Различение звуков Щ-Ш

Мы едем кататься на велосипедах. Проверим, хорошо ли надуты шины.

Слабо надуты, ещё подкачаем насосом: Ш-Ш-Ш.

Хорошо накачали, только слышим - воздух шипит Щ-Щ-Щ.

Оказалось, что в шине маленькая дырочка, вот воздух и выходит. Как воздух выходит из шины? Щ-Щ-Щ.

Заклеим дырочку, ещё раз накачаем шину: Ш-Ш-Ш. Теперь можем кататься.

А кто помнит, как воздух из шины выходил: Щ-Щ-Щ.

Дети имитируют все действия с насосом и шиной.

Игра № 9. "ГОВОРЯЩАЯ КАРТИНКА"

Игровой материал: иллюстрации (этот вариант игры легко показать на иллюстрации в книге Л.П. Успенской и М.Б.Успенского "Учитесь правильно говорить").

Правила игры: Этот игровой приём всегда вызывает интерес у детей. Удачен он и в методическом плане, потому что по-

 зволяет одновременно различать трудные звуки и определять согласные по мягкости - твердости. Спросите у детей:

"Умеют ли картинки разговаривать?" "Конечно, нет", - не задумываясь отвечают дети.

Тогда говорим, что покажем им необыкновенную картинку:

если её рассматривать внимательно, то она как будто начинает звучать.

И рассказываем по картинке:

"На каникулах Вова приехал погостить к бабушке. Рано утром убежал кататься на велосипеде. Уже завтрак готов, а Вовы всё нет. Сердится большой чайник С-С-С, сердится маленький чайничек С'-С'-С, а Вова в кустах прячется, да ещё и нам показывает: Ц-Ц-Ц, не выдавайте, где я. Комары уже Вову заметили: 3-3-3 ~ радостно звенит большой, З'-З'-З' - вторит маленький, сейчас мы позавтракаем. Камыши укоризненно головами качают: Ш-Ш-Ш, Вову укоряют: "Не стыдно прятаться?" и т.д.

Рассказываем так, чтобы все звуки на картинке получили логичное объяснение. А в конце предлагаем детям несколько минуток тихо посмотреть на картинку, стараясь представить её звучание.

Такие рассказы с элементами звукоподражания и опорой на иллюстрацию с интересом слушают (и воспроизводят) не только малыши, но и старшие дошкольники.

Игра № 10. "СЕРДИТЫЙ ВОРОН"

(Выделение первого звука)

Игровой материал: игрушки или картинки, кукла. Правила игры: Детям даем игрушечных зверей или картинки.

В домике живут звери: лиса, медведь, кошка, собака, белка, баран, морж, коза и т.д.

Вокруг домика речка, и пройти в домик можно только вот по этому мостику. Мостик не простой, волшебный: уйти из домика по нему легко, а обратно прийти трудно.

На перилах мостика сидит сердитый Ворон. Каждого, кто подходит к мостику, он спрашивает, какой в его имени первый звук. Кто правильно скажет, тот пройдёт. А кто не знает, какой в его имени первый звук, перед тем мостик проваливается, перейти по нему нельзя.

Подошли звери к мостику, очень хотят домой попасть, а перейти не могут, потому что никто из них не знает, какой же в его имени первый звук.

 

Просим детей помочь зверятам.

Следим за тем, чтобы дети называли первый звук правильно, то есть отмечали мягкие и твердые согласные. Например: баран - Б, а белка -Б'.

Вариант этой игры:

"Помоги кукле"

Каждому ребенку даем куклу, которая может совершать определенные действия (войти в домик, перейти через мостик и др.) лишь тогда, когда она назовёт первый звук своего имени. За куклу говорит ребёнок.

Игра № 11. "ПОДСКАЖИ КУКЛЕ ЗВУК"

(Формирование навыка выделения последнего звука)

Игровой материал: кукла. Правила игры:

Кукла очень торопится, поэтому некоторые слова выгова
ривает плохо: не все звуки слышны.                                       

Просим поправить куклу, где необходимо.

На солнышке грелся черноухий котено... (К). На него смотрел белолапый щено... (К). Он хотел его догна... (Т'). А рядом по двору гулял важный пету... (X). За ним бегали куриц... (Ы) и цыплят... (А). Хозяйка вынесла всем кор... (М) и т. д.

Игра № 12. "ЗООПАРК"

(Различение мягкости - твердости согласных)

Игровой материал: картонный домик, игрушки, мебель,

предметы, фишки. Правила игры: На столе картонный дом. Это зоопарк. В него

привезли много животных. Но зоопарк небольшой, всемне уместиться. Поэтому в нём поселятся только те животные, в названии которых есть (Л').

Ослику можно войти в зоопарк? Почему? Льву, леопарду, лисице и козлёнку готовы удобные клетки, а вот слону, волку и ламе придется ехать в другой зоопарк.

Вариант этой игры:

"Кто заметил?"

Молча рассматриваем игрушки, мебель, предметы, находящиеся в комнате. Ищем такие, в названии которых есть звук Р: корова, пирамида, ролики и т.д. Затем предметы, в названии которых есть Р': рябина, ринг, кресло и т.д.

За правильный ответ выдаем одну фишку. Побеждает тот, у кого больше фишек.

Аналогично играем с любыми парными согласными.

Игра № 13. "ЗАБЛУДИЛИСЬ В ЛЕСУ" (Первоначальный навык выделения ударного гласного)

Игровой материал:   куклы, игрушки-зверята.

П равила игры: В лесу заблудились куклы и игрушечные зверята. Ребенок их зовёт, т.е. произносит имя с подчеркнутым интонированием ударного гласного:

М-и-и-ша -(И) Р-ы-ы-бка - (Ы) К-о-о-тик - (О) Э-э-дик - (Э) и т. д.

Постепенно проигрываем все гласные звуки.

Игра № 14. "ЧИТАЕМ ПОТЕШКУ"

Игровой материал: книга с потешками.

Правила игры: Читаем потешку, выделяя голосом определенный звук. Ребята слушают и запоминают слова с этим зву-ком. Побеждает тот, кто запомнил больше слов с нужным звуком. Например:

Горкой,горкой, горочкой Шел маленький Егорочка. Протоптал Егорочка Тропочку до горочки.

Какой звук чаще всего слышим в этой потешке? В каких

словах?

Вариант этой игры: Читаем потешку 2-3 раза без задания детям и без явного интонирования звуков. А потом просим назвать слова с каким-то определенным звуком. Например:

Мышка в кружечке зеленой Наварила каши пшенной. Ребятишек дюжина Ожидает ужина.

Просим детей назвать слова со звуком Ж.                  

 

Примеры потешек и стихотворений.

* * *                               * * *

Огорченная сорока                  Грачиха говорит грачу:

Возвращается с урока.             "Слетай с грачатами к
Весь урок болтала с сойкой    врачу,

И домой вернулась с               Прививки делать им пора

двойкой.  Для укрепления пера."

***                                                                                                                                                                                                                * * *

Мышка сушек насушила,       Слонёнок удивил ребят,

Мышка мышек пригласила.   Слонёнок встал на самокат.

Мышки сушки кушать стали, Немножко покатался -

Зубы сразу же сломали.          Самокат сломался. * * * * * *

Лена искала булавку,           Молодого злого пса

А булавка попала под лавку. В нос ужалила оса.

Под лавку залезть было лень, "Не скули, - сказал я псу, -

Искала булавку весь день.        Прогони скорей осу."

* * *                                * * *

Лежебока - рыжий кот         Щука добрая была,

Отлежал себе живот.            Дружбу с рыбами вела.

Кушать хочется,                    Из морской капусты щей

Да лень ворочаться.              Щука наварила,

Вот и ждёт ленивый кот,      Окуньков, бычков, лещей

Может миска подползёт?!        Щами угостила.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: