Эстетическая роль деепричастий в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина
Оглавление
1. Введение…………
2. Вопрос об эстетической значимости деепричастий в художественном тексте…………
3. Эстетика деепричастий в « Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина…
4. Заключение…
5. Список использованной литературы…………
Введение
Деепричастие начинают изучать впервые только в 7 классе, поэтому нам интересно было понаблюдать за данными словами и поработать с ними. На уроке русского языка особенно привлекательным оказалось задание на определение роли деепричастий в тексте. Неоднократно мы обращались к фрагментам из произведений А.С. Пушкина. Постепенно простой интерес перерос в исследование эстетической роли деепричастий в произведении любимого поэта и писателя.
Актуальность исследования заключается в следующем: данная тема еще недостаточно изучена в науке и является предметом научного интереса. Выявив эстетическую роль деепричастий в художественном тексте, мы глубже познакомимся с данной частью речи, узнаем о ней много нового, интересного и неожиданного, о чем недостаточно говорили на уроках. Выбор автора очевиден: А.С. Пушкин всегда современен и актуален. Сорокин Ю.С. очень точно сказал, что произведения Пушкина остаются для нас высоким образцом вдумчивого, стилистически убедительного и многообразного использования всех живых элементов русского языка [1]. Поэтому мы считаем, что и изучение роли деепричастий на произведении Пушкина является для нас верным решением. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» - очень интересная, она знакома нам с детства. Сказка помогает понять, что и в нашей реальной жизни есть замечательные вещи, незыблемые вечные ценности: красота, любовь, верность, дружба, благородство. Нам есть чему поучиться у положительных героев «Сказки…».
|
|
Цель работы: выявить эстетическую роль деепричастий в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина.
Нами поставлены следующие задачи: 1) проанализировать научную литературу по теме; 2) дать определение понятию «эстетическая роль части речи»; 3) определить эстетическую роль деепричастий (как одиночных, так и входящих в деепричастный оборот) в «Сказке…» А.С. Пушкина.
Гипотеза данной работы: деепричастия обладают большими эстетическими возможностями, делают текст более ярким, живым, красочным и динамичным.
Предмет – процесс изучение эстетической роли деепричастий в художественном тексте. Объект – «Сказка о мертвой царевне и семи богатыря» А.С. Пушкина.
Методы исследования: анализ научной литературы и художественного текста (сказки) и обобщение материалов; беседы с преподавателем; метод наблюдения; составление списка литературы.
|
|
Научная новизна данного исследования заключается в том, что мы обратились к свежей, необычной и малоисследованной теме – раскрытию эстетической роли деепричастий в произведении А.С. Пушкина. После изучения грамматических особенностей деепричастий, интересно узнать, для чего они используются в тексте, нужны ли они вообще, что они привносят в текст.
Значимость полученных результатов заключается в том, что мы, выявляя эстетическую роль деепричастий, показываем новый аспект изучения данной части речи. Полученные знания помогут нам в общении, сделают нашу речь более интересной, яркой и живописной. Мы считаем, что изучение роли деепричастий в сказке А.С. Пушкина поможет глубже понять произведение, прочитать с детства знакомую сказку новым взглядом, заново открыть в ней много интересного и удивительного.
1. Вопрос об эстетической значимости деепричастий в художественном тексте
Деепричастие – довольно интересная и неоднозначная часть речи. Деепричастие до сих пор вызывает споры. Одни ученые считают, что это самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом. Такое определение дано в нашем учебнике по русскому языку [2.С. 77]. При работе над данной темой, я узнал, что по поводу данной части речи есть и другая точка зрения: деепричастие – это особая форма глагола, которая обозначает добавочное, второстепенное действие[3]. Глагольной формой считает деепричастия и И.Б. Голуб [4].
В двух определениях есть главное общее: деепричастие обозначает добавочное действие, то есть существует при глаголе. При этом, ряд ученых отмечают, что деепричастия украшают глагол, дополняют его другими действиями [5. С. 177]. Вслед за этими учеными мы считаем, что деепричастие способно украсить текст, может выполнять эстетическую функцию.
Дадим определения.
Эстетика (от греч. aisthētikos - чувствующий, чувственный) - 1. Философское учение о сущности и формах прекрасного в искусстве, в природе и в жизни. 2. Красота, художественность в чём-либо[6].
Эстетический – связанный с восприятием прекрасного, красоты в искусстве и жизни; художественный [7].
Отсюда сделаем вывод, что эстетическая роль (функция) части речи заключается в создании прекрасной, чувственной картины, усилении эмоциональности текста.
К исследованию эстетических возможностей деепричастия в тексте обращались такие ученые как И. А. Ионова [8], И.Б. Голуб [4], Г.Я. Солганик [9], Г.Г. Граник, Г.В. Владимирская и др [3].
Как показал анализ труда И.Б. Голуб [4], деепричастия придают речи особую живость, наглядность, часто выполняют роль тропов. Она считает слова этой части речи очень выразительными.
Во втором параграфе показаны результаты нашего исследования над эстетической ролью деепричастий в художественном тексте.
2. Эстетика деепричастий в «Сказке о мертвой
царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина
Данный параграф посвящен выявлению эстетической роли деепричастий в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина. Мы нашли в тексте произведения деепричастия (как одиночные, так и входящие в деепричастный оборот), определили их семантику и раскрыли их эстетическую роль в тексте. Результаты представлены в таблице.
№ | Предложения с деепричастиями | Семантика деепричастий | Эстетическая роль деепричастий в тексте |
1. | Ждет-пождет с утра до ночи, Смотрит в поле, инда очи Разболелись, глядючи С белой зори до ночи; Не видать милого друга! | деепричастие обозначает действие, движение. Использована устаревшая форма. | конкретизирует, точно показывает действие, усиливает глагольную стихию. Делает речь выразительной, ёмкой, точной |
2. | С ним одним она была Добродушна, весела, С ним приветливо шутила И, красуясь, говорила: «Свет мой, зеркальце! Скажи…» | деепричастие обозначает действие, движение. | помогает точно, метко «дорисовывать» действия царицы. |
3. | И царица хохотать, И плечами пожимать, И подмигивать глазами, И прищелкивать перстами, И вертеться подбочась, Гордо в зеркальце глядясь. | деепричастие обозначает действие. | конкретизирует, точно показывает действие. |
4. | Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла, Поднялась – и расцвела. | деепричастие обозначает действие, движение | делает речь более живописной, яркой. |
5. | На девичник собираясь, Вот царица, наряжаясь Перед зеркальцем своим, Перемолвилася с ним… | деепричастия обозначают действие, движение. | дорисовывают основное действие, делают речь более живописной, яркой |
6. | Делать нечего. Она, Черной зависти полна, Бросив зеркальце под лавку, Позвала к себе Чернавку И наказывает ей, Сенной девушке своей, Весть царевну в глушь лесную И, связав ее, живую Под сосной оставить там На съедение волкам. | деепричастия обозначают действие, движение. | делают речь более точной, конкретной, яркой. |
7. | Та, в душе ее любя, Не убила, не связала, Отпустила… | деепричастие, обозначает эмоции | делает текст более выразительным, емко передает эмоции Чернавки. |
8. | Королевич Елисей, Помолясь усердно Богу, Отправляется в дорогу. | деепричастие обозначает речь | делает текст более выразительным. |
9. | Но невеста молодая, До зари в лесу блуждая, Между тем всё шла да шла И на терем набрела. Ей навстречу пес, залая, Прибежал и смолк, играя. В ворота вошла она – На подворье тишина. Пес бежит за ней, ласкаясь, А царевна, подбираясь, Поднялася на крыльцо И взялася за кольцо. | деепричастия, обозначающие действие, движение, эмоции | делают речь более точной, динамичной, передают множество действий, происходящих одновременно, текст становится красочным. |
10. | И царевна к ним сошла, Честь хозяям отдала, В пояс низко поклонилась; Закрасневшись, извинилась, Что-де в гости к ним зашла. | деепричастие обозначает эмоции | делает описание более ёмким, точным и выразительным, помогает показать внутреннее состояние царевны. |
11. | День за днем идет, мелькая, А царевна молодая Все в лесу; не скучно ей У семи богатырей. | деепричастие обозначает действие, движение. | придает описанию динамичность |
12. | Между тем царица злая, Про царевну вспоминая, Не могла простить ее… | деепричастие обозначает мысль | конкретизирует, раскрывает мысли героини |
13. | А на зеркальце свое Долго дулась и сердилась; Наконец об нем схватилась И пошла за ним и, сев Перед ним, забыла гнев. | деепричастие обозначает действие, движение. | делает речь более точной, конкретной и действенной. |
14. | Так и так. Царица злая, Ей рогаткой угрожая, Положила иль не жить, Иль царевну погубить. | деепричастие обозначает эмоции | делает текст более выразительным, наполненным негативными эмоциями. |
15. | Раз царевна молодая, Милых братьев поджидая, Пряла, сидя под окном. Вдруг сердито под крыльцом Пес залаял, и девица Видит: нищая черница Ходит по двору, клюкой Отгоняя пса. | деепричастия обозначают действие, движение. | помогают точно «дорисовывать» действия героев |
16. | Братья в ту пору домой Возвращалися толпой С молодецкого разбоя. Им навстречу, грозно воя, Пес бежит и ко двору Путь им кажет. | деепричастие обозначает эмоции | делает текст более выразительным, передает эмоциональное напряжение, тревогу. |
17. | Входят – ахнули. Вбежав, Пес на яблоко стремглав С лаем кинулся, озлился… | деепричастие обозначает действие, движение. | придает описанию динамичность, картина как будто оживает |
18. | Сотворив обряд печальный, Вот они во гроб хрустальный Труп царевны молодой Положили… | деепричастие обозначает действие, движение. | Разнообразит речь, делают текст более емким |
19. | И, пред мертвою сестрой Сотворив поклон земной, Старший молвил: «Спи во гробе…» | деепричастие обозначает действие, движение. | делает речь более полной, выразительной |
20. | В тот же день царица злая, Доброй вести ожидая, Втайне зеркальце взяла И вопрос свой задала. | деепричастие обозначает действие, движение. | делает речь более точной, полной, конкретной. |
21. | «Месяц, месяц, мой дружок, Позолоченный рожок! Ты встаешь во тьме глубокой, Круглолицый, светлоокий, И, обычай твой любя, Звезды смотрят на тебя. | деепричастие обозначает эмоции | делает речь более выразительной. |
22. | Елисей, не унывая, К ветру кинулся, взывая: «Ветер, ветер!..» | деепричастия обозначают эмоции,речь | делают текст более выразительным, эмоционально насыщенным, емким, ярким. |
23. | Гроб разбился. Дева вдруг Ожила. Глядит вокруг Изумленными глазами И, качаясь над цепями, Привздохнув, произнесла: «Как же долго я спала!» | деепричастия обозначают движение, эмоции | помогают точно «дорисовывать» действия царевны, текст становится более живописным |
24. | И беседуя приятно, В путь пускаются обратно, И трубит уже молва: Дочка царская жива! | деепричастие обозначает речь | конкретизирует, делает речь более точной, полной. |
25. | Злая мачеха сидела Перед зеркальцем своим И беседовала с ним, Говоря: «Я ль всех милее..» | деепричастие обозначает речь | конкретизирует, делает речь более точной, полной. |
26. | Злая мачеха, вскочив, Об пол зеркальце разбив, В двери прямо побежала И царевну повстречала. | Деепричастия обозначают действие, движение. | картина становится зримой, динамичной, помогают раскрыть внутреннее состояние злой мачехи. |
|
|
|
|
Как видим, в тексте преобладают деепричастия, обозначающие движение, действие и эмоции. Первые помогают конкретизировать и точно показывать действие, они усиливают глагольную стихию, делают текст более живописным, динамичным, действенным, картина как будто оживает, становится зримой. А деепричастия, которые передают эмоции, помогают почувствовать внутреннее состояние героев. Благодаря этим деепричастиям текст становится более выразительным, насыщенным разнообразными эмоциями, полным, емким, ярким.
С.Я. Маршак отмечал: «Пушкин всегда был скуп на прилагательные. А в сказках особенно. Предложения составлены только из существительных и глаголов. Это придает особую действенность стиху» [10]. Действительно, текст сказки динамичен, действенен, картины как будто оживают перед нами.
Таким образом, на примере «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» нами доказано, что деепричастия обладают большими эстетическими возможностями, делают текст более ярким, красочным, динамичным и живописным.
Заключение
Наше исследование посвящено проблеме выявления эстетической роли деепричастий в художественном тексте. Анализ научной литературы в первом параграфе показал, что данный вопрос является достаточно актуальным в научных кругах.
Во втором параграфе для выявления эстетической роли деепричастий мы обратились к «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина. Нами обнаружено, что деепричастие у А.С. Пушкина – активно используемая единица. В тексте «Сказки…» преобладают деепричастия, обозначающие движение, действие и эмоции. Нами выявлено, что деепричастия делают текст более выразительным, насыщенным разнообразными эмоциями, полным, емким, ярким, динамичным, действенным, помогают конкретизировать и точно показывать действие, они усиливают глагольную стихию, делают текст более живописным.
Перспектива данной работы заключается в том, что на примере этого же замечательного произведения можно раскрыть эстетическую роль других частей речи, например глагола или наречия, которые так же достаточно часто употребляются в тексте. Всё это усилит внимание к данному произведению, поможет глубже понять смысл, значение текста. А также рассмотреть эстетические возможности других частей речи в любимых произведениях.
Список использованной литературы
1. Сорокин Ю. С. Значение Пушкина в развитии русского литературного языка // История русской литературы: В 10 т. / АН СССР. Ин-т рус.лит. (Пушкин.Дом). — М.; Л., 1941—1956. Т. VI. Литература 1820—1830-х годов. — 1953. — С. 329—368.
http://feb-web.ru/feb/irl/il0/il6/IL6-329-.HTM?cmd=p (дата обращение 03.11.2014)
2. Баранов М.Т. Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. М., 2005. – С. 77
3. Г.Г. Граник,Г.В. Владимирская, С.М. Бондаренко, Н.А. Борисенко. Деепричастие. Обособляемые обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами // Русский язык. Первое сентября. – 2004. - № 39.
http://rus.1september.ru/article.php?ID=200403902 (дата обращения: 03.11.2014)
4. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М., 2003. – 448 с.
5. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Ленинград. - 1990. – С. 177.
6. http://www.gramota.ru/slovari/dic/?word=%FD%F1%F2%E5%F2%E8%EA%E0&all=x (дата обращения: 03.11 2014)
7. http://www.gramota.ru/slovari/dic/?lop=x&bts=x&zar=x&ag=x&ab=x&sin=x&lv=x&az=x&pe=x&word=%FD%F1%F2%E5%F2%E8%F7%E5%F1%EA%E8%E9 (дата обращения: 03.11.2014)
8. Ионова И.А. Морфология поэтической речи.-Кишинев, 1988. –С. 153
9. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка. 10-11 кл.: Учеб.пособие для общеобразоват. Учеб.заведений. – М., 2002. – С. 7
10. Маршак С. Я. Заметки о сказках Пушкина // Собрание сочинений: В 8 т. Т. 7. - М., 1971. http://s-marshak.ru/works/prose/vospitanie/vospitanie.htm (дата обращения: 03.11.2014)
Литература
1. Абрамова, С.В. Организация учебно-исследовательской работы на внеклассных занятиях по русскому языку в старших классах:дисс. … канд. пед. наук: 13.00.02 / Абрамова Светлана Владимировна. – М., 2007. – 296 с.
2. Абрамова, С.В. Проектная и учебно-исследовательская работа школьников по русскому языку / С.В. Абрамова // Русский язык в школе. – 2011. – № 5. – С. 24 – 29; № 6. – С. 22 – 28; № 7. – С. 20 – 25. (Абрамова 2011 а, б, в).
3. Абраров Р. Д., Худайберганова М. М. Как работает антиплагиат? Принцип работы антиплагиата // Молодой ученый. — 2016. — №29.3 — С. 1-2.
4. Алексеев, Н.Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся / Н.Г. Алексеев, А.В. Леонтович, А.В. Обухов, Л.В. Фомина // Исследовательская работа школьников. – 2002. – № 1. – С. 24 – 33.
5. Алексеева, О.В. Проектируем исследовательскую деятельность студентов в методике функционального подхода к изучению языка: учебно-методическое пособие / О.В. Алексеева. – Воронеж: ВГПУ, 2009. – 68с.
6. Алексеева, О.В. Современный урок морфологии. (К проблеме реализации приоритетных подходов к обучению) / О.В. Алексеева // Русский язык в школе. – 2010. – № 4. – С. 3 – 9.
7. Анисимов А.П., Козлов М.Ю. Плагиат как феномен современной действительности. // Имущественные отношения в РФ. – 2013. – № 9 (144). – С. 6 – 13.
8. Асеева Д.В. Технология организации исследований на лингвоэстетическую тематику на уроках русского языка и во внеурочное время // Актуальные вопросы методики преподавания русского языка и русского языка как иностранного: Коллективная монография. – М.: Издательство «Спутник +», 2016. – С. 617 – 622.
9. Асеева Д.В., Кулаева Г.М. Формирование эстетического кругозора в профессионально-методической подготовке будущих учителей русского языка // Проблемы современного филологического образования: Сборник научных статей. Выпуск XVI / Ответ. Ред. В.А. Коханова. – М.: МГПУ, Ярославль: Ремдер, - 2016. – С. 21 – 27.
10. Асеева Д.В. Работа по формированию исследовательских умений учащихся 5-6 классов при обращении к эстетическим возможностям морфологии // Сборник научных докладов. Международная научно-практическая конференция «Педагогика. Актуальные научные проблемы. Рассмотрение, решение, практика. Часть 2» (29.06.2015 – 30.06.2015). – Варшава: Wydawca: Sp. z o.o. “Diamond trading tour”, 2015. – С. 60 – 64.
11. Асеева Д.В. Формирование у воспитанников президентского кадетского училища исследовательских умений при обращении к эстетическим ресурсам русской морфологии // Мир образования – образование в мире. – 2014. - №4 (56). С. 146-150.
12. Асеева, Д.В. Представления учащихся о научно-исследовательской деятельности в области эстетики языка и речи / Д.В. Асеева // Наука и школа. – 2015. – № 1. – С. 109 – 112.
13. Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.
14. Бабанский, Ю.К. Педагогика: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов / Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин, Н.А. Сорокин и др.; под ред. Ю.К. Бабанского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1988. – 479 с.
15. Баранов, М.Т. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студентов высш. учеб.заведений / М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов; под ред. М.Т. Баранова. – М.: Издательский центр «Академия». – 2001. – 368 с.
16. Биянова, Е.Б. Педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся основной школы:дисс. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Биянова Елена Борисовна. – Ижевск, 2011. – 179 с.
17. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование). – М.: «Просвещение», 1968. – 464 с.
18. Большой энциклопедический словарь: [Электронный ресурс]– URL: https://www.vedu.ru/bigencdic/48165/.
19. Волков, В.С. Возрастная психология. В 2-х ч. Ч. 2: от младшего школьного возраста до юношества / Б.С. Волков, Н.В. Волкова; под ред. Б.С. Волкова. – М.:Гуманитар. изд. цент ВЛАДОС, 2005. – 343 с.
20. Гладкова, А.П. Формирование исследовательских умений младших школьников во внеурочной деятельности:автореф. дисс… канд. пед. наук: 10.00.01 / Гладкова Александра Петровна. – Волгоград, 2013. – 26 с.
21. Головизнина, Н.Л. Исследовательские умения как средство развития самодеятельности старшеклассников:дисс. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Головизнина Наталья Леонидовна. – Киров, 2005. – 186 с.
22. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: учебное пособие для студ. высш. учеб.заведений / В.В. Давыдов. – М.: Издательский цент «Академия», 2004. – 288 с.
23. Давыдова-Мартынова Е.И. Особенности организации исследовательской деятельности учащихся 5-6 классов: выбор и формулировка темы исследования // Исследовательская деятельность учащихся. Научно-методический сборник в 2-х томах. Т. 2: Практика организации / Под ред. А.С. Обухова. – М., 2007. – С. 183 – 187.
24. Дейкина, А.Д. Русский язык как формирующая среда личности в ее духовно-интеллектуальном и эмоциональном развитии / А.Д. Дейкина // Развитие личности учащихся в процессе обучения русскому языку: духовное, интеллектуальное, эмоциональное. Материалы Международной научно-практической конференции (20 – 21 марта 2014) – монография. – М.: МПГУ; Ярославль: РЕМДЕР. – 2014. – С. 12 – 16.
25. Дейкина, А.Д. Формирование культурно-интеллектуального отношения учащихся к русскому языку в современной парадигме образования / А.Д. Дейкина // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. – 2012. – № 2. – С. 66 – 74.
26. Добрякова Н.И. Заимствование или плагиат: российский и зарубежный опыт // Человеческий капитал и профессиональное образование. - 2015. - № 1 (13). - С. 15-20; [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rea.ru/ru/org/cathedries/prlogkaf/documents/Добрякова13.pdf.
27. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – 4-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 208 с.
28. Закирова, В.Г. Исследовательские умения младших школьников в контексте их взаимосвязей с универсальными учебными действиями / В.Г. Закирова, Э.Г. Сабирова // Филология и культура. – 2014. – № 1 (35). – С. 277 – 280.
29. Зимняя, И.А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности / И.А. Зимняя, Е.А. Шашенкова. – Ижевск: ИЦПКПС, 2001. – 103 с.
30. Ионова, И.А. Морфология поэтической речи / И.А. Ионова. – Кишинев, Штиинца,1988. – 164 с.
31. Исследования гуманитарных систем. Вып. 1. Теория педагогической системы Н.В. Кузьминой: генезис и следствия / Под ред. В.П. Бедерхановой, сост. А.А. Остапенко. – Краснодар: Парабеллум, 2013. – 90 с.
32. Исследовательская деятельность учащихся. Научно-методический сборник в 2-х томах. Т. 2: Практика организации / Под ред. А.С. Обухова. – М., 2007. – 495 с.
33. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг., Д. Бокум; науч. ред. Т.В. Прохоренко. – 9-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 940 с.
34. Крутецкий, В.А. Психология обучения и воспитания школьников. Книга для учителей и классных руководителей / В.А. Крутецкий. – М., «Просвещение», 1976. – 303 с.
35. Кузнечикова, К.Т. Особенности психического развития подростка / К.Т. Кузнечикова // Возрастная и педагогическая психология / под ред. М.В. Гамезо и др. – М.: Просвещение, 1984. – 256 с.
36. Кукар, У.Ю. Развитие исследовательских умений старшеклассников в учреждениях дополнительного образования:дисс. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Кукар Ульяна Юрьевна. – Магнитогорск, 2010. – 190 с.
37. Кулаева, Г.М. Формирование представлений о языковом эстетическом идеале в процессе исследовательской деятельности школьников на уроках русского языка // Исследовательская деятельность учащихся. Научно-методический сборник в двух томах / Под общ.ред. А.С. Обухова. Т. 2: Практика организации. – М., 2007. – С. 470 – 477. (Кулаева 2007 б).
38. Кулаева, Г.М. Формирование у школьников мировоззренческих представлений о языковом эстетическом идеале на уроках русского языка / Г.М. Кулаева // Наука и школа. – 2008. – № 4. – С. 43 – 45. (Кулаева 2008 а).
39. Кулаева, Г.М. Реализация эстетического подхода в обучении русскому языку в средней школе / Г.М. Кулаева // Гуманитарные технологии в современном мире: Материалы Третьей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (22 – 24 мая 2014 г.) / Сост. Л.М. Гончарова. – Калининград, 2014. – С. 28 – 31.
40. Леонтович, А.В. Исследовательская деятельность учащихся: сборник статей [по проблемам теории и практики исследовательской деятельности учащихся] / А.В. Леонтович. – М.: МГДД(Ю)Т., 2002. – 110 с.
41. Леонтович, А.В. Концептуальные основания моделирования исследовательской деятельности учащихся / А.В. Леонтович // Школьные технологии. – 2006. – № 5. – С. 63 – 71.
42. Леонтович, А.В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности учащихся / А.В. Леонтович // Исследовательская работа школьников. – 2003. – № 4. – С. 12 – 17.
43. Леонтович, А.В. Практика реализации программы исследовательской деятельности учащихся / А.В. Леонтович // Исследовательская работа школьников. – 2002. – № 2. – С. 43 – 55.
44. Лернер, И.Я. Проблемное обучение / И.Я. Лернер. – М.: «Знание», 1974. – 64 с.
45. Лубинская, Т.Н. Формирование исследовательских умений и навыков старшеклассников в процессе подготовки к конкурсам и олимпиадам:дисс. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Лубинская Татьяна Николаевна. – Киров, 2010. – 188 с.
46. Мамона, Т.Н. Работа над изобразительно-выразительными средствами на уроках русского языка в процессе исследовательской деятельности учащихся профильных классов:дисс. … канд. пед. наук: 13.00.02 / Мамона Татьяна Николаевна. – Москва, 2010. – 304 с.
47. Обухов, С.А. Эффективность применения проектной и исследовательской деятельности в обучении / С.А. Обухов // Школьные технологии. – 2006. – № 5. – С. 86 – 90.
48. Обухова, Л.Ф Возрастная психология: учебник для вузов / Л.Ф. Обухова. – М.: Высшее образование; МГППУ, 2008 – 460 с.
49. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / Под.ред. Чл. корр. АН СССР Н.Ю.Шведовой / С. И. Ожегов. – 20-е изд. стереотип. М.: Рус. яз., 1990. – 708 с.
50. Основы эстетического воспитания: Пособие для учителя / Ю.Б. Алиев, Г.Т. Ардаширова, Л.П. Барышникова и др.; под ред. Н.А. Кушаева. – М.: Просвещение, 1986. – 240 с.
51. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование / П.И. Пидкасистый. – М.: Педагогика, 1980. – 240 с.
52. Поддъяков, А.Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности / А.Н. Поддъяков // Школьные технологии. – 2006. – № 3. – С. 85–89.
53. Проказова, О.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся в школе:дисс. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Проказова Ольга Геннадьевна. – Астрахань, 2010. – 158 с.
54. Ремчукова, Е.Н. О нарушении стандарта в области функционирования грамматических форм / Е.Н. Ремчукова // Труды по русской филологии. Лингвистика. Новая серия. II. Прагматический аспект исследования языка. – Тарту, 1999. – С. 203 – 214.
55. Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А.И. Савенков. – Самара, Изд-во «Учебная литература», 2004. – 80 с. (Савенков 2004 а).
56. Савенков, А.И. Путь к одаренности. Исследовательское поведение дошкольников / А.И. Савенков. – СПб.: Питер, 2004. – 272 с. (Савенков 2004 б).
57. Савенков, А.И. Об организации учебно-исследовательской деятельности в современном образовании / А.И. Савенков // Химия в школе. – 2008. – № 8. – С. 2 – 5. (Савенков 2008 а).
58. Савенков, А.И. Проектирование и исследование в современном образовании / А.И. Савенков // Химия в школе. – 2008. – № 6. – С. 2 – 8. (Савенков 2008 б).
59. Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского обучения школьников / А.И. Савенков // Школьные технологии. – 2008. – № 1. – С. 11 – 20. (Савенков 2008 в).
60. Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению / А.И. Савенков. – М.: «Ось – 89», 2006. – 480 с.
61. Семенова, Н.А. Формирование исследовательских умений у младших школьников:дисс. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Семенова Наталия Альбертовна. – Томск, 2007. – 203 с.
62. Середенко, П.В. Развитие исследовательских умений и навыков младших школьников в условиях перехода к образовательным стандартам нового поколения / П.В. Середенко. – Южно-Сахалинск, изд-во СахГУ, 2014. – 208 с.
63. Скаткин, М.Н. Методология и методика педагогических исследований: (в помощь начинающему исследователю) / М.Н. Скаткин. – М.: Педагогика, 1986. – 152 с.
64. Федоряк, Л.М. Формирование исследовательских умений у учащихся в проблемно-модульном обучении:дисс. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Федоряк Людмила Михайловна. – Тюмень, 1997. – 148 с.
65. Фридман, Л.М.. Психологическая наука – учителю / Л.М. Фридман, К.Н. Волков. – М.: Просвещение, 1985. – 224 с.
66. Фридман, Л.М.. Психологический справочник учителя / Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина. – М.: Просвещение, 1991. – 288 с.
67. Хивинцева, Л.В. Формирование исследовательских умений у студентов гуманитарных колледжей:дисс. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Хивинцева Людмила Викторовна. – Уфа, 2004. – 262 с.
68. Шабашов, Л.Д. Развитие исследовательских умений учащихся средней школы:дисс. … канд. пед. наук: 13.00.02 / Шабашов Леонид Данилович. – СПб., 1997. – 189 с.
69. Шашенкова, Е.А. Задача как средство обучения исследовательской деятельности студентов колледжа:дисс. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Шашенкова Елена Анатольевна. – М., 2001. – 147 с.
70. Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития / Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии. – 1971. – № 4. – С. 6 – 20.