Проблемы и трудности, возникающие у начинающих консультантов

В ходе работы по обучению и супервизии будущих консультантов, проводя мастерские и тренинги в различных центрах, я выделил ряд трудностей, с которыми сталкиваются все руководители групп, вне зависимости от их опыта, но они приобретают особое значение для тех, кто относительно неопытен.

Вы можете спросить о том, что надо знать и уметь, чтобы быть эффективным консультантом. Мой совет прост — будьте пациентом сами для себя и не ожидайте, что вы немедленно станете «блестящим специалистом». Большинство практиков, которых я знал (включая меня), боролись за утверждение своей компетентности в глазах других, когда только начинали вести группы, и все равно иногда испытывают похожие трудности. Сомнения в себе менее проблематичны, если вы продолжаете обучаться и работать с супервизором.

ТРЕВОГА

Прежде чем вы проведете свою первую группу, вы, без сомнения, будете волноваться по поводу того, как начать работу с группой и обеспечить ее продвижение. Другими словами, вы будете в разной степени озабочены такими вопросами, как:

• Достаточно ли моих знаний, для того чтобы вести группу?

• Чего участники группы в действительности ожидают от меня?

• Смогу ли я начать работу с группой? Как?

• Не закончатся ли у меня слова или задуманные действия, еще до того как закончится сессия?

• Должен ли я принять активную роль, или ждать, пока группа сама станет активной?

• Должен ли я иметь план, или надо позволить членам группы говорить о том, о чем они хотят?

• Имею ли я достаточное представление о людях, которые вышли из другой среды и обладают другим жизненным опытом, чтобы эффективно работать с ними?

• Какие техники я должен использовать на ранних стадиях развития группы?

• А что, если никто не захочет участвовать? А что, если слишком многолюден захотят участвовать? Как мне позаботиться о тех, кто не хочет участвовать?

• Захотят ли члены группы прийти еще раз?

Для группового консультанта очень важно выявить и исследовать этот внутренний монолог. Большинство консультантов могут обнаружить, что погружены в искаженные и негативные мысли. Кори, Эллис и Кукер (Corey, Ellis & Cooker, 1998) отмечают, что не так-то просто избавиться от пораженческих мыслительных паттернов. Но в любом случае мы можем оспорить предположения, которые мы делаем, и выводы, которые мы в результате формируем, и таким образом избежать попадания под контроль негативных мыслей.

В ходе супервизии и обучения начинающих консультантов я помогал им осознать, что сомнения совершенно нормальны. Умеренная тревога даже необходима, потому что приводит к честной оценке своих возможностей. Тревога может быть и непродуктивной, но в любом случае она питается собой и иногда может привести к погашению активности человека. Поэтому я поощрял начинающих специалистов к высказыванию всех беспокоящих вопросов и мыслей, и мы исследовали их в ходе обучающих сессий. Подобное обсуждение смягчает излишнее волнение и тревогу, поскольку они неожиданно для себя узнают, что их коллеги тоже разделяют их тревогу. Студенты часто говорили, что их сокурсники казались им более обученными, знающими, уверенными в себе и талантливыми, чем они сами. Но когда они слышали, как их друзья выражают свои эмоции, они понимали, что те, кто казался им очень уверенным в себе, тоже пытаются справиться с внутренними сомнениями. Взаимные изменения, которые происходят при открытом обсуждении страхов и тревоги, связанных с профессиональной деятельностью, часто становятся бесценной возможностью для личностного и профессионального роста. Исследование чувств своих коллег и участие супервизора помогут начинающим консультантам провести черту между реалистичной и нереалистичной тревогой и таким образом свести на нет непродуктивную и чрезмерную тревожность.

 

САМОРАСКРЫТИЕ

Несмотря на многолетний опыт практической работы, многие руководители групп борются с проблемой самораскрытия. Для начинающих консультантов проблемой становится даже увеличение степени собственного участия в процессе. Независимо от того, что вызывает самораскрытие и какие факторы определяют его приемлемость, проблема заключается в том, насколько можно раскрываться. Нередко консультант допускает ошибку, впадая в одну из крайностей и раскрываясь либо слишком сильно, либо слишком мало.

НЕДОСТАТОЧНОЕ САМОРАСКРЫТИЕ. Если вы очень стараетесь поддерживать стереотипные ролевые ожидания и оберегаете собственную таинственность, прячась за фасадом профессионализма, вы можете потерять в группе личную идентичность, и лишь небольшая часть вас будет раскрыта. Существует много причин, по которым некоторые консультанты предпочитают функционировать в рамках определенной роли, а не как личность, которая функционирует так же, как и остальные. Одной из причин может быть страх показаться непрофессиональным или потерять уважение членов группы. Другой может быть потребность в сохранении дистанции или стремление утвердить отношения «доктор/пациент».

Наряду с нежеланием делиться собственным жизненным опытом, вы можете также сопротивляться раскрытию того, что вы чувствуете по отношению к группе или к конкретным членам группы. Чтобы избежать необходимости делиться своими реакциями по поводу того, что происходит в группе, вы можете ограничивать свое вмешательство и занимать позицию стороннего наблюдателя. Подобная «профессиональная» отчужденность может выражаться в высказывании интерпретаций, предположений и задавании бесчисленных вопросов, вместо того чтобы высказывать личное мнение, и в том, что консультант действует в роли простого координатора, предлагающего одно структурированное упражнение вслед за другим и очерчивающего проблемы.

По моему мнению, наиболее продуктивной формой обмена опытом является раскрытие того, что происходит на группе. Например, если вас не покидает стойкое ощущение, что большинство членов группы не очень-то мотивированы и не вовлечены в процесс, вы можете почувствовать тяжесть оттого, что вам приходится взваливать на себя весь процесс терапии без какой-либо (или при очень малой) поддержки участников. Раскрытие того, как на вас воздействует отсутствие мотивации в группе, обычно оказывается очень полезным и своевременным.

СЛИШКОМ СИЛЬНОЕ САМОРАСКРЫТИЕ. Другая крайность в проявлении этой проблемы касается чрезмерного самораскрытия. Большинство начинающих консультантов (и многие опытные ведущие) имеют сильнейшую потребность быть выслушанными и принятыми. Слишком легко впасть в ошибку «обязательной оплаты членских взносов», раскрывая интимные подробности своей жизни, чтобы показать, что вы такой же человек, как и другие члены группы. Однако существует достаточно четкая граница между приемлемым и неприемлемым самораскрытием в группе. Предположение о том, что «чем ближе и больше, тем лучше», в корне ошибочно. Внимательно проанализируйте причины вашего самораскрытия, готовность членов группы выслушивать вас, влияние того, что вы делитесь интимными подробностями, и ту степень, в которой ваше раскрытие соответствует процессуздесь-и-сейчас, который должен идти рука об руку с процессом самораскрытия.

Вы можете поддаться искушению и подчиниться групповому давлению, рассказав о себе побольше. Члены группы часто говорят консультанту: «Мы не так уж много знаем о вас. Почему бы вам не рассказать о себе? Например, расскажите нам о ваших трудностях. Мы говорим о себе, а вы слушаете, и сейчас мы хотим, чтобы вы присоединились к нам и тоже открылись!» Члены группы могут оказывать на вас менее прямолинейное и более тонкое (но не менее сильное) давление, чтобы вы стали «членом группы», которую ведете. Если вы не озабочены выпадением из роли отстраненного профессионала (подобная озабоченность препятствует самораскрытию), вы можете впасть в другую крайность и слишком стараться быть воспринятым как друг и собрат членов группы. Если вы решите поделиться чем-нибудь личным, этот процесс должен быть полезным в первую очередь для ваших клиентов. Адекватным местом для исследования этой проблемы (а значит, и обслуживания ваших собственных потребностей) является группа, в которой вы сами являетесь участником. Ведение группы требует многого, и вы можете значительно затруднить свою работу, смешав свои роли и функции с ролями и функциями участников группы.

ПРИЕМЛЕМОЕ И ПОЛЕЗНОЕ САМОРАСКРЫТИЕ КОНСУЛЬТАНТА. Умест-

ное и полезное самораскрытие является существенной стороной искусства ведения группы. Нет необходимости в деталях излагать ваше прошлое, чтобы сделать себя доступным (как личность) или достичь взаимопонимания с участниками группы. Важное сообщение можно передать даже несколькими словами, а невербальные сообщения (прикосновение, взгляд, жест) могут выразить чувство идентификации и понимания. Приемлемое раскрытие не предполагает, что внимание отвлекается от участников группы. Ваша чувствительность к тому, как реагируют на вас члены группы, позволит вам определить степень своевременности и ценности вашего самораскрытия. Своевременность является важнейшим фактором, вот почему самораскрытие может быть неприемлемым на ранних стадиях развития группы и может быть очень полезным на более поздних.

Ялом[1] (Yalom, 1983, 1995) подчеркивает, что самораскрытие консультанта должно быть инструментом помощи в достижении целей членов группы. Он призывает к избирательному самораскрытию, которое помогает принятию, поддержке и поощрению членов группы. Для Ялома консультант, который раскрывает свои здесь-и-сейчас реакции, а не делает детальный отчет о событиях своего прошлого, помогает развитию группы.

 

РАБОТА С «ТРУДНЫМИ» ЧЛЕНАМИ ГРУППЫ

Многие студенты в классах группового консультирования хотят поделиться своими впечатлениями о «трудных» членах группы, которую они ведут. Временами такие участники могут демонстрировать проблемное поведение, например, пытаться монополизировать групповое время, рассказывать бесконечные истории, задавать чрезмерное количество вопросов, интерпретировать поступки и мысли других участников, проявлять чрезмерный интеллектуализм и отстраненность, или быть чрезмерно молчаливым, раздавать советы или заверения, в которых нет необходимости, и т.п. Такое поведение часто осуществляется теми членами группы, которые хотят, чтобы группа работала исключительно в их интересах и над их проблемами.

Научиться тому, как терапевтически верно работать с подобным сопротивлением, и понять, какие формы оно принимает, является одной из важнейших задач. Когда начинающий консультант сталкивается с членами группы, оказывающими сильное сопротивление, он принимает этот факт на свой счет. Ему кажется, что он недостаточно компетентен, чтобы справиться с проблемными членами группы. И он верит, что может считать себя компетентным, только если «прорвется» через защиты некоторых участников.

Хотя групповой консультант не принимает полностью ответственность за то, чтобы остановить участников, прерывающих работу группы, он должен обратить внимание на эту ситуацию и работать таким образом, чтобы они не истощали энергию группы и не затрудняли продуктивную работу с остальными. этом случае консультант должен показать проблемным участникам группы, как они выглядят в глазах других. Для этого нужно спрашивать членов группы о том, чего они хотят, развивать у них понимание ограниченности времени, отведенного на сессию, и научить их вступать в конфронтацию с теми членами группы, которые негативно влияют на групповой процесс. Таким образом, группа сама начинает контролировать деятельность проблемных участников.

Я учу своих студентов наблюдать за тем, как на них лично влияет разнообразное проблемное поведение. Я учу их избегать сухой классификации и не относить клиентов к разным «проблемным типам». Вместо этого нужно попытаться понять смысл, который стоит за конкретными формами сопротивления. Факт заключается в том, что многие из нас при попадании в группу будут демонстрировать стратегию избегания. По мере того как старые паттерны изменяются и мы начинаем испытывать тревогу (которая сопровождает любые личностные изменения), мы проявляем свои творческие способности, изобретая всевозможные стратегии сопротивления. Помните, сопротивление возникает и проявляется с определенной целью. Мой способ работы со студентами заключается в том, чтобы научить их отмечать свои собственные реакции на сопротивляющихся членов группы, а не сосредоточиваться только на стратегиях работы с «проблемными членами группы». (Для более углубленного обсуждения этой темы см. М. Corey & J. Corey, 1993.)

 

РАБОТАЙТЕ СО СВОЕЙ РЕАКЦИЕЙ НА СОПРОТИВЛЕНИЕ ЧЛЕНОВ ГРУППЫ

Когда члены группы проявляют то, что вы оцениваете как проблемное поведение, вы должны понять свое стремление ответить на это сильными чувствами. Вы можете чувствовать угрозу со стороны тех участников, которые пытаются доминировать и захватить контроль над группой, или злиться на тех членов группы, которые демонстрируют сопротивление; вы можете винить конкретных клиентов или группу, которые слишком медленно продвигаются (или непродуктивны), или принимать любой сигнал о сопротивлении слишком близко к сердцу.

Если вы игнорируете свои собственные реакции, вы выключаете себя из взаимодействия с группой. Ваши реакции (будь они чувствами, мыслями или наблюдениями) являются неиссякаемым источником нашей способности эффективно работать с сопротивлением. Важность прохождения групповой терапии в качестве участника заключается в том, что подобное самоисследование порождает в консультанте способность к осознанию собственных слепых пятен и потенциально слабых мест. «Трудные» члены группы, влияющие на нас сильнее всего, это люди, напоминающие нам те стороны нашей личности, которые мы отрицаем.

При работе с контрпереносом очень полезной оказывается помощь супервизора. Как стажер, вы имеете возможность исследовать (вместе со своим.супервизором и ведущим группы) чувство влечения или неприязни к конкретному члену группы и сможете узнать многое о себе самом. Если вы ведете группу в одиночку и давно пользовались услугами супервизора, вам будет полезно проконсультироваться с квалифицированным специалистом и проработать нерешенные проблемы, которые могут лежать в основе контрпереноса. Одним из преимуществ работы с ко-терапевтом является то, что ваш партнер может предложить вам ценную и объективную обратную связь и тем самым поможет увидеть те вещи, которые вы не осознаете. Тема контрпереноса обсуждается в

6-й главе.

 

ТРУДНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СИСТЕМОЙ

Большинство групп, которые вы будете вести, будут проводиться на территории или по заказу различных организаций — школьной системы, общественных организаций психического здоровья, государственных больниц, клиник, местных или государственных реабилитационных центров и т.п. Когда группа организуется на базе какой-либо организации, консультант быстро понимает, что теория руководства группой и хорошая практика не гарантируют успешного ведения группы. Иногда умение эффективно справляться с институциональными требованиями и соответствовать политике организации так же важно, как и профессиональная компетентность.

Для тех, кто регулярно занимается групповой работой на базе социальных институтов, постоянная борьба за сохранение достоинства и целостности в системе, где администраторы прежде всего озабочены «безопасностью» и безразличны к подлинным целям групповой терапии или консультирования, — привычная проблема. Другая проблема, тревожащая консультантов, касается требований, которые они должны выполнять как руководители групп, а также того, что они недостаточно (или очень плохо) обеспечены оборудованием и условиями для подобной работы. Эта проблема усложняется благодаря тому, что некоторые институты удовлетворяют потребности только того типа группового руководства, который их устраивает, и подавляют своих консультантов такой рабочей нагрузкой, что у них не обстается времени на продолжение обучения, поскольку оно не включается в рабочие часы. Поэтому многие консультанты, работающие в социальных институтах, вынуждены вести курсы или проводить мастерские и тренинги, занимая личное время и на свои средства.

Дело в том, что эта проблема объективно существует и вам придется столкнуться с ней и работать внутри системы, утверждая в то же время ваши профессиональные стандарты и укрепляя свою целостность. Ответственность за успешное управление группой лежит на вас. Остерегайтесь обвинять в провалах вашей консультативной программы внешние силы. Отслеживайте те состояния и высказывания, которые освобождают вас от ответственности и ведут к чувству личного бессилия, например: • Мой администратор не симпатизирует моим попыткам развития группы.

• Бюрократическая структура препятствует развитию моих инновационных программ.

• Политика офиса не позволяет мне осуществлять реальное консультирование.

• Система не вознаграждает нас за усилия.

• Мы не имеем средств и фондов, чтобы делать то, что необходимо.

• Люди в этой среде совершенно невосприимчивы к идее групповой терапии, они не придут за помощью, даже если будут в ней нуждаться.

Я не удивлюсь, если окажется, что эти жалобы не отражают реальных трудностей. Из личного опыта я знаю, насколько утомительным и тяжелым может быть сражение с бюрократией. Бывают времена, когда простая попытка провести какую-то группу в некоторых социальных институтах может разрушить вас, и тогда хочется задать вопрос — а стоят ли того наши усилия? Моя точка зрения такова: какими бы ни были внешние обстоятельства, мы, и только мы несем ответственность за то, как мы их встретим. Мы не должны позволить им обессилить нас.

Профессиональное бессилие любого рода является причиной трудностей, питающей саму себя. Когда консультант отрекается от своей силы, он принимает роль жертвы или формирует циничную позицию, утверждая, что все его попытки обречены на неудачу, и ничего нельзя сделать или изменить. Чтобы подвести итог, можно сказать, что, когда мы отказываемся от своей силы, возлагая ответственность за   ошибку или провал на нашу программу и что-то вне нас, возникает опасность, что работа будет лишать нас жизни и сил, хотя должна оказывать прямо противоположное действие.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: