Методы анализа предыдущей воспитательной работы

Общие подходы к планированию внеклассной работы

Планирование воспитательной работы - это педагогическое моделирование деятельности классного руководителя, своеобразный прогноз воспитательной ситуации в группе. Значение планирования состоит в том, что оно позволяет не только уменьшить долю неопределенности в развитии педагогической ситуации, но и обеспечить преемственность сегодняшних и завтрашних действий педагога, а также упорядочить процессы обучения и воспитания обучающихся в коллективе, предвидеть развитие воспитательного процесса и его результативность.

План - это заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность, сроки выполнения и предполагаемых ответственных (обучающихся, педагогов, родителей).

Хорошо продуманный, обоснованный план позволяет: во-первых, четко осознать цель, стратегические и тактические задачи воспитания; во-вторых, целенаправленно разработать содержание и выбрать средства, организационные формы воспитательной работы; в-третьих, прогнозировать результаты своей деятельности.

Планирование воспитательной работы - это не догма. План может видоизменяться как внешне, так и по содержанию, с учетом особенностей развития коллектива, воспитательной ситуации. Планирование - это не только прерогатива классного руководителя, в планировании воспитательной работы в группе могут и должны участвовать обучающиеся, родители.

Прежде чем классный руководитель приступит к планированию воспитательной работы в коллективе, он должен:

- познакомиться с государственными документами, определяющими задачи воспитательной работы на современном этапе;

- изучить документы образовательного учреждения, регламентирующие организацию воспитательной работы в группе;

- изучить особенности развития воспитательной ситуации до его назначения классным руководителем;

- изучить особенности возраста обучающихся группы и определить, исходя из них, цели и задачи воспитательной работы;

- изучить уровень развития коллектива группы;

- познакомиться с методами и стилем руководства группой предыдущего классного руководителя;

- получить консультацию заместителя директора по воспитательной работе, рекомендации по содержанию планирования в данной группе;

- изучить анализ развития коллектива за предыдущий год, проблемы и перспективы развития;

- изучить календарь памятных дат предстоящего года и определить даты, необходимые для воспитания идейно-нравственной культуры обучающихся;

- привлечь обучающихся и родителей к планированию.

В коллективе чаще всего составляют:

- план воспитательной работы классного руководителя (на полугодие, год);

- план работы коллектива на определенный период (месяц, год, несколько лет) по важнейшему направлению, например поисковой работе;

- план подготовки и проведения дела в коллективе;

- план работы творческого объединения, групп.

Важно, чтобы структура плана позволяла видеть цели и задачи работы, текущие и перспективные дела, вносить коррективы и изменения, а также отражала взаимодействие участников педагогического процесса.

Общий алгоритм любого планирования педагога можно представить следующим образом.

1. Определение предмета планирования (всей деятельности, какого-то направления, конкретного дела).

2. Определение временного периода (год, полугодие, месяц и т. д.).

3.Структурирование предмета планирования (выделить направления или виды деятельности, вычленить содержательные и тематические блоки, т. е. представить идеальный образ планируемого, а затем отобрать нужное и реальное).

4. Анализ результатов и состояния (коллектив, учреждения и т. д.).

5. Обобщение результатов анализа.

6. Целеполагание (ради чего, над чем работать, что хотелось бы получить в итоге).

7. Коллективное планирование (предполагает включение в процесс совместного поиска идей, предложений всех, кто причастен к планируемой работе).

8. Выбор средств достижения поставленных целей, решения задач, способов отслеживания и оценки результатов. Отбираются содержание, методы, технологии, позволяющие решать поставленные задачи; определяются взаимосвязи с теми, кто может помочь в достижении результатов. Результаты планируемых дел уточняются, конкретизируются, выбираются способы их контроля и оценки.

9. Распределение событий во времени. В зависимости от того, какой отрезок времени планируется, определяются этапы, периоды, даты; выстраивается логика дел и событий.

10. Оформление (написание) плана.

Общий алгоритм планирования подходит для любого вида деятельности, для любого типа плана, для любого отрезка времени. Для того чтобы получить задуманный результат, процесс планирования должен быть беспрерывным, систематическим. В этом случае изложенный алгоритм повторится несколько раз: при перспективном планировании (на год и более), при периодическом (на полугодие), при краткосрочном (на месяц и менее), при оперативном, текущем (на день, конкретное дело).

Планирование есть процесс моделирования деятельности на какой-то период времени, когда педагог представляет мысленно модель своей работы: содержательную, организационную, структурную. Поэтому все шаги можно объединить в несколько этапов планирования:

1) подготовительный: определение предмета и отрезка времени, структурирование предмета;

2) аналитический: диагностика и анализ результатов и имеющегося опыта, обобщение результатов анализа;

3) моделирующий: целеполагание, коллективное планирование, выбор содержания и средств, прогноз результатов, распределение событий во времени;

4) заключительный (оформительский): выбор структуры плана и его оформление.

 

Правила планирования

Приступая к планированию воспитательной работы с коллективом, классный руководитель обязан руководствоваться следующими правилами:

Правило первое. Планируемые мероприятия должны быть рассчитаны на определенный возраст обучающихся, т. е. учитывать особенности ведущей деятельности как психологической основы данного возраста.

Правило второе. Каждое планируемое мероприятие должно быть нацелено на некий конечный результат и решать определенные задачи.

Правило третье. Планирование внеклассных мероприятий должно предполагать некую системность, а не спонтанность.

Правило четвертое. Планирование должно учитывать цели и задачи воспитательной системы образовательного учреждения, мнение обучающихся и их родителей.

Правило пятое. Если классный руководитель начинает работу с коллективом впервые, он должен внимательно изучить систему воспитательных мероприятий предыдущего классного руководителя и по возможности продолжить начатое им в коллективе, лишь совершенствуя, шлифуя и добавляя свое.

Правило шестое. В планировании необходимо отвести главенствующее место традиционным мероприятиям образовательного учреждения, лишь усложняя и видоизменяя степень участия всех обучающихся в этих делах.

Правило седьмое. Классный руководитель при анализе воспитательной работы за предыдущий год обязан выявить проблемы коллектива, которые необходимо решить в будущем году.

Правило восьмое. Классный руководитель должен помнить, что внеклассные мероприятия должны быть разнообразными и по форме, и по содержанию, интересными и развивающими.

Правило девятое. Планирование должно учитывать даты, связанные с историей страны, города, района, в котором расположено образовательное учреждение, самого образовательного учреждения. Нельзя забывать события, которые связаны с историей человечества, судьбами людей.

Правило десятое. В составлении плана воспитательной работы могут и должны участвовать как обучающиеся, так и родители. Это необходимо для того, чтобы четко представлять себе уровень требований и притязаний взрослых и обучающихся к себе и другим, к жизни в коллективе.

 

Методы анализа предыдущей воспитательной работы

Для определения большей будущей результативности плана воспитательной работы с обучающимися и родителями можно предложить родителям ответить на некоторые вопросы, которые не оставят взрослых и подростков безучастными к совместной работе.

Целесообразно проводить такое исследование не в начале учебного года, а в конце, когда подводятся итоги учебного года, определяются задачи будущей деятельности группы и классного руководителя. Изучение отношения к делам группы можно проводить по-разному.

Можно, например, предложить обучающимся вспомнить все дела группы, в которых они участвовали, и записать их на доске, а затем попросить определить из этого списка дел: а) самые интересные; б) самые значимые; в) самые скучные; г) самые полезные. Собрав эту информацию, классный руководитель получает возможность заранее предположить, что можно включать в план воспитательной работы будущего года, а что вовсе не годится и не может быть использовано.

Анализируя итоги каждого полугодия и результатов учебного года в целом, можно использовать такое исследование как рейтинг групповых дел и дел образовательного учреждения в целом. Обучающимся предлагается перечень всех мероприятий за полугодие. Ребятам предлагается внимательно просмотреть этот список и проранжиро-вать (поставить по степени значимости для себя) все перечисленные в списке мероприятия. Мероприятия, которые большинство ребят ставят на последние места, необходимо исключить или изменить их структуру и содержание.

Для изучения отношения обучающихся к внеклассной деятельности можно использовать и анкетирование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: