Главные школы тхеравады

Тхерава́да, «учение старцев» / «учение старейших» или «учение старейшин») — старейшая существующая ныне школа буддизма, одна из восемнадцати ранних буддийских школ. Тхеравада сохранила свою версию учения Будды Гаутамы в виде

Палийского Канона. Палийский Канон является единственным сохранившимся полным буддийским каноном на классическом индийском языке пали, который служит как священным языком, так и языком лингва франка буддизма Тхеравады

Школы:

1. Сарвастивада (вайбхашика)

Название Вайбхашика произошло от трактата Махавибхаша («Великий комментарий»), написанного мыслителем Паршвой Другое название — сарвастивада связано с тем, что её представители учили, что всё (то есть все дхармы, сарва дхарма) реально; все дхармы (прошлые, настоящие и будущие) реальны, и ничего более реального, чем дхармы, нет. Эта школа также утверждала, что дхармы обладают действительным онтологическим статусом (дравьясат), будучи одновременно и условными единицами языка описания психофизического опыта, то есть опять-таки дхарм (праджняптисат).

Представители этой школы прежде всего занимались классификацией и описанием дхарм в контексте религиозной доктрины буддизма. Важнейшим памятником этой школы является «Энциклопедия Абхидхармы» — Абхидхармакоша (V век), написанный великим буддийским мыслителем Васубандху.

2. Саутрантика

Школа отделилась от вайбхашики между 50 до н. э. и 100 н. э.

Название школы происходит от слова «сутра», поскольку её последователи утверждали, что абхидхармисты должны опираться только на идеи, содержащийся в сутрах, и не принимать во внимание другие источники. У саутрантиков имело место расхождение с вайбхашиками по некоторым важым вопросам, поскольку первые считали многие всего лишь условными — праджняпти, а не реальными единицами — дравья. Здесь происходит их сближение с махаянистами-йогачаринами. Также саутрантики являлись „репрезентативистами“, поскольку признавали объективное существование внешнего мира, но в то же время отвергали учение вайбхашиков о том, что отражённые в сознании человека образы тождественные реальным вещам.

Билет 12

Главные школы махаяны

В соответствии с воззрениями Йогачары, истинным является только виджняна (познание, сознание), а все явления (дхармы) и внешний мир за пределами сознания является ложным, нереальным. Реален только познающий субъект. Это положение отличает Йогачару от Мадхъямаки. При этом различается несколько уровней сознания, при этом определяется абсолютное, непрекращающееся сознание — алая-виджняна — «сознание-сокровищница», которое запускает и координирует все остальные уровни. В классической Йогачаре алая-виджняна — это не «поток сознания», долженствующий быть пробуждённым. «Только сознанием» Йогачара считает исключительно Сансару. Йогачара с помощью логики устанавливает, как сознание запутывается в иллюзиях и как его из этих иллюзий вывести. Многие построения йогачаринов оказались настолько удачными, что были заимствованы остальными буддистами и фактически стали общемахаянскими. Таковы этапы пути Бодхисаттвы и теория Трёх «Тел» Будды.

Мадхъямака доказывает, что невозможно утверждать ни реальность, ни нереальность дхарм: и то, и другое решение приводит к логическим противоречиям. Единственно возможным она считает срединное («мадхъяма» — «середина») решение проблемы: дхармы ни реальны, ни нереальны — они пусты. Отсюда — ещё одно название мадхъямаки: «шуньявада» — от «шунья», «пустота» и "вада" - "знание" (учение). Подлинно реальным могло бы быть лишь то, что обладало бы самобытием (свабхава), т. е. существовало бы само по себе. Но именно такого бытия и невозможно допустить логически: все существует лишь благодаря другому, и нет никакого конечного пункта, который мы могли бы считать первоосновой. Отсюда же вытекает относительность вообще всех наших понятий и противоположений, даже противопоставления сансары и нирваны. Все философские концепции поэтому — лишь путь к истине, но ни в коем случае не сама истина, которая усматривается только в йогическом созерцании.

Билет 13.

Буддистский путь совершенствования. Бодхисаттва.

Это слово имеет санскритские истоки и состоит из двух корней:

· «бодхи» – пробудиться;

· «саттва» – существо.

Нехитрым сложением корней получаем, что бодхисаттва – существо, достигшее пробуждения. Пробудившись сам, он отказался от освобождения от страданий и выхода из колеса сансары, остался в этом мире, чтобы помочь другим достичь духовного совершенства и по итогу выбраться из череды перерождений.

Цель бодхисаттвы – стать буддой во имя добра, всеобъемлющей выручки других существ. С этой целью тесно связана доктрина бодхичитты – любви ко всему живому и служения бодхисаттвы. Его жизнь – путь самопожертвования. В этом отличие его от архата – бодхисаттва желает действовать во имя всеобщего блага.

Каждому, кто стремится к пробуждению и освобождению из цикла перерождений, может понадобиться помощь. Для этого нужны бодхисаттвы. Они чаще всего живут вместе с мирянами, указывают им нужное направление, сами при этом соблюдают обеты и движутся по праведной тропе. Бодхисаттва – это воплощение самоотверженности, сострадания, ведь он ведет других к высшей цели – к нирване, сам себя лишая этого.

 

Билет 14

Сознаний по йогачаре

Йогачара – практика йоги. Если мир дан нам лишь в опыте сознания, то, со-гласно Й., чтобы понять, почему мы подвержены духкхе (неудовлетворённо-сти) в этом мире и не способны освободиться от повторения подобного опы-та в будущих перерождениях, необходимо исследовать природу сознания. В отличие от др. буддийских школ, выделявших шесть типов сознания – пять чувственных восприятий (цветоформы, звука, запаха, вкуса и осязания) и восприятие с помощью внутр. чувства – манаса, Й. различает восемь типов: сохраняя пять чувственных виджнян, Й. заменяет манас на мановиждняну – восприятие внутр. состояний. Манас же рассматривается в Й. как седьмой тип сознания, проецирующий на познавательный опыт концепцию «я» (по-этому его называют «адана-виджняна» – присваивающее сознание) и тем са-мым «инфицирующий» этот опыт ложными категориями субъекта и объекта, «себя» и «другого» (клишта-манас – «омрачённый манас», источник эгоцен-тричности ментального опыта; ср. понятие аханкары в санкхье). Действуя од-новременно, первые шесть типов сознаний создают иллюзию полноценного «объекта», хотя в действительности представления об «объектах» возникают из «семян», откладываемых прошлыми актами правритти-виджняны в «соз-нании-хранилище» (алае-виджняне) – восьмом сознании. Оно является резер-вуаром «семян», обеспечивающим функционирование всех остальных типов сознания, в т. ч. и в те периоды, когда индивид не активен (во время сна, об-морока, ступора и т. п. состояний).

 

Билет 16


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: