Верховенство среди законов на всей территории России принадлежит Конституции РФ. Конституционные положения служат отправными для различных отраслей права, в том числе и для земельного.
Нормы Конституции РФ условно подразделяются на непосредственно посвященные земельным отношениям и управлению земельными ресурсами (например, о земле и иных природных ресурсах, находящихся в различных формах собственности (ст. 9); о праве частной собственности на землю (ст. 36)) и непосредственно участвующие в их регулировании (о демократическом, правовом, социальном характере Российского государства (ст. 1 и 7); об обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57)).
Основные правовые нормы регулирования земельных отношений сведены в ныне действующий Земельный кодекс РФ. В нем раскрываются основные принципы, предмет регулирования земельного законодательства, состав земель РФ по целевому назначению (7 категорий), полномочия органов власти в области регулирования земельных отношений; прописаны цели, содержание и порядок охраны земель; рассматриваются вопросы собственности на землю, основополагающие механизмы управления; дается подробное описание характеристик земель по их категориям.
|
|
Гражданский кодекс Российской Федерации регулирует:
-правовое положение участников гражданского оборота(рынка недвижимости);
-основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав;
-регулирует договорные и иные обязательства;
Градостроительный кодекс Российской Федерации регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, а также по капитальному ремонту, при проведении которого затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов.
Жилищный кодекс Российской Федерации регулирует:
-возникновения, осуществления, изменения, прекращения права владения, пользования, распоряжения жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов;
-пользования жилыми помещениями частного жилищного фонда;
-пользования общим имуществом собственников помещений;
-отнесения помещений к числу жилых помещений и исключения их из жилищного фонда;
-учета жилищного фонда;
-содержания и ремонта жилых помещений;
-переустройства и перепланировки жилых помещений;
-управления многоквартирными домами;
-создания и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья, прав и обязанностей их членов;
|
|
-предоставления коммунальных услуг;внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги;
-контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Тесная естественная взаимосвязь земли и других природных ресурсов (недр, вод, лесов, окружающей природной среды в целом) предопределяет наличие норм, регулирующих отношения, связанные с землей, в источниках таких отраслей права, как водное, лесное, горное и природоохранительное. Содержащиеся в этих источниках нормы, регулирующие отношения по поводу земли, подчинены нормам земельного права.
Они условно делятся на законы природоресурсного блока, которые, как и земельные, регулируют отношения по управлению, использованию и охране иных природных ресурсов (кроме земли), но затрагивают и земельные отношения («О недрах» (1992 г.) и законы иных отраслей права.
В законодательстве о недрах, атмосферном воздухе, животном мире и другом природоресурсном законодательстве имеется немало норм, связанных с землепользованием. Например, Водный кодекс РФ предусматривает нормы о береговой линии и прибрежной полосе внутренних морских вод и территориального моря, водоохранных зон водных объектов, о порядке ведения работ в них, особенностях предоставления земельных участков в водоохранных зонах и контроле за их использованием, зонах и округах санитарной охраны вокруг водоемов (ст. 16, 108, 111, 112 и 115 ВК РФ).
Еще более детально увязывают с земельными отношениями лесные отношения. В Лесном кодексе РФ предусматриваются земли лесного фонда, право собственности граждан и юридических лиц на древесно-кустарниковую растительность, расположенную на земельном участке (ст. 8 и 20), порядок перевода лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и (или) порядок изъятия земель лесного фонда (ст. 63 и 64), особенности использования, охраны, защиты и воспроизводства древесно-кустарниковой растительности, расположенной на землях сельскохозяйственного назначения, железнодорожного и автомобильного транспорта, на землях водного фонда (ст. 134... 136 ЛК РФ).
Таким образом, регулирование лесных отношений тесно переплетается с регулированием землепользования.
Федеральные законы «О Государственном кадастре недвижимости» (2007г.)», «О землеустройстве (2001 г.)», «О разграничении государственной собственности на землю (2001 г.)», «Об охране окружающей среды (2002 г.)», «О внесении изменений в ФЗ О Государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и др.;
В условиях России основной источник земельного права, как и остальных отраслей права, -- подзаконные нормативные акты. К ним, прежде всего, относятся указы Президента РФ, а также постановления Правительства РФ, ведомственные акты, нормативные акты организаций, акты субъектов Федерации и органов местного самоуправления.(например, Указ Президента РФ «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России (1993 г.), «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии № 1847 от 25 декабря 2008 года)
Постановления Правительства РФ: о мониторинге земель (1992 г.), о порядке ведения государственного земельного кадастра (1992 г.), от 6 сентября 2000 г № 660, Постановление Правительства РФ от 01.06.2009 № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии»;
К документам следующего уровня относятся приказы, инструкции, правила, наставления, принимаемые центральными органами исполнительной власти, к которым относятся министерства, государственные комитеты и ведомства (Министерство экономического развития, Росреестр, Росгидромет и другие). Письмо Роснедвижимости от 21.07.2008 № ВК/3192 «О кадастровых инженерах»; Письмо Управления Федеральной службы государственное регистрации, кадастра и картографии от 10.02.2011 № 899 (по вопросу осуществления кадастровой деятельности и предоставления сведений государственного кадастра недвижимости), приказ Росреестра от 05.05.2010 № П/219 «О формировании информационных ресурсов, содержащих сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) и государственного кадастра недвижимости (ГКН), приказ Росреестра от 25.05.2010 № П/247 «О вводе в промышленную эксплуатацию интернет-портала государственных услуг, оказываемых Росреестром в электронном виде».
|
|