Становление арабо-мусульманской философии

Философия ислама (арабо-мусульманская философия) возникла в VIII веке в результате толкования и осмысления в рамках рациональной теологии, калама (букв. беседа), священной книги мусульман Корана, считающейся божественным откровением, сообщенным пророку Муххамеду (570 -- 632 г.). Раннемусульманские теологи, мутазилиты (букв. отколовшиеся; кон. 8 -- сер. 10 вв.), выступали против буквального понимания Корана, предпочитая ему аллегорическое толкование.

Первым значительным арабским философом считается ал-Кинди (кон. 8 в. -- ок. 870), стремившийся согласовать философию и религиозную веру. Разумом можно обосновать многие религиозные однако некоторые знания, полученные путем откровения, превышают способности человеческого разума.

Большую роль в распространении аристотелевской философии сыграл ал-Фараби (ок. 875 -- ок. 950 г.), составивший комментарии к трудам Аристотеля. Большое внимание ал-Фараби уделял политической философии, написав трактат об идеальном государстве и составив комментарии к "Государству" и "Законам"

 

Одним из самых знаменитых арабских философов был Абу Али Ибн-Сина, Ибн-Сина провел различие между сущностью веши (ее идеей) и актом существования вещи, которые могут не совпадать. Бог существует вечно и из него вечно и необходимым образом разумное сущее, которое Ибн-Сина называет первой интеллигенцией. Бог творит только одно сущее, поскольку он сам един и прост и поскольку одна причина может сотворить одно действие.

 

Ибн-Рушд.Наиболее известным учением Ибн-Рушда было учение о том, что человеческий разум по существу является единым, индивидуализируясь лишь в время жизни человека, благодаря с соединению с чувствами и конкретным чувственным

опытом отдельного человека. Таким образом, бессмертна не вся душа человека, а лишь единый разум. В философии ислама было также сильно влияние мистических течений. Сторонники суфизма развивали учение о приближении к Богу благодаря мистической любви и о слиянии с Ним. Для осуществления этого суфии разработали сложные аскетические и психологические практики

Билет 35

 Истоки арабо-мусульманской философии. Коран и Сунна.

 Арабо-мусульманская философия – явление средневековья, начавшее свое существование вместе с появлением ислама (нач. VIIв.). В монотеистическом учении Мухаммада отразились радикальные перемены, связанные с разложением родоплеменных отношений и складыванием единой для арабов государственности. В основу исламского учения легли Коран и Сунна. Однако ни мусульманское Писание, ни предание не моги дать ответы на все жизненно важные вопросы развивающегося мусульманского общества. Так появились кийас (суждение по аналогии) и иджма (единодушное мнение), которые расширено толковали Коран и Сунну. Мусульманская экзегетика оформилась в 4 правовые школы – мазхаба: ханифиты и шафииты (либеральные), ханбалиты и маликиты (консервативные). В результате их соперничества возникла схоластическая теология – калам. Появление арабских философских школ связано с переводческой деятельностью. Наибольшее влияние на развитие арабской философии оказали труды Аристотеля. Многие европейские ученые считали арабскую философию не самостоятельной, а всего лишь заимствованной и греков. Первый философ арабов – ал-Кинди. Его тексты содержали фрагменты текстов Плотина и Аристотеля дальнейшее развитие было результатом «оплошности» арабоязычных перипатетиков и следствием отсутствия у них «критических способностей».

Билет 36

Главные направления арабо-мусульманской классической философии

Теолого-философская мысль классического периода представлена тремя главными течениями: каламом, фальса- фой и суфизмом. Приверженцы калама разрабатывали ра- циональную/философскую теологию ислама. В рамках аша- ритской и близкой к ней матуридитской школы калама были сформулированы вероучительные положения, впоследствии утвердившиеся в качестве ортодоксальных.

Фальсафу обычно характеризуют как эллинизирующую философию ислама. В ней впервые был осуществлен перспективный, жизнеспособный синтез авраамического, иудейско-христианско-мусульманскогоревелятивизма (от лат. revelatio, «откровение») c античным языческим интел- лектуализмом, впоследствии воспринятый в иудейской и христианских культурах. Главную школу фальсафы составляли аристотелики, или перипатетики: аль-Фараби (ум. 950), Ибн-Сина (Авиценна, ум. 1037), Ибн-Рушд (Аверроэс, ум. 1198) и другие.

Начиная с XII в. калам, преимущественно ашаритский, объединялся с фальсафой авиценновской ориентации. Па- раллельно происходила и конвергенция этих двух течений с аскето-мистическим направлением в исламе – суфизмом. В итоге возникли две влиятельные школы спекулятивного, или философского, суфизма – ишракизм и вуджудизм.

Билет 38

Атомистика калама.

В мусульманской культуре атомистическую интенцию развивали прежде всего мутакаллимы – представители калама, рациональной/философской теологии ислама. Многие мутакаллимы, особенно среди ашаритов, придерживались атомистических взглядов, полагая, что деление тела останавливается на «неделимых частицах».

«Вся вселенная — каждое тело, которое в ней существует, составлено из очень маленьких частей, которые не могут быть дальше разделены».мутакаллимы считали, что мельчайшие неделимые частицы не пребывают «извечно во Вселенной», но «Бог непрерывно творит эти субстанции, когда он хочет».

Каламская атомистика не признает наличие пустоты между атомами.Каламский атомизм не может претендовать на выражение «духа» арабо-мусульманской культуры, т.к. против атомизма выступали теологи-традиционалисты, которых с большим правом можно было назвать ортодоксами. То обстоятельство, что не было единства по вопросу о пределе делимости, уже само по себе свидетельствует об отсутствии в учении мутакаллимов какой-либо необходимой внутренней связи между мистической проблематикой и теологическими концепциями для одной школы, не говоря о каламе в целом.

Ранние мутакаллимы. Их первый аргумент: сумма бесконечно малых, но не равных нулю величин всегда будет бесконечно велика. Второй — модификация апории об Ахиллесе и черепахе.

Атом сам по себе не имеет самостоятельного бытия, существуя только в составе данного тела. Атомы мутакаллимов «не имеют тела», у них нет «длины; ширины; глубины». Ашариты рассматривают атомы как однородные, тождественные друг другу. Различия между ними они связывают с акциденциями, пребывающими в них.

Билет 39


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: