Свт. Феофан Затворник: «Вывожу, что по святому Антонию душа наша одного ранга с душою животных», «И видим в человеке, что до известной степени у него все идет как у животных»

 

Феофан Затворник, свт. Собрание писем. Вып 3 М.: Издание Афонского Русского Пантелеимонова монастыря. 1898, с. 108.

Вот некоторые человеки точно похожи на обезьян. Если не гораздо хуже.

Лично я против животных ничего не имею. Что касается некоторых отрицательных святоотеческих мнений о животных, то из лекций по святым отцам мы узнали, что когда святые отцы сами не были специалистами по современной им науке, то вынуждены были приводить мнения своих современников – ученых философов. В том числе, что земля плоская, и центр вселенной, небо твердое, и т.п. Ведь это никак было не проверить личным опытом. И здесь надо разбираться, что действительно является личным святоотеческим мнением, а что приведенным мнением той эпохи. Понятно, что профессиональное разведение животных совсем не коррелировало с монастырской жизнью святых отцов. А мнение тогдашнего необразованного общества было весьма ошибочным, судя по таким грязным обвинениям, как «собака».

Думается, что нам во многом ещё очень далеко до животных. Они не имеют таких грехов, они не богоборствуют. И по своим умственным способностям и даже моральным качествам часто превосходят людей. Это не всегда заметно, просто у них другие задачи, другие инструменты. Кто занимается с животными плотнее, приведёт много фактов.

Про верность собак и других животных, в том числе и супружескую, слагают легенды.

Есть у животных и благородство, и совесть. Практически полный набор человеческих чувств. Человеческих ли?

 

Святитель Григорий Нисский: Ибо то, что питается и растет, имеет он из жизни растительной, а то, что водится чувством, имеет от бессловесных»

 

 О душе и воскресении. ДИАЛОГ С СЕСТРОЙ МАКРИНОЙ: «Итак, поскольку не могла бы и чувственная жизнь состояться без вещества, и разумное иначе находиться в теле, как в соединении с чувственным, то поэтому в повествовании заключительным представлено сотворение человека, как объявшего собою всякий вид жизни, усматриваемый и в растениях, и в бессловесных. Ибо то, что питается и растет, имеет он из жизни растительной, а то, что водится чувством, имеет от бессловесных».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: