Дифференциация звуков.
Совместная деятельность воспитателя с детьми 5-6 лет.
“В старшей группе детей учат дифференцировать
наиболее часто смешиваемые звуки:
Шипящие и свистящие, сонорные”.
Валентина Викторовна Гербова.
Направление «Речевое развитие».
Образовательная область «Коммуникация».
Развитие звуковой культуры речи.
Задачи.
& Закреплять правильное, отчётливое произнесение детьми звуков.
& Формировать умение детей различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с–з, с–ц, ш–ж, ч–ц, с–ш, ж–з, л–р.
& Продолжать развивать фонематический слух.
& Отрабатывать интонационную выразительность речи детей.
Перспективный план
Развитие звуковой культуры речи у детей 5-6 лет.
Дифференциация звуков.
Месяц | Звуки | Деятельность. |
Сентябрь | Дифференциация звуков “З” и “С”. | Игровое упражнение «Комар и кобра». Задачи. Упражнять детей в умение различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки "з – с ". Развивать фонематический слух, внимание детей. |
Игровая ситуация «Зайка и сайка». Задачи. Формировать умение детей различать на слух и называть слова с определённым звуком. Развивать фонематический слух, память детей. Упражнять детей в умение отчётливо произносить сходные по звучанию согласные звуки "с" и "з". Отрабатывать интонационную выразительность речи детей. | ||
Занимательная игра «Оса и коза». Задачи. Упражнять детей в умение различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки "з – с ". Формировать умение детей подбирать сходные по звучанию слова. Развивать фонематический слух, память детей. Поддерживать интерес детей к чистоговоркам. | ||
Занимательная игра «Сенокос». Задачи. Вызвать интерес детей к скороговоркам, желание их запоминать. Закреплять умение детей отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки "з" и "с". Отрабатывать интонационную выразительность речи детей. Упражнять детей в передаче ритмического рисунка слов. Развивать память детей. | ||
Октябрь | Дифференциация звуков “Ц” и “С”. | Игровое упражнение «Насос и цепь». Задачи. Упражнять детей в умение различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки "с – ц ". Развивать фонематический слух, внимание детей. |
Игровая ситуация «Сокол и курица». Задачи. Формировать умение детей различать на слух и называть слова с определённым звуком. Развивать фонематический слух, память детей. Упражнять детей в умение отчётливо произносить сходные по звучанию согласные звуки "с" и "ц". Отрабатывать интонационную выразительность речи детей. | ||
Занимательная игра «Лиса и овца». Задачи. Упражнять детей в умение различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки "с – ц ". Формировать умение детей подбирать сходные по звучанию слова. Развивать фонематический слух, память детей. Поддерживать интерес детей к чистоговоркам. | ||
Занимательная игра «Скворцы и синицы». Задачи. Поддерживать интерес детей к скороговоркам, желание их запоминать. Закреплять умение детей отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки "ц" и "с". Отрабатывать интонационную выразительность речи детей. Упражнять детей в передаче ритмического рисунка слов. Развивать память детей. |
Месяц | Звуки | Деятельность. |
Ноябрь | Дифференциация звуков “Ж” и “Ш”. | Игровое упражнение «Листья и жук». Задачи. Упражнять детей в умение различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки "ж – ш ". Развивать фонематический слух, внимание детей. |
Игровая ситуация «Жук и шорох». Задачи. Формировать умение детей различать на слух и называть слова с определённым звуком. Развивать фонематический слух, память детей. Упражнять детей в умение отчётливо произносить сходные по звучанию согласные звуки "ж" и "ш". | ||
Занимательная игра «Луша и лужа». Задачи. Упражнять детей в умение различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки "ш – ж ". Формировать умение детей подбирать сходные по звучанию слова. Развивать фонематический слух, память детей. Поддерживать интерес детей к чистоговоркам. | ||
Занимательная игра «Старушки». Задачи. Вызвать интерес детей к скороговоркам, желание их запоминать. Закреплять умение детей отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки "ж" и "ш". Отрабатывать интонационную выразительность речи детей. Развивать память детей. | ||
Декабрь | Дифференциация звуков “С” и “Ш”. | Игровое упражнение «Ветер и снег». Задачи. Упражнять детей в умение различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки "с – ш ". Развивать фонематический слух, внимание детей. |
Игровая ситуация «Саша». Задачи. Формировать умение детей различать на слух и называть слова с определённым звуком. Развивать фонематический слух, память детей. Упражнять детей в умение отчётливо произносить сходные по звучанию согласные звуки "с" и "ш". Отрабатывать интонационную выразительность речи детей. | ||
Занимательная игра «Лиса хороша». Задачи. Упражнять детей в умение различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки "с – ш ". Формировать умение детей подбирать сходные по звучанию слова. Развивать фонематический слух, память детей. Поддерживать интерес детей к чистоговоркам. | ||
Занимательная игра «Сушки». Задачи. Поддерживать интерес детей к скороговоркам, желание их запоминать. Закреплять умение детей отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки "с" и "ш". Отрабатывать интонационную выразительность речи детей. Развивать память детей. |
Месяц | Звуки | Деятельность. |
Январь | Дифференциация звуков “З” и “Ж | Игровое упражнение «Жук и комар». Задачи. Упражнять детей в умение различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки "ж – з ". Развивать фонематический слух, внимание детей. |
Игровая ситуация «Зима да стужа». Задачи. Формировать умение детей различать на слух и называть слова с определённым звуком. Развивать фонематический слух, память, внимание детей. Упражнять детей в умение отчётливо произносить сходные по звучанию согласные звуки "з" и "ж". | ||
Занимательная игра «Ёж и коза». Задачи. Упражнять детей в умение различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки "ж – з ". Формировать умение детей подбирать сходные по звучанию слова. Развивать фонематический слух, память детей. Поддерживать интерес детей к чистоговоркам. | ||
Занимательная игра «Железная и золотая». Задачи. Поддерживать интерес детей к скороговоркам, желание их запоминать. Закреплять умение детей отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки "з" и "ж". Отрабатывать интонационную выразительность речи детей. Развивать память детей. | ||
Февраль | Дифференциация звуков “Ч” и “Щ”. | Игровое упражнение «Кузнечик и саранча». Задачи. Упражнять детей в умение различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки "ч – щ ". Развивать фонематический слух, внимание детей. |
Игровая ситуация «Щеночек». Задачи. Формировать умение детей различать на слух и называть слова с определённым звуком. Развивать фонематический слух, память, внимание детей. Упражнять детей в умение отчётливо произносить сходные по звучанию согласные звуки "щ" и "ч". Отрабатывать интонационную выразительность речи детей. | ||
Занимательная игра «Туча и пуща». Задачи. Упражнять детей в умение различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки "ч – щ ". Формировать умение детей подбирать сходные по звучанию слова. Развивать фонематический слух, память детей. Поддерживать интерес детей к чистоговоркам. | ||
Занимательная игра «Чудовище». Задачи. Поддерживать интерес детей к скороговоркам, желание их запоминать. Закреплять умение детей отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки "ч" и "щ". Отрабатывать интонационную выразительность речи детей. Развивать память детей. |
Месяц | Звуки | Деятельность. |
Март | Дифференциация звуков “Ц” и “Ч”. | Игровое упражнение «Птицы». Задачи. Упражнять детей в умение различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки "ч – ц ". Развивать фонематический слух, внимание детей. |
Игровая ситуация «У кого?» Задачи. Формировать умение детей различать на слух и называть слова с определённым звуком. Развивать фонематический слух, память детей. Упражнять в умение отчётливо произносить сходные по звучанию согласные звуки "ч" и "ц". | ||
Занимательная игра «Грач и скворец». Задачи. Упражнять детей в умение различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки "ч – ц ". Формировать умение детей подбирать сходные по звучанию слова. Развивать фонематический слух детей. Поддерживать интерес детей к чистоговоркам. | ||
Занимательная игра «Отличница». Задачи. Поддерживать интерес детей к скороговоркам, желание их запоминать. Закреплять умение детей отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки "ч" и "ц". Отрабатывать интонационную выразительность речи детей. Развивать память детей. | ||
Апрель | Дифференциация звуков “Р” и “Л” | Игровое упражнение «Цирк». Задачи. Упражнять детей в умение различать на слух сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки "р – л ". Развивать фонематический слух, внимание. |
Игровая ситуация «Журавли». Задачи. Формировать умение детей различать на слух и называть слова с определённым звуком. Развивать фонематический слух, память детей. Упражнять в умение отчётливо произносить сходные по звучанию согласные звуки "р" и "л". | ||
Занимательная игра «Игла и игра». Задачи. Упражнять детей в умение различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки "л – р ". Формировать умение детей подбирать сходные по звучанию слова. Развивать фонематический слух детей. Поддерживать интерес детей к чистоговоркам. | ||
Занимательная игра «Король». Задачи. Поддерживать интерес детей к скороговоркам, желание их запоминать. Закреплять умение детей отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки "р" и "л". Отрабатывать интонационную выразительность речи детей. Развивать память детей. | ||
Май | Занимательная игра «Сочинялка». Задачи. Упражнять детей в умение различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки "л – р ". Формировать умение детей подбирать сходные по звучанию слова. Развивать фонематический слух детей. Поддерживать интерес детей к чистоговоркам. | |
Ритмическая игра «Туки-тук». Задачи. Закрепить правильное, отчётливое произнесение детьми звуков. Упражнять детей в передаче ритмического рисунка слов. | ||
Малоподвижная игра «Место звука "о" в слове». Задача. Закреплять умение детей определять место звука "о" в слове. | ||
Ритмическая игра «Дили-бом». Задачи. Закрепить правильное, отчётливое произнесение детьми звуков. Упражнять детей в передаче ритмического рисунка слов. | ||
Малоподвижная игра «Место звука "л" в слове». Задача. Формировать умение детей определять место звука "л" в слове. | ||
Диагностическое задание. Игра «Звуки в слове» (индивидуально). Задача.Выявить умение детей определять место звука в слове, называть слова с заданным звуком, чётко произносить все звуки русского языка. |
Сентябрь