Социальная стратификация и мобильность

Элементы содержания, проверяемые на ЕГЭ.

1. Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «социальная мобильность»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о каналах социальной мобильности;

− одно предложение, раскрывающее характер социальной мобильности в демократическом обществе.

1) смысл понятия, например: социальная мобильность — перемещение индивида или социальной группы в структуре общества, связанное с изменением социального статуса;

2) одно предложение с информацией о каналах социальной мобильности, опирающейся на знания курса, например:

«Важнейшими каналами социальной мобильности в современном обществе являются образование, брак, бизнес, СМИ и массовая культура, профессиональный спорт»;

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знания курса характер социальной мобильности в демократическом обществе, например: «Демократическое общество является открытым, в нём нет искусственных преград, затрудняющих восходящую мобильность».

2. Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «социальная структура»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию об особенностях открытых социальных структурах;

− одно предложение, раскрывающее суть любого элемента социальной структуры.

1) Социальная структура − совокупность взаимосвязанных социальных групп и общностей, которые образуют внутреннее строение общества.

2) Открытые социальные структуры характеризуются свободным перемещением социальных субъектов между стратами.

3) Одним из элементов социальной структуры выступают страты, то есть социальные группы людей члены которых обладают примерно одинаковым уровнем доступа к социально-значимым благам.

3. Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «социальная стратификация»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о критериях социальной стратификации;

− одно предложение, раскрывающее сущность одного из этих критериев.

 

 

1) смысл понятия, например: Многомерная структура общества, основанная на социальном неравенстве;

2) одно предложение с информацией о критериях социальной стратификации, опирающейся на знания курса, например: «К критериям социальной стратификации относят доход, власть, образование, престиж профессии»;

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса сущность одного из критериев социальной стратификации, например: «Доход — количество денежных поступлений индивида или семьи за определённый период времени. Доход может быть получен в виде зарплаты, пенсии, пособия, стипендии и т.п.».

4. Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «социальные лифты»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о наиболее распространённом канале социальной мобильности в современном обществе;

− одно предложение, раскрывающее роль социальных лифтов в жизни человека.

1) смысл понятия, например: «пути (способы), по которым происходит перемещение людей из одних социальных групп в другие».

2) два предложения с информацией о социальных лифтах, опирающейся на знания курса, например:

− «Наиболее распространённым каналом социальной мобильности в современном обществе является получение образования»;

− «По каналам социальной мобильности человек может либо подняться на более высокую социальную ступень, либо опуститься на более низкую позицию».

5. Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «социальное неравенство»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию негативном влиянии социального неравенства на общественные отношения;

− одно предложение, раскрывающее причины социального неравенства.

1)Социальное неравенство — ситуация, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей.

 

2)Социальное неравенство ведет к возникновению социальных конфликтов между представителями различных страт, росту социального напряжения.

- Причинами возникновения социального неравенства является выполнение людьми качественно неравных видов труда, в разной степени удовлетворяющих общественные потребности.

6. Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «вертикальная социальная мобильность»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о каналах социальной мобильности;

− одно предложение, раскрывающее действие любого из каналов социальной мобильности.

 

1)Вертикальная социальная мобильность представляет собой перемещение индивиды или группы в социальной структуре с улучшение или ухудшением социального статуса.

2) Перейти из группы в группу, повысить свой социальный статус можно благодаря службе в армии, вступлению в брак, получению образования, получившим наименование социальных лифтов.

3) Одним из важнейших каналов социальной мобильности является образование, открывающее доступ к престижным должностям и званиям, без которого невозможно сделать карьеру в современном обществе.

7. Характеризуя вертикальную социальную мобильность, обществоведы говорят о каналах социальной мобильности. Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «каналы социальной мобильности»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о существующих каналах социальной мобильности;

− одно предложение, раскрывающее связь процессов социальной мобильности с демократизацией общества.

 

1) смысл понятия, например: пути (способы), по которым происходит перемещение людей из одних социальных групп в другие;

2) одно предложение с информацией о существующих каналах социальной мобильности, опирающейся на знания курса, например: Важнейшими каналами социальной мобильности являются: образование, армия, брак, политические, экономические и профессиональные организации;

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса связь процессов социальной мобильности c демократизацией общества, например: в демократическом обществе нет непреодолимых для граждан социальных барьеров, поэтому каждый, реализуя свои права и свободы‚ может занять устраивающую его социальную позицию.

Социальные группы

1. Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «социальная группа»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о различиях межличностных связей в малой и большой группах;

− одно предложение, в котором названа функция социальных групп.

 

Социальная группа — совокупность людей, объединенных общими признаками, осознающих принадлежность к данной социальной группе.

1) Межличностные связи в малой группе носят более тесный, сплоченный, преимущественно неформальный характер, нежели в большой группе, для которой характерна меньшая степень близости между членами группы и формальные отношения.

2) Функцией социальных групп в обществе является социализация индивидов — в социальной группе индивид усваивает ценности общества и осваивает новые социальные роли.

2. Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «социальная группа»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о любой причине объединения людей в социальные группы;

− одно предложение, раскрывающее любую особенность малых групп.

1) Социальная группа − совокупность людей, объединенных каким-либо социально-значимым признаком.

2) Люди объединяются в группы с целью удовлетворения потребность человека в социальной принадлежности;

3) Одной из особенностей малых групп выступает непосредственное межличностное взаимодействие ее членов.

3. Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «малая социальная группа»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о видах малых социальных групп;

− одно предложение, раскрывающее одну из отличительных черт семьи как малой социальной группы.

 

1. определение понятия: малая социальная группа – это объединение людей, имеющих непосредственный контакт друг с другом, объединенных совместной деятельностью, эмоциональной или родственной близостью, осознающих свою принадлежность к группе, которая признана другими людьми;

2. одно предложение, содержащее информацию о видах малых социальных групп: Одной из классификаций малых социальных групп является их деление на первичные и вторичные;

3. одно предложение, раскрывающее одну из отличительных черт семьи как малой социальной группы: одной из отличительных черт семьи является общность быта её членов

4. Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «социальная группа»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о роли, которую играют социальные группы для человека;

− одно предложение, содержащие информацию о любых видах социальных групп, выделенных по различным критериям.

1) смысл понятия, например: Совокупность людей, объединенных общими интересами, видами деятельности.

2) два предложения:

— В социальных группах проходит социализация личности, принадлежность к группе обеспечивает человека статусом;

— в зависимости от количества людей социологи выделяют большие и малые социальные группы, а в зависимости от организации - неформальные и формальные.

5. Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «социальная группа»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о видах социальных групп;

− одно предложение, раскрывающее любую из функций социальных групп в обществе.

 

1) смысл понятия, например: социальная группа - это любая совокупность людей, имеющих какой-либо общий социально значимый признак;

2) одно предложение с информацией о видах социальных групп, опирающейся на знания курса, например: По размеру и численности выделяют большие и малые социальные группы;

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знания курса любую из функций социальных групп в обществе, например: Социальная группа выполняет функцию социализации новых поколений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: