Политические институты Европейского союза

ДОКЛАД

на тему:

Европейский союз и интеграционное (европейское) право

 

 

                                                                                   Студента 2 курса группы 10-мЮРз18-4

Белавина Марка Андреевича

                                                            

  Санкт-Петербург 2020

Содержание

 

1 Европейский союз и интеграционное (европейское) право. 2

1.1. Политические институты Европейского союза. 2

1.2 Источники права Европейского союза. 4

1.3 Содержание права Европейского союза. 8


1 Европейский союз и интеграционное (европейское) право


Политические институты Европейского союза

 

Интеграционный правопорядок ЕС обеспечивается единым институ­циональным механизмом, действующим в рамках компетенции, добро­вольно переданной ему государствами-членами и зафиксированной в учре­дительных документах.

Понятие «институт» ЕС можно определить как составное ив то же время относительно обособленное подразделение аппарата ЕС, которое участвует в осуществлении его задач и функций, действует от его имени и по его поручению, имеет соответствующую компетенцию и структуру, на­делено установленным учредительными договорами и законодательством Союза объемом властных полномочий, применяет присущие ему формы и методы деятельности.

В деятельности каждого из институтов ЕС проявляются его специфи­ческие функции. Так, Европейский совет, Совет ЕС и Европейский пар­ламент — представительные органы, в функциях которых преобладают правотворческие начала. Европейский совет определяет стратегию развития ЕС. Европейская комиссия (ЕК) наделена в первую очередь исполнитель­ными функциями, хотя имеет большое влияние на законодательный про­цесс, прежде всего поскольку является единственным органом, обладающим правом правотворческой инициативы, и может издавать акты в рамках делегированного законодательства (с 2009 г. появился новый субъект за­конодательной инициативы — народная инициатива, 1 млн граждан ЕС).

В соответствии со ст. 19 Договора о ЕС термин «Суд Европейского союза» обозначает всю судебную систему ЕС в совокупности и включает в себя два звена: Суд справедливости и Европейский суд общей юрисдикции. Европейский суд общей юрисдикции (Европейский суд первой инстанции, Трибунал) был нацелен на то, чтобы ускорить рассмотрение дел в расши­ряющемся ЕС. Европейский суд первой инстанции начал свою работу 1 января 1989 г. и получил новое название после вступления в силу Лис­сабонского договора 1 декабря 2009 г. Суд ЕС выполняет задачу рассмо­трения и разрешения споров, но при этом вносит большой вклад в раз­витие реально функционирующей нормативной базы. Счетная палата — это контрольная власть ЕС, обеспечивающая проверку всех финансовых аспек­тов деятельности институтов ЕС и других органов. Европейский централь­ный банк возглавляет Европейскую систему центральных банков и регу­лирует использование единой валюты евро.

В результате деятельность институтов ЕС взаимопереплетается, они взаимодополняют и взаимоконтролируют друг друга, отходя в этом от «классической» системы разделения властей.

Подобно всякому государству и любому объединению государств, соз­данному на основе международных договоров, ЕС имеет собственную организационную структуру. ЕС обладает единой и одновременно диффе­ренцированной и разветвленной системой органов, осуществляющих раз­личные функции.

Руководящие органы, наделенные, как правило, властными полно­мочиями, именуются в праве ЕС институтами. Именно на институты возложено осуществление задач ЕС, именно в лице своих институтов ЕС реализует те суверенные права, которые были делегированы ему государствами-членами.

У ЕС семь институтов: Европейский парламент, Европейский совет, Совет ЕС, Европейская комиссия, Суд ЕС, Европейский центральный банк, Счетная палата (ст. 13 ДЕС).

Институты образуют центр, ядро организационного механизма ЕС (остальные его элементы, гораздо более многочисленные, обозначаются в праве ЕС термином «орган»[1]). Институты — это верховные, главные, основные органы ЕС. Качественное отличие институтов от других органов ЕС — наличие в компетенции институтов публично-властных полномочий. Основные решения ЕС принимаются институтами. Каждый из институтов выполняет собственные функции и обладает для этого специфической внутренней организацией.

В соответствии с Лиссабонским договором организационный механизм ЕС приобрел трехуровневый характер. Наряду с институтами, другими органами (такими как Экономический и социальный комитет, Комитет регионов, Европейский омбудсмен и т. д.) впервые выделены в отдельную категорию «учреждения Союза» — инстанции, наделяемые статусом юри­дического лица и призванные осуществлять специальные задачи эксперт­ного, финансового или технического характера в конкретных сферах дея­тельности ЕС (например, Европол, Евроюст, Европейский инвестиционный банк, различные «европейские агентства»).

Евросоюзу — уникальному и чрезвычайно динамично развивающемуся государствоподобному международному образованию интеграционного типа не вполне подходила рассчитанная на государство «классическая» система разделения властей. Поэтому им была создана гибкая и подвижная система элементов разделения и взаимодействия властей, не ставящая перед собой целью раз и навсегда их разделить или жестко закрепить их в определенной взаимной связи. Такая организация оптимально способ­ствует достижению координации при постановке задач и обеспечению субординации при их осуществлении, что отражает специфический метод права ЕС — метод скоординированной субординации.

Подобно коллективному главе ЕС, Европейский совет изначально при­зван разрабатывать и координировать стратегию развития ЕС и всех со­ставляющих его элементов.

С одной стороны, в явно ослабленную ограниченностью полномочий Европейского парламента законодательную власть вторгается Европейская комиссия, являющаяся основным (наряду с народной инициативой) ис­точником законодательной инициативы и издающая акты в порядке деле­гированного законодательства, а с другой, — «жесткость» конституирующих ЕС актов несколько уравновешивается влиянием на нее вырабатываемого Судом прецедентного права и толкования им норм права ЕС.

Совет ЕС, будучи органом законодательной власти, состоит из мини­стров — членов исполнительной власти. Наделение Совета ЕС характер­ными для суда полномочиями по наложению штрафов и передача ряда законодательных функций Европейскому центральному банку (в сложней­ший период введения единой валюты евро) также отличают организацию власти в ЕС от классической схемы.

В ходе развития ЕС неизбежны дальнейшие подвижки в системе эле­ментов разделения и взаимодействия властей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: