Сравнительный обзор степени структурированности группы и разделения ответственности

 

МОДЕЛЬ СТРУКТУРИРОВАННОСТЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Психоаналитическая Консультант отказывается от директивного  руководства группой и позволяет ей самостоятельно выбирать направление; интерпретирует смысл конкретных поведенческих паттернов. Члены группы поднимают проблему и продуцируют -бессознательный материал; постепенно принимают на себя ответственность за спонтанное взаимодействие, делают интерпретации и делятся с другими участниками группы своими инсайтами; становятся вспомогательными терапевтами друг для друга.
Адлерианская Консультант, в начале работы, стремится определить цели; предпринимает активные шаги для установления и поддержания терапевтических отношений, а также для исследования и анализа индивидуальной динамики. Члены группы достигают инсайта о себе; принимают ответственность За осуществление позитивных изменений; рассматривают альтернативные убеждения, цели иформы поведения.
Психодрама Режиссер/консультант предлагает специальные техники, направленные на интенсификацию чувств, воссоздание ситуации прошлого и обеспечение нового уровня сознания конфликта; убеждается в том, что протагонист продвинулся вперед и что у других членов группы есть возможность поделиться тем, что они испытали во время психодрамы. Члены группы предоставляют материал для психодрамы и. если выступают в роли протагониста, управляют собственной психодрамой.

 

Экзистенциальная Консультант может структурировать группу на основе одной из экзистенциальных тем, например, свободы, ответственности, тревоги или вины; делится с группой чувствами, возникающими здесь-и-сейчас. Члены группы ответственны за определение тех проблем, которые они хотят обсудить; заявляя их, они определяют направление движения группы.
Лнчностно-центрированная Консультант структурирует группу или управляет ей в минимальной степени. Членам группы доверяют самостоятельное определение значимого направления в движении группы и считают, что они способны помочь друг другу и вместе прийти к конструктивным результатам.
Гештальт Консультант ответственен за осознание своих переживаний в текущий момент и их использование в контексте группы; вносит в группу структуру, предлагая техники, направленные на интенсификацию эмоций. Члены группы должны быть активными и выдвигать собственные интерпретации.
Транзактный анализ Поскольку акцент делается на отношениях равенства между клиентом и консультантом, ответственность разделяется в соответствии с заключенным контрактом. Члены группы и консультант закрепляют в контракте, каких изменений хотят достигнуть члены группы и какие проблемы и трудности они могут исследовать в группе.
Поведенческая терапия Консультант ответственен за активное обучение и удержание группового процесса в рамках тех видов деятельности, которые были определены заранее. От членов группы ожидают активности, применения того, чему их обучают, в повседневных ситуациях и опробования новых форм поведения за пределами группы.
Рационально-эмотивная поведенческая терапия Консультант ответственен за исследование любых фактов, указывающих на то, что поведение клиента основано на непpaвильном или саморазрушительном поведении; он структурирует групповой опыт таким образом, чтобы члены группы столкнулись с необходимостью конструктивных изменений. Члены группы несут ответственность за критическое отношение к самоограничивающим способам мышления (как у себя, так и других членов группы); от них ожидают продолжения самоконфронтации за пределами группы и напряженной работы над изменением алогичных способов мышления.
Терапия реальностью Консультант обучает членов группы принимать ответственность за то, как они проживают свою жизнь; структурирует группу таким образом, чтобы сосредоточить внимание членов группы на их поведении в настоящий

 

  момент и на способах изменения этих форм поведения; оказывает влияние на членов группы, моделируя поведение, ориентированное на успех; вступает в конфронтацию с клиентами, которые живут нереалистично. Члены группы решают, каких изменений они хотят достигнуть, и принимают на себя ответственность за их достижение.

 

 

Таблица 16-4

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ОБЗОР ГРУППОВЫХ ТЕХНИК

 

МОДЕЛЬ ТЕХНИКИ
Психоаналитическая  Интерпретация, анализ сновидений, свободные ассоциации, анализ сопротивления и анализ переноса – все они направлены на перевод бессознательного материала в сознание и достижение инсайта.
Адлерианская Анализ и оценка, исследование родительской семьи, отчет о ранних воспоминаниях, конфронтация, интерпретация, когнитивное переструктурирование, изменение системы убеждений, исследование социальной динамики и уникального жизненного стиля клиента.
Пснходрама Самопрезентация, презентация других, интервью в роли другого и интервью в роли себя, монолог, смена ролей, дубль, вспомогательные «я», зеркало и проекция в будущее.
Экзистенциальная Поскольку этот подход, прежде всего, ориентирован на понимание, техники занимают второстепенную позицию, поэтому трудно назвать конкретный набор методов, характерный для экзистенциалистов. Консультант может заимствовать техники из других терапевтических подходов для лучшего понимания мира клиента и для углубления терапевтической работы.
Личиостно-центрированная Акцент делается на поведении и позиции фасилитатора, поэтому используется незначительное количество структурированных или запланированных техник. Базовыми техниками являются активное слушание, отражение чувств, прояснение, поддержка и психологическое присутствие.
Гештальт Консультант может использовать многие техники, ориентированные на действие, каждая из которых усиливает непосредственные переживания и осознание возникающих чувств и эмоций. Это такие техники, как конфронтация, «пустой стул», диалог, фантазия, техники тренировки, обратные процедуры, преувеличение поведения, диалог с собой или со значимым другим, а настоящем времени, работа со снами и другие. Эксперименты организуются таким образом, чтобы участники осознали области напряжения в
  споем теле и страх физической или эмоциональной близости, чтобы предоставить членам группы возможность поэкспериментировать с новыми формами поведения и высвободить свои чувства.
Транзактный анализ Техники включают в себя использование опросника, направленного на анализ сценария, или опросника, определяющего ранние запреты и решения, игры и жизненную позицию; моделирование семьи; ролевую игру и структурный анализ.
Поведенческая терапия Основные техники, основанные на принципах научения и бихевиоральных принципах и направленные на достижение поведенческих изменений и когнитивную реструктуризацию, включают в себя систематическую десенсибилизацию, имплозивную терапию (методику наводнения), тренинг уверенности в себе, аверсивные техники, метод оперантного обусловливания, техники самопомощи, подкрепление, исследование поведения, инструктирование, моделирование, обратную связь и процедуры анализа и изменения процесса познания.
Рационально-эмотивная поведенческая терапия Основной техникой является активное обучение. Консультант пробует, вступает в конфронтацию и управляет. Он моделирует рациональное мышление и обучает ему, объясняет, убеждает и читает «лекции» клиентам. Он использует такой стиль, который требует от членов группы постоянного применения приобретенных когнитивных навыков. РЭПТ использует широкий спектр поведенческих техник, таких как ролевая игра, исследование поведения, домашняя работа и тренинг уверенности в себе.
Терапия реальностью Применяет широкий спектр техник, например, ролевая игра, конфронтация, моделирование, использование юмора, контрактов и планов действия.

 

 

Таблица 16-5

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ОБЗОР ВКЛАДА В МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛЬНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

 

МОДЕЛЬ ВКЛАД
Психоаналитическая Внимание к семейной динамике подходит для работы со многими меньшинствами. Терапевт подходит тем клиентам, которые ожидают от него профессиональной дистанции. Акцент на защитах полезен для понимания внутренней динамики и работы со средовыми стрессами.
Адлерианская Культура рассматривается как точка отсчета и тот

 

  фон, благодаря которому жизнь получает смысл. Этот смысл различается в зависимости от культурного опыта личности.
Психодрама Этот подход приглашает клиентов к самовыражению в настоящем. Режиссер может создать сцену, которая чувствительна к конкретной культуре, и помочь членам группы осознать, какое влияние на них оказывает культура. Через проигрывание конкретных сцен клиенты осознают новые смыслы коммуникации. Психодрама предоставляет возможность для развития спонтанности и креативности в контексте конкретной культуры.
Экзистенциальная Центральной ценностью является акцент на понимании феноменологического мира членов группы, включая его культурное происхождение. Этот подход приводит к внутреннему освобождению от репрессий общества. Он помогает членам группы исследовать свои возможности для изменений внутри контекста культурной реальности.
Лнчностио-центрированная Роджерс сделал существенный вклад в разрушение культурных барьеров и сопровождение открытого диалога между культурно-разнообразной популяцией. Основная сила заключается в уважении к ценностям клиента, активном слушании, приветствии различий, неосуждающей позиции, понимании, готовности позволять клиентам определять, что будет исследоваться во время сессии, и поощрении культурного плюрализма.
Гештальт Акцент на невербальном выражении себя конгруэнтен тем культурам, которые ищут сообщений по ту сторону слов. Подход предлагает множество техник для работы с клиентами, которые ограничены культурным запретом на свободное выражение чувств. Внимание к телесной экспрессии — это тонкий и деликатный способ помочь клиенту осознать внутренний конфликт.
Транзактный анализ Контрактный метод действует как защита от навязывания ценностей терапевта клиенту, особенно тех ценностей, которые не конгруэнтны его культуре. Этот подход предлагает основу для понимания того влияния, которое оказывают культурные и семейные запреты. Структура занятий будет по достоинству оценена многими клиентами.
Поведенческая терапия Акцент на поведении, а не на чувствах соотносится со многими культурами. Сильные стороны подхода обеспечиваются подготовкой членов группы, обучением практическим навыкам, важен образовательный характер группы и акцент на
  стратегиях самоуправления.
Рационально-эмотивная поведенческая терапия Этот подход обеспечивает способы переоценки убеждений и определения ценностей, которые более не функциональны. Он акцентирует мышление и рациональность (в противоположность выражению чувств), что приемлемо для многих клиентов. Сосредоточенность на процессе обучения/научения позволяет избегнуть стагнации психического заболевания. Многие клиенты могут ценить директивность консультанта и использование домашних заданий.
Терапия реальностью В рамках подхода членов группы поощряют производить самостоятельную оценку поведения (включая его соотношение с культурой). Посредством личной оценки они определяют ту степень, в которой их потребности и желания будут удовлетворены, вследствие чего они могут найти равновесие между своей этнической идентичностью и интеграцией некоторых ценностей доминантного сообщества.

 

 

Таблица 16-6

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ОБЗОР ОГРАНИЧЕНИЙ ПОДХОДА В ОБЛАСТИ

МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛЬНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

 

МОДЕЛЬ ОГРАНИЧЕНИЯ
Психоаналитическая Сосредоточенность на инсайте, внутрипсихической динамике и долгосрочность лечения зачастую не подходят клиентам, которые предпочитают обучиться навыкам приспособления, чтобы быстро справляться с давлением среды. Акцент на внутреннем пространстве нередко вступает в конфликт с культурными ценностями, которые ориентированы на межличностные отношения и среду.
Адлерианская Этот подход подробно выясняет данные о родительской семье, что может вступить в конфликт с теми культурами, в которых наложен запрет на обсуждение семьи с чужими людьми и раскрытие «семейных тайн». Консультант должен убедиться, что цели членов группы уважаются и что эти цели конгруэнтны целям данной группы.
Психодрама Акцент на переживании и выражении чувств, на катарсисе и инсценировке прошлых проблем в настоящем

 

  может сильно беспокоить некоторых клиентов. Консультант поощряет клиентов и поддерживает их намерение выразить интенсивные эмоции в присутствии других людей.                                              
Экзистенциальная В рамках этого подхода ценят свободу, индивидуальность, автономию и самореализацию, что нередко вступает в конфликте культурными ценностями коллективизма, уважения к традициям, зависимости от авторитетов и взаимозависимости. Некоторых может удержать от посещения группы отсутствие специальных техник. Другие будут ожидать большего акцента на проблеме выживания в окружающем мире.
Личностно-центрированная Некоторые ценности, ключевые для этого подхода, могут быть не конгруэнтны ряду культур. Недостаток управленческого воздействия со стороны консультанта и отсутствие определенной структуры неприемлемо для клиентов, которые ищут помощи и немедленных ответов от знающего специалиста.
Гештальт Клиенты, которые ориентированы культурой на сдерживание своих эмоций, могут не принять техники гештальттерапии. В таком случае важно не переходить к выражению чувств, пока не установятся соответствующие взаимоотношения, и ни в коем случае не подталкивать к этому. Некоторые клиенты могут не видеть того, как «осознание переживаний настоящего» может привести к разрешению их проблем.
Транзактный анализ Терминология ТА может отвлечь представителей некоторых культур. Консультант должен войти в контакт с тем, чего хочет клиент, прежде чем подвергать анализу его сценарий, культурные и семейные запреты и ранние решения. Особая осторожность требуется при работе с семейными паттернами.
Поведенческая терапия Консультант должен помочь членам группы оценить возможные последствия изменений в поведении. Члены семьи могут не оценить новый стиль поведения клиента, поэтому члена группы надо обучить навыкам приспособления к сопротивлению со стороны других.
Рационально-эмотивная поведенческая терапия Если консультант принимает директивный стиль руководства, некоторые члены группы могут отступить. Нужно понять внутренний мир клиента, до того как предпринимать массированную атаку на те убеждения, которые оцениваются консультантом как иррациональные.
Терапия реальностью Подход подчеркивает принятие ответственности за собственную жизнь, и все же некоторые члены группы
  надеются изменить свое окружение. Консультант не должен недооценивать роль дискриминации и расизма и должен помочь клиентам жить, с существующей социальной и политической реальностью.

 

 

 


Г Л А В А 1 7

ЭВОЛЮЦИЯ ГРУППЫ: ИНТЕГРАТИВНЫЙ ВЗГЛЯД

РАЗРАБОТАНО МАРИАННОЙ ШНЕЙДЕР КОРЕЙ И ДЖЕРАЛЬДОМ КОРЕЙ В

СОАВТОРСТВЕ

 

 

Введение

Чтобы нарисовать оптимальную картину того, как работают разнообразные подходы, обсуждаемые во второй части, мы ввели эту главу, которая прольет свет на группу в действии. Мы расскажем о трехдневной выездной группе, которую вели Марианна и Джерри Корей, на основе работы этой группы была сделана видеозапись «Эволюция группы». Это видео и прилагающаяся к нему рабочая книга созданы для того, чтобы отследить развертывание группы от начальной к финальной стадии.

В этой главе мы моделируем интегративный подход, показывающий, как теория может быть применена на практике. Мы уделили особое внимание работе с конкретными членами группы. Актуальные темы, которые возникали в этот уик-энд, описаны для того, чтобы показать разнообразные способы исследования проблем клиента на разных стадиях группы. Не все темы вырастали из реального группового процесса. Некоторые материалы были расширены и модифицированы для обучающих целей. Мы представляем каждую тему и затем иллюстрируем те способы, которые мы заимствовали из разнообразных теоретических подходов. Эта глава отражает нашу личностную интеграцию теоретических подходов. Мы надеемся, что эта иллюстрация поможет вам отрефлексировать, каким образом вы можете заимствовать техники из различных подходов, чтобы сформировать ваш собственный стиль групповой практики.

О ГРУППЕ

Участники группы не являются актерами. Они не следовали сценарию и не разыгрывали по ролям фиктивные ситуации и случаи. Они были готовы к тому, чтобы быть собой и исследовать те проблемы, которые их в действительности беспокоят.

Группа, которую мы описываем в этой главе, представляет собой краткосрочную интенсивную группу, которая встречалась в течение 20 рабочих часов. Она состоит из 9 человек (пяти женщин и трех мужчин) и двух ко-терапевтов. Несмотря на то что группа встречалась во время выездных занятий, процесс, описанный нами (на видео и в этой главе), почти не отличается оттого, который мы наблюдаем в группе, встречающейся ежедневно. Техники, которые мы демонстрируем, могут быть использованы в группе, встречающейся каждую неделю. Многое из того, что было затронуто членами этой группы, не отличается от проблем, которые обычно исследуются в терапевтической группе.

 

ЗАТРОНУТЫЕ ТЕМЫ

Темы, которые мы отобрали для обсуждения в этой главе, весьма характерны для терапевтических групп, вот они:

• Прояснение личных целей.

• Формирование и укрепление доверия.

• Перенесение взаимодействия в здесь-и-сейчас.

• Работа со страхами и сопротивлением.

• Вынесение внутреннего диалога вовне.

• Исследование чувства изоляции.

• Работа с чувством изоляции и потери.

Эти темы будут раскрыты через описание того, как они проявились у различных членов группы. Мы демонстрируем использование техник, заимствованных из разнообразных терапевтических подходов, в приложении к конкретным членам группы и группе как целому.

Мы не предполагали, что сможем применить все те воздействия, которые описали в этой книге. Иногда мы опирались на личностно ориентированный подход или экзистенциальную терапию. В другое время мы использовали психоаналитические или адлерианские взгляды. А иногда мы применяли поведенческие техники, предназначенные для индивидуальной работы. Эта глава включает в себя описание того, как мы использовали понятия и техники этих подходов, чтобы справиться с проблемными моментами, характерными для завершающей стадии группы.

 

Формирование группы

ПРЕДГРУППОВАЯ ВСТРЕЧА

Все участники этой группы имели опыт посещения групп. Прежде чем принять решение о вступлении в группу, все участники приходят на предварительную встречу, где знакомятся друг с другом и с консультантами. Они имеют возможность познакомиться друг с другом и определить, хотят ли они получить подобный опыт.

Конечно, все участники были предупреждены о том, что этот курс организуется специально для того, чтобы сделать видеозапись. Мы также обсудили особые обстоятельства, связанные с участием в группе, работа которой записывается на видео, то есть о конфиденциальности и раскрытии информации личного характера. Мы хотели, чтобы будущие члены группы поделились своими опасениями и своими реальными трудностями и подчеркнули, что они могут самостоятельно решать, что они захотят (или не захотят) раскрыть на группе. Более того, мы уверили их, что лично проконтролируем, что должно (или не должно) войти в окончательный вариант записи. Члены группы имели возможность в любой момент сказать нам, если они хотят опустить в записи какую-то часть их работы в группе. Членам группы указывали на силу их вето, которое будет действовать на предгрупповой встрече, в ходе работы и после того, как они вернутся домой. Более того, все члены группы имели возможность ознакомиться с этой главой и предложить, какие изменения они хотят внести.

 

ВАЖНОСТЬ

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ПОД ГОТОВКИ

Предгрупповая встреча является ориентационной сессией, где консультант может предоставить членам группы полную информацию, чтобы помочь им решить, подходит ли им эта группа. Если предгрупповая встреча оказалась непродуктивной, то для ориентации и подготовки членов группы к получению успешного группового опыта может быть использована первая встреча группы.

Многие группы зашли в тупик именно потому, что им было положено плохое начало. То, что называют «сопротивлением» членов группы, нередко становится результатом ошибки консультанта в обеспечении подходящей ориентации. Эта подготовка должна начинаться еще во время индивидуальной встречи с участниками группы, а затем продолжаться на первой встрече. Несмотря на то что предгрупповая подготовка требует значительных усилий, потраченное время принесет серьезные дивиденды, когда группа начнет работать. Многих потенциальных препятствий можно избежать, если тщательно спланировать работу группы и хорошо к ней подготовиться.

 

 

Начальная стадия

Если вы вспомните четвертую главу, начальная стадия развития группы — это фаза знакомства членов группы друг с другом. Чрезвычайно трудно создать атмосферу безопасности, если члены группы не чувствуют друг друга. На первой встрече мы не стремимся сразу обратить членов группы к исследованию глубинных личностных проблем, напротив, мы концентрируем их внимание на осознании той атмосферы, которая царит в комнате. Это время для знакомства, узнавания о том, как функционирует группа, для формирования групповых норм, исследования страхов и ожиданий, связанных с группой, определения личных целей и того, насколько безопасным местом является группа. Та манера, в которой консультант работает с реакциями членов группы, определяет ту степень доверия, которая будет достигнута в этой группе.

На первой сессии мы сформулировали групповые нормы — работа здесь-и-сейчас, прямое обращение друг к другу, выражение устойчивых реакций, контакт со своими ожиданиями и страхами, установление личных целей и так далее. Как ко-терапевты, свое основное внимание мы направили на установление атмосферы доверия. Мы достигли этого, позволяя членам группы говорить о своих мыслях, обучая их тому, как уделять внимание своим переживаниям здесь-и-сейчас, отмечать свою реакцию на других членов группы и вербализировать их реакции. Мы обучаем участников группы тому, как получать максимальную выгоду от участия в группе.

 

ТЕМА: ПРОЯСНЕНИЕ ЛИЧНЫХ ЦЕЛЕЙ

В большинстве групп начальные сессии посвящены исследованию групповых целей и прояснению личных целей группы. Мы также просим членов группы определить, что они могут сделать для того, чтобы достигнуть своих целей.

Мы обычно начинаем группу, предлагая членам группы сформулировать свои цели настолько ясно и конкретно, насколько возможно. Наша цель заключается в том, чтобы помочь членам группы сформулировать контракт для личной проработки, что позволит определить общее направление группы. Мы также заинтересованы в том, чтобы помочь членам группы оценить свое поведение и определить ту степень, в которой это поведение дает им то, чего они хотят (заимствовано из терапии реальностью). Некоторые из вопросов, которые мы обычно задаем членам группы, чтобы стимулировать их самооценку, включают в себя такие:

• Что из того, что сейчас существует в вашей жизни, ценно для вас больше всего?

• Чего вам не хватает в жизни?

• Если бы вы имели то, что хотите, какой была бы ваша жизнь? В чем бы она отличалась от нынешней?

• Что вы могли бы начать делать уже сейчас, чтобы получить то, чего хотите?

• Как вы можете использовать эту группу наилучшим образом, для того чтобы получить чего хотите?

Эта серия вопросов помогает членам группы осознать, что, если то, что они думают, чувствуют и делают, не удовлетворяет их, у них есть сила для изменений и выбора другой формы поведения.

На первой стадии мы старались сотрудничать для достижения целей, которые определяют направление, принятое группой (что характеризует адлерианский подход). Например, один из нас может сказать: «Поскольку это ваша группа, я хотел бы услышать от каждого из вас, чего вы ожидаете от участия в группе. После того как каждый из вас выскажет свои ожидания, мы посвятим некоторое время формулированию групповых норм, которые помогут нам достичь наших целей». Сотрудничество при выполнении этой терапевтической задачи является важным фактором изменений. Сопротивления следует ожидать, если консультант предлагает группе свой набор целей, вместо того чтобы позволить членам группы сформулировать их самостоятельно.

Каждый участник может предлагать цели, перекрывающие друг друга, или некоторую комбинацию целей. Здесь приводится краткое резюме тех целей, о которых заявили участники группы.

Жаклин (старше 40) иногда не чувствует себя частью группы, в которую входит. Она относится к себе как к афроамериканке, которой иногда трудно поддерживать отношения с другими людьми, потому что она часто чувствует себя маргиналом. Одна из ее целей — исследовать те способы, посредством которых она ищет одобрение других людей.

Сюзанна (27лет), испанка по происхождению, хотела бы исследовать свои взаимоотношения с другими людьми. Временами она чувствует, что выстраивает вокруг себя стену, чтобы ей не причинили боль. Она хочет понять, насколько велика цена, которую она платит за то, чтобы оставаться в безопасности и не принимать риск, вступая в отношения, которые ей нравятся.

Джул (39лет), американка европейского происхождения, высказала желание поработать со своим перфекционизмом. Она также хочет исследовать влияние значимых потерь в ее жизни. Джул испытывает трудности, когда пытается открыто просить других людей о том, чего она хочет, и не позволяет другим заботиться о себе.

Джеймс (35лет) описал себя как образованного латиноамериканца, который вынужден постоянно доказывать свою ценность как личности и профессионала. Из-за своего культурного происхождения он нередко чувствует себя угнетенным. Он также хотел проработать значимые отношения (мать, брат).

Эндрю (35лет), американец, выходец из Европы, хотел поработать с проблемой доверия и определить, насколько близко он хочет подходить к людям, особенно вступать в близкие или интимные отношения с женщинами. Будучи верным в браке, он скрывает свои чувства, что позволяет ему оставаться в безопасности, но в то же время делает его одиноким.

Даррен (27лет), испанец по происхождению, иногда беспокоится о том, как он выражает себя, и о том впечатлении, которое он производит. Он признал, что тщательно тренируется, прежде чем что-то сказать, чтобы его слова звучали правильно и интеллигентно. Он готов работать над тем, чтобы выражать свои мысли вслух, снизив привычный контроль. Он часто чувствует себя аутсайдером и хочет реализовать свою потребность в принадлежности.

Kейси (23 года), американка вьетнамского происхождения. Она хочет поработать с сообщениями, которые она восприняла, когда была ребенком. Она беспокоится по поводу того, что другие осуждают ее или просто судят о ней, и поэтому она держится в стороне в различных социальных ситуациях. Она хотела бы избавиться от страха перед суждениями других людей.

Джеки (43 года), американка, слишком давит на себя, стремясь быть совершенной, желая, чтобы все любили ее и все были счастливы. Иногда чувствует, что, что бы она ни делала, этого недостаточно.

 

ТЕМА:

СОЗДАНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Доверие является той проблемой, к которой группа подходит естественным образом. Члены группы часто подвергают сомнению свою способность доверять консультанту, другим участникам и даже самому себе. Чтобы создать атмосферу доверия, мы обычно просим членов группы поделиться тем, что они чувствуют и думают на первой встрече, особенно если это касается того, что они осознали во время этой встречи. Их также просят поделиться своими ожиданиями, связанными с получением полезного опыта.

Мы также говорим о том, что без доверия раскрытие каждого из нас будет невозможным. Отличный способ создать атмосферу доверия заключается в том, чтобы позволить членам группы высказать свои страхи, опасения и здесь-и-сейчас реакции, возникающие по ходу сессии. Мы подчеркиваем, что каждый член группы самостоятельно решает, что именно говорить и как далеко заходить в своем рассказе. На первой стадии развития группы мы не предпринимаем специальных усилий, для того чтобы на глубоком уровне исследовать то, о чем говорят члены группы. Вместо того чтобы полностью сосредоточить свое внимание на том человеке, который заговорил первым, мы следим за тем, чтобы каждый член группы смог кратко представить себя.   

Последующая выборка типична для того, о чем члены группы думают и говорят во время первой или второй встречи, и наша цель в данном случае заключается в том, чтобы помочь им говорить более открыто о том, что может стать основой доверительных отношений с другими участниками группы.

Джеки: Я хочу пройти через эту группу, не сведя никого с ума и без слез. Я хочу получить такую обратную связь, которая покажет, что со мной все в порядке, я хочу, чтобы меня приняли и оценили по достоинству.

Жаклин: Боюсь, я не смогу хорошо выразить свою мысль. Я хочу, чтобы группа встряхнула меня. Чтобы после группы я сказала себе то, что хотела, но не говорила, и сделала это достаточно ясно и четко.

Сюзанна: Я не уверена, что доверяю этим людям, я не думаю, что они будут заботиться обо мне, если я покажу свою боль, поэтому я подвергаю жесткой цензуре то, что говорю.

Джеймс: Когда я нахожусь в группе, я иногда чувствую себя аутсайдером. Но вы не узнаете об этом, потому что большую часть времени я не позволяю вам узнать об этом.

Эндрю: Я тоже иногда чувствую себя аутсайдером. Меня беспокоит то, что я буду подвергать цензуре свои эмоции и изолирую себя от группы, если почувствую, что меня будут осуждать, когда я расскажу о болезненных событиях своего прошлого.

Даррен. Я чувствую себя совсем молодым и незаметным, почти невидимым. Я не знаю, как общаться с вами:

Джул: Мне становится страшно, когда я думаю о том, чтобы раскрыться. Я боюсь, что потеряю контроль, начну плакать и не смогу остановиться.

Кейси: Когда я в группе, я много наблюдаю. Я постоянно прокручиваю в голове фразы, прежде чем их произнести. Я боюсь, что не смогу правильно выразиться, и вы меня не поймете. Я хочу, чтобы то, что я говорю, звучало интеллектуально.

 

Обычно группа приходит к проблеме доверия на основе высказываний, подобных только что описанным. Чтобы члены группы смогли ослабить свои защиты и освободить Себя (а они и должны сделать это, если группа работает эффективно), они должны быть уверены в том, что группа достаточно безопасна для этого. И тогда они узнают о том, что, открываясь и принимая риск, они обретают возможность жить более полно.

Мы знаем, что конфиденциальность чрезвычайно важна для укрепления чувства безопасности и создания основы для принятия риска. Даже если никто из членов группы не поднимает эту тему, мы сами заговариваем об этом. Мы предупреждаем членов группы о том, как нарушается конфиденциальность, и рассказываем, как можно ее сохранить. Мы подчеркиваем, как просто нарушается конфиденциальность, даже если человек не собирался этого делать. Мы просим членов группы не обсуждать с другими людьми (и вне группы в целом) то, что происходит на группе. Мы просим высказать все, что их беспокоит. Более того, мы обеспечиваем их информацией о том, как можно наилучшим образом укрепить конфиденциальность, и обсуждаем ее ограничения. Мы подчеркиваем, что ответственность за безопасность каждого участника внутри группы лежит на них. Если они не чувствуют доверия, потому что боятся того, что скажут о них другие, подобные сомнения станут серьезным препятствием на пути их полноценного участия в процессе.

В группе, которую мы здесь описываем, конфиденциальность приобретает особое значение. Поскольку работа группы записывается на видео, о ней пишут в учебнике и в прилагающейся к нему рабочей книге, члены группы могут указать на то, какая часть их работы не должна быть подвергнута разглашению.

Установление доверия в группе — это жизненно важная задача, и как-ко-терапевты мы осознаем, что наш подход к группе определяет многое. Наша главная цель — предоставить всем членам группы возможность выразить свое мнение по поводу уровня доверия в группе и рассказать о том, что позволяет им чувствовать себя в безопасности, достаточной для того, чтобы начать значимую работу. Чтобы проиллюстрировать некоторые сообщения, которые мы должны донести до группы на первых стадиях работы, мы приводим здесь небольшие комментарии, которые соответствуют различным терапевтическим подходам и являются одним из вариантов открытия группы.

Психоаналитический: «В работе этой группы я буду уделять много внимания тому, что происходит здесь и сейчас, уделяя особое внимание вашим реакциям друг на друга. Я постараюсь выявить те паттерны, на основе которых вы взаимодействуете, и моя работа заключается в том, чтобы помочь вам увидеть, как ваши ранние переживания влияют на то, как вы воспринимаете других или реагируете на них».

Экзистенциальный и психодрама: «Эта группа поможет вам в исследовании тех выборов, которые определяют вашу жизнь. Я буду поощрять вас к действиям, а не только разговорам о вашем конфликте или проблеме, которую вы хотели бы исследовать. Освободив ваши чувства посредством разыгрывания на сцене событий прошлого, вы, вероятно, придете к новому пониманию этих событий. Вам также будет предоставлена возможность поэкспериментировать с новым поведением».

Гештальттерапия: «Мы будем уделять особое внимание тому, что происходит в группе здесь и сейчас, и пытаться справиться со всем, что мешает вам достигнуть осознания текущего момента. Мы сосредоточимся на том, что и как, и нас не будет интересовать почему. Одна из моих функций заключается в том, чтобы помочь вам вспомнить незавершенные события прошлого, перенести их в настоящее и привести вас к осознанию того, как ваше прошлое препятствует вашему существованию в настоящем».

ТА и поведенческая терапия: «Каждый из вас является моим коллегой в проведении терапии. Я не претендую на то, что обладаю специальным знанием о вас. Я приму тот курс работы, который вы наметите для себя, и моей задачей станет формирование ясного контракта о том, что вы хотите изменить и как вы хотите это сделать. Группа предлагает вам возможность научиться новому и получить поддержку, необходимую для подкрепления изменений, которые должны стать интегральной частью вашей личности».

Терапия реальностью и поведенческая терапия: «Я убежден, что каждый из вас стремится обрести контроль над своей жизнью, и моя основная цель состоит в том, чтобы помочь вам определить, насколько ваше нынешнее поведение удовлетворяет вас и насколько адекватно оно удовлетворяет ваши потребности. Если вы поймете, что оно вас не устраивает, и решите измениться, мы будем совместно работать над формулировкой плана действий, который должен привести к желаемым изменениям. Группа предлагает вам возможность опробовать в ней свой план изменений».

ТЕМА:

ПЕРЕНЕСЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ЗДЕСЬ-И-СЕЙЧАС

На начальной стадии группы мы уделяем внимание реакциям в здесь-и-сейчас и напоминаем членам группы о необходимости делиться этими реакциями друг с другом. В нашей группе были подняты важные расовые и культурные проблемы, которые должны были стать предпосылкой установления доверия в группе и принятия со стороны среды. Мы спросили членов группы, о чем они думали, когда мы впервые встретились на предварительной сессии, и что их побудило принять участие в этой выездной группе.

Джеймс: Я часто чувствую, что должен доказывать себя, особенно с тех пор, как я стал образованным чикано1. Я подвергался дискриминации в различных местах, и я беспокоюсь о том, впишусь ли я в эту группу.

Мы предположили, что Джеймсу интересно, как мы себя чувствуем, когда он утверждает себя в группе.

Марианна: Джеймс, как ты чувствуешь себя в этой группе? Позволишь ли ты этим людям узнать, как ты ошушаешь их, находясь в нашей группе? Готов ли ты дать нам знать, когда перестанешь чувствовать себя чденом этой группы?

Когда Джеймс рассказывал, что он осознает свое отличие от других членов группы, в разговор вступила Жаклин.

Жаклин: Я афроамериканка и нередко чувствую себя маргиналом.

Американец мексиканского происхождения. — Прим. ред.

Мне кажется, что меня не принимают всерьез. И когда я смотрю на людей, похожих на тебя, я чувствую, что отличаюсь от вас.

Джул также вступила во взаимодействие, поскольку хотела отреагировать и на слова Джеймса, и на слова Жаклин. Она чувствовала, что ей не дали возможности быть собой рядом с ними.

Джул: Быть с тобой, Жаклин, небезопасно. Я хочу защитить себя, когда подумаю о том, что ты будешь судить обо мне и Джеймс тоже. Я понимаю, что не знаю о том, что значит быть образованным чикано. Но я знаю, что это похоже на состояние образованной белой женщины, с которой иногда обращаются как с пустым местом.

Джул также говорила о том, в чем она может понять чувства Джеймса и Жаклин.

Если группа справляется с проблемой внутреннего разнообразия, это ее сплачивает. Если члены группы не говорят о том, в чем они чувствуют свое отличие от других членов группы, то может сформироваться скрытая «повестка дня». Когда члены группы будут готовы выражать здесь-и-сейчас свои мысли и чувства, относящиеся к группе, уровень энергии значительно возрастет. Если кто-то из членов группы действительно соприкоснулся с настоящим, то появляется большой простор для исследований. Даже если участники группы имеют проблемы, связанные с прошлым, нужно постараться помочь им соотнести их с тем, как прошлое влияет на качество их присутствия в этой группе.

Ниже приведены некоторые комментарии, которые были сделаны участниками в относительно ранний период жизни группы.

• Я обычно думаю, что то, о чем скажут другие, намного важнее, чем то, что крутится у меня в голове.

• Когда я оглядываюсь вокруг, я удивляюсь, если понимаю, что вписался в группу.

• Я боюсь, что подумают обо мне люди, сидящие здесь, если я выражу свои эмоции.

• Мне трудно просить о том, чтобы группа уделила мне свое время.

• Когда говорят другие, мне трудно вернуть себя в группу.

Мы постоянно просили членов группы уделять внимание текущим реакциям и восприятию друг друга. Чтобы группа достигла уровня подлинного доверия, в ней должны выражаться реакции, отражающие то, что происходит в группе. Мы подчеркиваем важность того, чтобы члены группы говорили о том, что у них на уме, даже если они боятся, что их слова могут вызвать негативную реакцию. Когда*члены группы сопротивляются, оберегая себя, группа не может работать с тем, что их беспокоит. Когда участники группы делятся друг с другом конкретными реакциями, это позволяет им принять полноценное участие в работе группы, а мы получаем основу для осуществления продуктивной работы. Например, Джеки рассказала нам, что она ведет себя осторожно, чтобы избежать проявления неприятных эмоций со стороны другого человека или не спровоцировать конфликт. Озвучив эту информацию в группе, она получила возможность использовать возникающие в ней реакции как точку отсчета для интенсивной проработки этой проблемы.

Мы заинтересованы как в здесь-и-сейчас, так и в там-и-лотом. Мы обнаружили, что члены группы не готовы принять риск и попытаться справиться со значимыми проблемами вне группы до тех пор, пока они не проработают свои реакции друг на друга в пределах группы. Когда члены группы вносят в нее проблемную ситуацию (из прошлого или настоящего), мы исследуем, как она может проявиться в контексте этой группы. Например, Джеймс сказал, что он должен постоянно доказывать и утверждать себя на работе. Жаклин и Джеки сообщили нам, что они часто ищут одобрения. Эндрю рассказал о своем чувстве изоляции. Мы попросили каждого из них отмечать и говорить, когда подобные переживания возникают в ходе работы в группе.

Несмотря на то что мы делаем акцент на реакциях в здесь-и-сейчас, мы просим членов группы исследовать, как нынешние реакции, проявляющиеся в группе, отразятся на том, как они будут себя чувствовать или вести, покинув группу. Джеки выразила своѐ беспокойство тем, что она не сможет жить согласно нашим ожиданиям и не сможет получить наше одобрение. Мы надеемся, что по мере возрастания устойчивости группы она повысит уровень осознания того, как ее сопротивление и трудности действуют в ее повседневной жизни.

Развитие ориентации на здесь-и-сейчас отлично согласуется с личностно-центрированной терапией, экзистенциальной терапией, гештальттерапией и психодрамой. Работа с содержанием здесь-и-сейчас не исключает работы с прошлым. Гештальттерапия, так же как и психодрама, это подходы, центрированные на настоящем, которые требуют, чтобы члены группы перенесли прошлое или будущее в настоящее время. Таким образом, мы часто напоминаем участникам группы, что, если они осознают что-то, следует говорить об этом. Когда дело доходит до выражения реакций по поводу того, что происходит в группе, мы считаем, что лучше сказать немного больше, чем сказать слишком мало.

Переходная стадия

ПРОБЛЕМЫ И ТРУДНОСТИ ПЕРЕХОДНОЙ СТАДИИ

Прежде чем группа перейдет к рабочей стадии, она обычно проходит через переходную фазу, которая характеризуется тревогой, усилением защит, сопротивлением, борьбой за контроль и конфликтами между членами группы. В переходный период основной задачей членов группы

становится отслеживание своих мыслей, чувств и действий и обучение тому, как выражать их вербально. Консультант может помочь членам группы осознать и принять свое сопротивление и в то же время поощрить их к отказу от тенденции избегания. Чтобы члены группы перешли на более глубокий уровень самоисследования, они должны рассказать о своей тревоге или о сопротивлении. Страх, переживаемый членами группы на этой стадии, может быть страхом отвержения, потери контроля, боязнью быть не принятым или не соответствовать, боязнью быть вовлеченным в конфликт или глупо выглядеть. Эти страхи могут выражаться в сопротивлении, и поэтому важно, чтобы консультант осознал, что конечной целью сопротивления является защита от страха и тревоги. Сопротивление нужно уважать, его нужно понять и изучить.

Консультант не должен предпринимать прямых атак на сопротивление, но не меньшей ошибкой будет его полное игнорирование. Некоторые группы застревают на переходной стадии, поскольку сопротивление не замечается, игнорируется и не прорабатывается консультантом. Базовая задача, стоящая перед вами в этот период, такова: научить членов группы бросать себе вызов, желать измениться, и все же не менее важно, чтобы члены группы научились уважительно и конструктивно противостоять другим участникам. Мы обучаем членов группы тому, что нужно больше говорить о себе и о том, как на них влияет поведение членов группы, с которыми они вступают в конфронтацию, нежели говорить другим, какие они, или судить о них.

Мы моделируем и показываем, как можно оставаться открытыми' и не защищаться при получении обратной связи от других участников. Если возникает конфликт, важно, чтобы члены группы осознали этот конфликт и освоили навыки, необходимые для его разрешения. Если конфликт не проявлен, он блокирует открытое групповое взаимодействие. То, какое вмешательство осуществляет консультант, весьма важно для построения доверия.

На начальной стадии члены группы обычно адресуют свои страхи другим участникам. На переходной стадии должно быть организовано более широкое и конкретное обсуждение того, как эти страхи проявляются в группе. Это позволяет членам группы получить поддержку и безопасность, которые необходимы для начала интенсивной работы.

ТЕМА:

РАБОТА СО СТРАХАМИ И СОПРОТИВЛЕНИЕМ

Когда группа вступает в переходную фазу развития, члены группы обычно выражают страх и демонстрируют сопротивление, связанные с предохранением себя оттого, чтобы погружаться в личностно значимое содержание. Некоторые члены группы скрывают свой страх перед включением в групповую работу, в то время как другим, кажется, не терпится выразить свои страхи и оставить их, чтобы как можно быстрее начать работу. Выражены страхи или нет, они формируют амбивалентное отношение к работе — желание освободиться уравновешивается нежеланием выставлять себя напоказ. Вот некоторые типичные высказывания, отражающие эту амбивалентность:

• Иногда я стремлюсь к изоляции. Одна часть меня хочет, чтобы другие узнали обо мне, а другая хочет спрятаться и оставить все, как есть.

• Я боюсь включаться в работу, потому что я могу выставить себя в глупом виде и остальные будут плохо думать обо мне.

• Я боюсь, что, если я скажу то, что действительно думаю и чувствую, люди не примут меня и не поймут.

• Если я увижу себя таким, какой я есть, мне может не понравиться то, что я увижу. • Я боюсь, что слишком вовлекусь в эту группу и-сделаю свои проблемы чем-то большим., чем они есть на самом деле.

• Если я слишком вовлекусь в работу группы, я боюсь, что стану слишком зависимой от нее в решении тех проблем, с которыми могла бы справиться самостоятельно.

• Сейчас моя жизнь довольно комфортна. Если я слишком вовлекусь в работу группы, я могу раскопать то, с чем не справлюсь. Я боюсь, что ко мне вернется чувство уязвимости.

• Я боюсь раскрываться перед другими не только из-за того, что они могут подумать, но и из-за того, что я могу узнать о себе.

• Я хочу защитить себя, не позволяя заботиться о себе. Если я позволю членам группы слишком близко подойти ко мне, я в конечном счете их потеряю.

Мы поощряем членов группы выражать свое беспокойство и свои страхи, прямо говоря об этом друг другу. Когда члены группы говорят нам (как консультантам) о ком-то, присутствующем в группе, мы просим их посмотреть на этого человека и сказать то же самое ему лично.

Консультант: Я бы хотел, чтобы каждый из вас поделился своими страхами, касающимися пребывания в этой группе. Когда вы высказываетесь, смотрите на разных членов группы. Поделитесь теми страхами, которые связаны с конкретными членами нашей группы.

Эта стратегия заимствована из подходов, ориентированных на опыт, и направлена на формирование сплоченности.

В зависимости от того, что произойдет в группе, мы Можем работать на уровне чувств, на уровне мыслей или на обоих одновременно. Используя гештальтподход, мы работали с сопротивлением, предлагая членам группы высказать свои страхи вслух.

Сюзанна: Я не уверена в том, что эти люди отнесутся ко мне с заботой, если я поделюсь своими болезненными переживаниями. Я пытаюсь хранить все это при себе.

Консультант: Что ты обычно делаешь, когда чувствуешь неуверенность в других людях?

Сюзанна: Моя первая реакция — разочарование. Но я действительно хотела бы научиться доверять людям более полно.

Действуя в духе терапии реальностью, мы предложили Сюзанне следующее.

Консультант: Что произойдет, если в течение этого уик-энда ты попробуешь вести себя по-другому? Вместо того чтобы закрываться, ты можешь немного поэкспериментировать и раскрыться. Если ты видишь, что привычные приемы поведения не действуют, хочешь ли ты внести несколько изменений и посмотреть, что получится?

Сюзанна: Я готова слегка подтолкнуть себя и высказать некоторые страхи, которые я обычно держу при себе. Я чувствую себя немного легче и пока не боюсь. Это поможет мне выразить свои мысли.

Заметьте, что Сюзанна сама оценила то, что делает, и сказала, что хочет изменений. Принятие этого решения вместо Сюзанны не входит в наши функции группового консультанта.

Кейси включилась в группу, сказав, что у нее появились мысли по поводу высказывания Сюзанны. Мы предложили Кейси повернуться к Сюзанне и прямо сказать ей о том, как на нее повлияли эти слова.

Кейси: Я боюсь, что, если ты узнаешь обо мне некоторые вещи, ты будешь меня осуждать, что ты ничего не захочешь делать со мной и что я не буду нравиться тебе.

Посредством этого диалога мы хотели предоставить Кейси возможность понять и изменить тот способ, используя который она не позволяет себе быть собой, опасаясь осуждения со стороны других, особенно со стороны Сюзанны. И Сюзанна, и Кейси делают группу безопасной для себя, выражая страхи, которые они обычно держат при себе. Этот процесс позволяет им проверить реальность некоторых предположении друг о друге и о других членах группы.

Даррен держался как бы позади, потому что боялся быть отвергнутым группой. Мы попросили его повернуться к каждому участнику группы и завершить предложение: «Ты можешь отвергнуть меня из-за (потому что)...» Завершая это предложение по-разному, поскольку он обращался к разным членам группы, Даррен смог выразить полный спектр страхов отвержения, которые держал внутри себя. Выполнение этого упражнения позволило Даррену достигнуть инсайта и осознать, что многие из его страхов исходят из него, а не выражают реальную угрозу, исходящую от других членов группы (гештальттерапия).

Другой способ работы с Дарреном вывел бы нас на когнитивный уровень взаимодействия. Исходя из рационально-эмотивной поведенческой терапии, мы могли бы задать Даррену следующий вопрос: «Что случится, если все члены группы отвергнут тебя? Попробуй вообразить худшее из того, что случится с тобой, если они тебя отвергнут». Таким образом, мы пытаемся показать Даррену, что он некритично принял деструктивную мысль о том, что столкновение с отвержением разрушит его. Осознав это, он сможет поколебать свою уверенность в том, что все будут отвергать его. После проработки страха Даррена перед отвержением мы попросили других членов группы выразить похожие страхи, а затем показали членам группы, какой вклад они делают в создание своих проблем, обратившись к тем убеждениям, которые они приняли, даже не усомнившись в их ценности или валидности.

Мы считаем, что членам группы нужно давать возможность выразить свои чувства и мысли и исследовать их. Мы не считаем, что быстрое решение — это выход. Когда какой-либо участник начинает сомневаться в себе, испытывать страх или затруднения, мы не позволяем другим членам группы слишком быстро предложить готовое решение или уверить его, что все в порядке. Это дает ему возможность исследовать то, что его беспокоит. Например, когда Джул заплакала, разговаривая с Джеймсом, мы не дали членам группы возможность уверить ее в том, что нет причин для расстройства. Вместо этого, когда Джул сказала, что чувствует себя как будто на выставке, мы попросили ее рассказать побольше о том, что значит чувствовать себя так и с кем она чувствует это. Несмотря на то что непосредственная обратная связь от других членов группы быстро привела бы ее в норму, я сомневаюсь, что чувство покоя было бы долговременным. Наши действия позволили наглядно подтвердить предположение о том, что критичность по отношению к Джул формируется внутри нее, а вовсе не исходит от других.

 

ТЕМА:

ПРЕВРАЩЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО ДИАЛОГА ВО ВНЕШНИЙ

Мы поощряем членов группы самостоятельно решать, что они могут сказать себе, до того как придут на сессию и после нее. Если участник решает вынести внутренний диалог наружу, остальные участники получают возможность соотнестись с ним. Мы хотим научить членов группы ценить высказывание своих мыслей и чувств, особенно если они склонны много наблюдать и думать о том, как они выглядят.

Вкачестве хорошего примера того, кто много времени проводит во внутреннем диалоге, может послужить Кейси. Кейси несколько раз упоминала, что тщательно думает, прежде чем что-либо сказать. Поскольку она хочет выразиться как можно точнее, она отбрасывает многие мысли. Заметив, что Кейси смотрит вниз, когда говорит, мы спросили ее, что она чувствует. Она сказала, что боится, как о ней будут судить другие. Наша работа с Кейси состояла в том, что мы попросили ее выбрать тех членов группы, чьего осуждения она боится, и сказать им, каких суждений в свой адрес она от них ожидает. Однажды поработав со своим беспокойством по поводу осуждения со стороны других людей, она поняла, что ее страх перед осуждением надуман и не имеет оснований. Это иллюстрация того, что гештальттерапевты называют присвоением чьей-либо проекции. Это упражнение сформировало у Кейси ощущение безопасности, которое легло в основу дальнейшей работы с ней.

Если члены группы воспринимают ее как безопасное место, они будут готовы двигаться в неизвестное и бросать вызов себе. Наша роль ко-терапевтов привела нас к пониманию того, что очень полезно доводить до понимания членов группы те техники и методы, которые мы используем в работе с ними. Чтобы увеличить шанс получения пользы от использования метода гештальттерапии, мы объясняем общую цель этого воздействия и создаем экспериментальную обстановку в группе. «Давайте примерим что-нибудь подходящего размера и посмотрим, подойдет ли оно нам» — вот что слышат участники со стороны консультанта. При этом мы не пытаемся что-то доказать, мы лишь хотим вовлечь участников группы в экспериментирование с новыми формами поведения и мышления, а затем позволить им определить, насколько это расширит их поведенческий репертуар.

В этом разделе мы уже приводили некоторые примеры, которые позволят членам группы исследовать свое беспокойство по поводу участия в группе. Для более полного ознакомления с трудностями переходной фазы просмотрите 4-ю главу.

Рабочая стадия

ПРОДВИЖЕНИЕ НА БОЛЕЕ ГЛУБОКИЙ УРОВЕНЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Не существует какого-либо специального деления между фазами группы. Вреальной практике эти фазы сливаются. Это особенно верно для момента перехода к рабочей стадии. Выражение тревоги и избегания, которые характеризуют переходную стадию, и проработка сопротивления переводят группу на новый уровень. Но этот переход весьма тонок и четко не определен. Если группа перешла в рабочую стадию, то следует ожидать, что темы, обсуждаемые ранее, например доверие, конфликт и сопротивление, будут всплывать на поверхность время от времени. Чтобы группа начала работу на этой стадии, должен быть достигнут более глубокий уровень доверия. Несмотря на то что конфликт, возникший на ранней стадии, может быть разрешен, на этой он возникает снова. Группу можно сравнить с интимными, близкими отношениями, где нет ничего статичного, все пульсирует. Совершенство в группе недостижимо, и спокойная поверхность нередко искажается бурей.

Даже если члены группы в конечном счете достигают рабочей стадии, это не означает, что все участники способны функционировать на одном и том же уровне интенсивности. Некоторые члены группы могут оставаться на периферии, другие все еще держаться позади, а третьи могут сильнее сопротивляться или проявлять свою неготовность к принятию риска. Индивидуальные различия между членами группы проявляются на протяжении всего времени существования группы. И все же некоторые-члены группы проявляют готовность к началу интенсивного эмоционального исследования, что помогает вовлечь сопротивляющихся членов группы в активное участие. (Для более детального изложения рабочей стадии посмотрите 5 -ю главу.)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: