Тема 9: Организационные системы, формы, методы и средства обучения

Формы организации обучения – это отражение разработанной и практически воплощенной деятельности педагога и учащихся, направленной на реализацию учебно-воспитательного процесса, происходящую по определенным образом установленному порядку, режиму.

Как правило, учебного процесса на конкретные формы классифицируют по:

Численности учащихся. По этому признаку, форма организации может носить индивидуальный, коллективный, групповой, массовый характер.

Месту прохождения учебного процесса. Здесь можно выделить форму школьного обучения и внешкольного.

Временному периоду прохождения отдельного учебного занятия. Здесь можно выделить классическую форму построения урока – 45 минут или же нестандартные занятия, проходящие в различных временных интервалах, в зависимости от направления деятельности и устава учебного заведения.

Одновременно нескольким параметрам. В этом случае, можно выделить индивидуально-групповое обучение, лекционно-семинарское, коллективно-семинарское, классно-урочная система обучения, система взаимного обучения, индивидуально-проектное обучение, построение групповых проектов.

Наиболее стандартными и распространенными формами организации обучения, применяемыми на всех уровнях образовательной системы являются стандартные уроки, домашние задания, факультативы, экскурсионные занятия, организация трудовой работы в школе, приобщение к производственному труду.

Формы организации обучения характеризуются конкретностью временных рамок и пространственных связей. Это означает, что процесс обучения строится на основе определенного режима, определяющего временные периоды прохождения занятий, перерывов, длительность учебной четверти, период каникул и т.д. Также, конкретизируется место прохождения учебного процесса, количество учащихся и формируется педагогический состав.

Форма организации обучения включает в свой состав стадии учебно-воспитательной деятельности, их последовательность и структурное строение. В ней учитываются уровни развитости самостоятельных навыков учащихся, их способности, возможности, возрастная специфика и дидактическая цель проведения учебно-воспитательной деятельности в целом и отдельного учебного занятия в частности.

Формы организации обучения выполняют ряд функций, которые можно подразделить на два класса:

Стандартные функции. К этим функциям относятся:

a) Развивающая – ориентированная на создание условий для эффективного развития личности обучающегося, формирования его основных нравственных, духовных, этических и эстетических качеств, моральных ценностей и ориентиров деятельности;

 

b) Обучающая – основана на организации учебного процесса таким образом, чтобы он отвечал своей приоритетной цели – давал знания учащимся в различных областях и направлениях деятельности. Для этого должны быть созданы оптимальные условия;

c) Воспитывающая – направлена на реализацию воспитательных целей в учебном процессе. Обучение должно не только обучать, но и воспитывать, помогать в формировании мировоззрения, способствовать социализации личности, развивать ее самостоятельность.

Специфические функции. К ним относятся:

a) Интегративная – связана с созданием единой системы целей, задач, методов, приемов, содержания обучения, позволяющей облегчить восприятие и обеспечить условия для целесообразного взаимодействия педагога и учащихся в процесс обучения;

 

b) Коммуникативная – основана на создании условий для построения оптимальных рациональных взаимоотношений и сотрудничества между педагогом и учащимися, между учащимися, между членами педагогического коллектива;

 

c) Управленческая – основывается на применении формы организации обучения в качестве метода управления этим процессом и эффективного средства для ознакомления учащихся с процессами управления и подготовки их к этой деятельности.

 

В современной дидактике организационные формы обучения, включая обязательные и факультативные, классные и домашние занятия, подразделяют на фронтальные, групповые и индивидуальные (И.М. Чередов).

При фронтальной (общеклассной) форме работы учитель управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса, работающего над единой задачей. Он организует сотрудничество учащихся и определяет единый для всех темп работы. Педагогическая эффективность фронтальной работы во многом зависит от умения учителя держать в поле зрения весь класс и при этом не упускать из виду работу каждого ученика. Ее результативность повышается, если учителю удается создать атмосферу творческой коллективной работы, поддерживать внимание и активность школьников. Однако фронтальная работа не рассчитана на учет их индивидуальных различий. Она ориентирована на среднего ученика, поэтому отдельные учащиеся отстают от заданного темпа работы, а другие — изнывают от скуки.

При групповых формах обучения учитель управляет учебно-познавательной деятельностью групп учащихся класса. Их можно подразделить на звеньевые, бригадные, кооперированно-групповые и дифференцированно-групповые. Звеньевые формы обучения предполагают организацию учебной деятельности постоянных групп учащихся. При бригадной форме организуется деятельность специально сформированных для выполнения определенных заданий временных групп учащихся. Кооперированно-групповая форма предполагает деление класса на группы, каждая из которых выполняет лишь часть общего, как правило, объемного задания. Дифференцированно-групповая форма обучения имеет ту особенность, что как постоянные, так и временные группы объединяют учащихся с одинаковыми учебными возможностями и уровнем сформированности учебных умений и навыков. К групповым относят также парную работу учащихся. Деятельностью учебных групп учитель руководит как непосредственно, так и опосредованно через своих помощников – звеньевых и бригадиров, которых он назначает с учетом мнения учащихся.

 

Индивидуальное обучение учащихся не предполагает их непосредственного контакта с другими учениками. По своей сущности оно есть не что иное, как самостоятельное выполнение одинаковых для всего класса или группы заданий. Однако если ученик выполняет самостоятельное задание, данное учителем с учетом учебных возможностей, то такую организационную форму обучения называют индивидуализированной. С этой целью могут применяться специально разработанные карточки. В том случае, если учитель уделяет внимание нескольким ученикам на уроке в то время, когда другие работают самостоятельно, то такую форму обучения называют индивидуализированно-групповой. Рассмотренные организационные формы обучения являются общими. Они применяются как самостоятельные и как элемент урока, семинара и других занятий.

Урок как основная организационная форма обучения органично дополняется другими формами, иные из которых развивались параллельно с ним в рамках классно-урочной системы (экскурсии, консультации, домашняя работа, учебные конференции, дополнительные занятия), а другие были заимствованы из лекционно-семинарской системы и адаптированы с учетом возраста учащихся (лекции, семинары, практикумы, зачеты, экзамены).

Дополнительные формы организации обучения. Дополнительные занятия проводятся с отдельными учащимися или группой с целью восполнения пробелов в знаниях, выработки умений и навыков, удовлетворения повышенного интереса к учебному предмету.

Домашняя учебная работа учащихся принципиально отличается от классной прежде всего тем, что протекает без непосредственного руководства учителя, хотя и по его указаниям. Ученик сам определяет время выполнения задания, выбирает наиболее приемлемый для него ритм и темп работы. Работая самостоятельно в домашних условиях, которые значительно отличаются от классных, ученик лишен тех средств, которые может использовать учитель, чтобы сделать работу более увлекательной; дома нет коллектива, который благотворно влияет на создание рабочего настроения, стимулирует здоровое соперничество.

Конференции могут проводиться по всем учебным предметам и в то же время далеко выходить за рамки учебных программ. В них могут принимать участие учащиеся других (параллельных прежде всего) классов, учителя, представители науки, искусства и производства, участники войны, ветераны труда.

В старших классах и особенно в вечерних и сменных школах используется лекция, адаптированная к условиям школы. Школьные лекции успешно применяются при изучении как гуманитарных, так и естественнонаучных дисциплин. Как правило, это вводные и обобщающие лекции, реже они представляют собой модификацию урока сообщения новых знаний.

Семинарские занятия проводятся в старших классах при изучении гуманитарных предметов. При этом используются два вида семинаров: в форме докладов и сообщений; в вопросно-ответной форме. Сущность семинаров заключается в коллективном обсуждении предложенных вопросов, сообщений, рефератов, докладов, подготовленных учащимися под руководством учителя.

Эффективной формой дифференцированного обучения и воспитания являются факультативы. Их основная задача - углубление и расширение знаний, развитие способностей и интересов учащихся, проведение планомерной профориентационной работы. Распределение учащихся по факультативам добровольное, но состав остается стабильным в течение года (или двух лет).

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: