сохранение им передачу информации с помощью современных информационных технологий.