Глава 2. Игры и игровые задания для детей 4-6 лет

Игра № 1. "В СТРАНЕ ЗВУКОВИЧКОВ"

Игровой материал: рисунки с изображением Звуковичков и предметов (на их крылышках), музыкальное сопровождение.

Правила игры:

Звуковички - это носители и хранители звуков. Они живут в Стране слов.

Чтобы узнать, как зовут Звуковичка (какой звук он хранит), смотрим на рисунок его крылышек. Если нарисован ландыш, это Звуковичок Д а если люстра, то - Л', солнышко - Звуковичок С, серёжка - С ' и т.д.

Объясняем детям:

 

чтобы накормить Звуковичка, надо назвать слова с его звуком, растягивая звук как можно дольше (пока Звуковичок не наестся). Звуковичку В надо пропеть в-в-вата, в-в-ворон, но нельзя предложить шоколад или грушу, а то он отравится.

Варианты игры со Звуковичками:

1. "Угадай как нас зовут?"

Показываем 5-6 Звуковичков. По рисункам на крылышках дети определяют имя Звуковичка. Все названия должны начинаться только с твердого или мягкого согласного.

2. "Кто лучше покормит Звуковичка?"

Показываем Звуковичка. По рисункам на крылышках узнаем его имя. Кто больше придумает слов на этот звук?

3. "Почему заболел Звуковичок?"

На крылышках грустного Звуковичка М нарисованы: мак, мох, мыло, машина, миска Ребёнок догадывается, что художник по ошибке дал Звуковичку предмет на М'- миска, поэтому Звуковичок болен.

4. "Рисуем крылышки Звуковичку"

Дети сами подбирают и рисуют Звуковичку предметы на крыльях.

5. "День и ночь"

Каждый ребенок выступает в роли какого-то Звуковичка: например, Оля - О, Света ~ С, Веткин - В' и т. п.

Ночь. Спят Звуковички.

День Весело летают по комнате, машут крылышками, обязательно напевают свою песенку (свой звук).

Играем всегда под музыку.

Игра № 2. "ЗВУКОВЫХ ДЕЛ МАСТЕРА"

(Выделение ударного гласного)

Игровой материал: 6 фигурок Мастеров, предметные картинки, бумага, цветные карандаши или фломастеры.

Правила игры:

В стране звуков живут замечательные Звуковых дел Мастера. Их зовут: Ах, Ох, Ух, Эх, Их, Ых. У каждого Мастера есть молоточек, которым он ударяет по словам. Ударит Мастер Ах по слову "шкаф", и А звучит ясно, громко, отчётливо. По слову "стол" ударяет, конечно, Мастер Ох. А чтобы зазвучало слово "стул", должен поработать Мастер Ух и т.п.

Не все дети сразу начинают легко различать гласные звуки, а без этого важнейшего навыка нельзя научить составлять звуковые модели слов. Поэтому весь игровой материал с этими сказочными персонажами должен быть освоен детьми очень хорошо.

Варианты игр с Звуковых дел Мастерами:

1. "Подарки Звуковых дел Мастерам"

Детям показываем 6 фигурок Звуковых дел Мастеров: все с яркими молоточками в руках, в красных комбинезонах, на груди у каждого его звук: А, О, У, Ы, И, Э.

Рассказываем:

В нашу комнату пришли Звуковых дел Мастера. Кому мы подарим скатерть - А, а кому книгу - И, кто возьмёт цветок - О, а для кого подойдёт стул - У и т.д.?

Все слова произносим четко, хорошо интонируя ударный
гласный.                                                                                    

2. "Разложи картинки"                       

У ребенка 6 фигурок Звуковых дел Мастеров и стопочка предметных картинок. Каждому Мастеру дети отбирают его картинки.

3. "Рисуем подарки Звуковых дел Мастерам"

Например:

Мастеру О мы нарисуем: стол, полку, дом, львенка, мост, осень, золото, молоток и т. д.

Мастеру Э -лес, зебру, мел, кедр, оленя, кепку и т.п.

Мастеру У - сушки, бублик, люстру, люк, изюм, кукушку, брюки, кружево и т. д.

4. "Истории про Звуковых дел Мастеров"

Чтобы научить детей выделять ударный гласный, часто используем споры Мастеров.

Говорим детям, что эти Мастера большие спорщики. Они постоянно ссорятся, кому какое слово принадлежит.

Любое слово, например, "шкаф" своим молоточком пусть все Мастера по очереди ударят: шк'Иф, шкУф, шкОф и т. д., пока кто-нибудь из детей не догадается, что должен Ах поработать. Этот приём используем часто, пока дети не научатся выделять гласный звук.

Описание других сюжетов игры:

Звуковых дел Мастера - большие непоседы.

То они идут в ателье выбирать себе одежду: брюки (У); штаны (Ы); сорочку (О); жилет (Э);рубашку (А) и т.д.

То покупают себе обувь: босоножки (О); туфли (У); кеды (Э); мокасины (И); сандалии (А).

То работают в огороде, путешествуют на разных видах транспорта: самолёт (О); поезд (О); трамвай (А); велосипед (Э); троллейбус (Э); и т.п.

Разводят цветы, ловят рыбу: пескарь (А); лещ (Э); лосось (О); угорь (У) и т.д.

Сочиняя такие истории, ребенок тренируется в выделении ударного гласного.

5. "Звуковых дел Мастера рисуют картину"

Дети рисуют любой несложный сюжет. Например, "На рыбалке": река, берег с песочком, камни, лес. На берегу рыбак с удочкой и т.д. И везде значками отмечают, какой Мастер нарисовал этот предмет на картинке. Например, песок (О), камень (А), лес (Э), рыбку (Ы) и т.п.

Таких сюжетов может быть много: "В походе", "На прогулке", "Лепим снеговика" и т.д.

Игра № 3. "НЕОБЫЧНАЯ ПЕСЕНКА"

(Выделение гласных звуков)

Правила игры: Вокалисты часто используют распевки на отдельных звуках. А если объединить эти распевки сюжетом, то получится особый музыкальный вариант игры со звуками. Подходит любая знакомая ребенку распевочка с очень простой мелодией, на которую поются все звуки. Рассказываем:

"Однажды жуки, бабочки и кузнечики поспорили, кто лучше всех споёт песенку.

Первыми выступали большие толстые жуки. Они важно запели: О-о-о.

Затем вышли яркие весёлые бабочки. Они звонко и весело запели песенку.

Эта же мелодия на букву А.

Последними вышли музыканты-кузнечики, они заиграли на скрипочках - И-и-и.

Тут на полянку выбежала Машенька (Оленька, Женечка) и запела распевку со словами. И сразу же все жуки, бабочки, кузнечики поняли, что лучше всех поёт наша девочка (наш мальчик).

Так в ходе игры мы с ребятами вычленяем и интонируем отдельные гласные звуки. Сочиняя истории с разными персонажами, постепенно пропеваем все гласные.

Игра № 4. "ЭХО"

(Интонирование гласных звуков)

Правила игры: Громко произносим: А-а-а. Ребенок-эхо тихо отвечает: А-а-а. И так все гласные. Можно сдвоенные гласные: ау, уа, иа и т.д.

Ва риант этой игры:

"Повторите за мной"

Просим детей повторить только те имена, которые начинаются со звука Э. Называем имена:

Алла, У ля, Эльза, Оля, Эмиль, Эля, Элла, Ия, Эдик, Ася, Ада, Алик, Эрик, Элъдар, Анна, Эдуард.

После освоения игр "Эхо", "Необычная песенка", со Звуковых дел Мастерами вводим понятие "гласный звук". Теперь вместе с ребятами выделяем основные признаки гласных:

их удобно кричать и петь,

голос звучит при этом свободно,

когда произносим эти звуки, то хорошо открываем рот.

Игра № 5. "ПОДАРКИ АЛЁНКЕ"

Игровой материал: бумага и карандаши.

Правила игры: Когда девочке Алёнке исполнилось шесть лет, ей подарили много игрушек, в названии которых слышится звук У. Угадайте, какие игрушки могли ей подарить? (Утку,

улитку, утюг, Буратино, кукушку, муравья, дуршлаг и т.д.).

Аналогично обыгрываем другие звуки. Вариант этой игры:

"Загрузи кораблик (самолёт, лодку, поезд, машину и любой вид транспорта)"

Кораблик собирается в плавание. Он необыкновенный, перевозит грузы только такие, в названиях которых есть звук У: пуговицы, ружья, груши, улья и т.д.

Ребенок рисует нужные предметы на кораблике. Повторяем с другими звуками.

Игра № 6. "ОБРУЧИ"

Игровой материал: обруч, фанты (фантики от конфет), мяч.

Правила игры: Вспоминаем слова с О: мост, Оля, сом, очи и т.п. Катаем друг другу обруч. К кому обруч подкатился, тот быстро называет слово со звуком О. Если замешкался, отдает фант, а в конце за каждый фант говорит три слова с О.

Вариант этой игры с мячом :

"Скажи слово с нужным звуком"

Называем звук, по очереди кидаем мяч всем детям. Дети называют слова с этим звуком. Если не могут быстро вспомнить, то отдают фант. Например, со звуком А: мяч, шашки, каша и т.д. Со звуком И: рис, лист, винтик, мир и т.п.

Игра № 7. "УЧИМ НЕГРИТЕНКА ТОМА"

Правила игры: Негритенок приехал из Африки и мечтает заговорить по-русски. Учитель дал ему задание: придумать 10 слов, в которых есть звук Ф. А у него не получается. Помоги ему.

Вариант этой игры:

"Логопед"

Шепелявому медвежонку прописали 10 слов со звуком Ш. Подбираем ему слова.

Игра № 8. "ТРЕНИРОВКА ВРАТАРЯ"

Правила игры: Вначале тренируемся в нахождении первого звука. А затем играем. Ребенок кладет на стол согнутые в локтях руки или стоя кладет руки на пояс. Это хоккейные ворота. Говорим разные слова. Те, которые начинаются со звука Ш, ребенок пропускает, а если звучит слово, которое начинается с другого звука, ворота захлопывает.

Словарный материал: шайба, шар, Шурик, ширма, молодец (почему не захлопнул ворота, слово со звуком М), зефир, жижа, шорты и т.д.

Варианты этой игры:

1.

"Шайбой" назначается согласный звук, имеющий пару по мягкости - твердости. Например, звук П. Тогда надо пропустить пальто, поле, путник, парта, но нельзя персик, пятка, пистолет, перо и т.д.

2.

Правила этой игры изменяются: теперь нельзя пропускать какой-нибудь определенный звук, не обязательно первый. Например, звук Щ. Если в слове слышится этот звук, ворота необходимо захлопнуть. Это упражнение не только прекрасно развивает слух детей, но и помогает нам понять затруднения ребенка. Так, если он часто захлопывает звук Ш или звук Ч вместо Щ, то понятно, что надо специально поиграть с этими звуками.

3. "Кто внимательный?"

Просим детей стукнуть карандашом по столу (или хлопнуть, топнуть, выполнить любые движения), если они услышат звук Щ.

Словарный материал: шелк, шептать, щекотать, счастливый, цапля, щелкунчик, честный, шелковица, шоколад, щипать, шум, щепка, жир, щипцы.

Аналогично играем с другими шипящими звуками.

Игра № 9. "ЗВУКОВОЕ ЛОТО"

Игровой материал: подходит любое готовое лото.

Правила игры: Играют несколько детей. У каждого лото с картинками и маленькие пустые карточки. Называем звук, например Ф. Спрашиваем, у кого из игроков есть слово со звуком Ф. Этот звук может стоять на любом месте: в начале, середине, конце слова. Картинку с правильно найденным звуком ребенок закрывает карточкой. Победит тот, кто раньше всех закроет все картинки.

Игра № 10. "БАБУШКИНА ИГРА"

Правила игры:

Вам бабушка прислала

На наряды сто рублей.

Что хотите покупайте,

Но наряды выбирайте

Лишь со звуком Б в названии.

Приготовились. Внимание!                                         *

(Отвечать полными предложениями.)

Вы наденете юбочку с блузкой или платье?

Вы выберете шубу или пальто?

На голове будет берет или шляпа?

А может быть, тюрбан или платок?

На шею наденете бусы или цепочку?

На юбочке будет бахрома или петельки?

Что вы выберете - брошь или клипсы?

Блузку украсят бантики или пуговицы?

Платочек будет из полотна или батиста?

Жилетка будет из бархата или плюша?

Обувь тоже выберем со звуком Б в названии.

Выбирайте: боты, сапоги, кеды, кроссовки, чешки, тапочки, сабо, туфли, ботфорты, башмаки, ботинки, сандалии, босоножки.

Игра № 11. "КТО БОЛЬШЕ ЗАПОМНИТ"

Игровой материал: книга (можно Т.Юдина "Букваренок"), игрушки.

Правила игры: Читаем небольшой рассказ, желательно весёлый, часто из "Букварёнка" Г.Юдина, а ребенок должен запомнить слова с определенным звуком, который оговаривается заранее, до чтения рассказа.

Варианты этой игры:

1. "Посчитай и скажи."

В небольшом стихотворном отрывке ребенок должен посчитать, сколько раз встречается оговоренный звук. Например:

В данном отрывке найти звук 3:

В звезде найдешь ты букву 3 И в золоте, и в розе, В земле, алмазе, бирюзе, ' В заре, зиме, в морозе. Следим, чтобы дети не путали звуки 3-3'.

Найти звук Б, не путать со звуком Б ':

Был у бабушки баран, Бил он бойко в барабан. И плясали бабочки Под окном у бабушки.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: