Длительность выполнения этюда

Нередко этюд пишется в один сеанс,  иногда в течении нескольких минут, экспромтом. Цель таких этюдов – как можно острее и непосредственнее воплотить на холсте впечатление художника от натуры.

Этюды могут быть и длительными, всесторонне разработанными. Известно, что В.А. Серов писал некоторые свои этюды в течении нескольких десятков сеансов.

Иногда этюды пишутся в виде эскизов – набросков. В этом случае моделировка формы предметов может оставаться незавершенной. Художники иногда используют этот прием, чтобы подчеркнуть импульсивность, движение изменчивость природы, эмоциональность чувств. В отличие от картины, где цветовое решение авторам задумывается заранее, в этюде оно строится на основе колористического состояния натуры в данный момент. Живописный мазок в этюде, как правило, активен и ясно выражен.

Этюды, которые художник собирает для картины, как правило, не переносятся в нее целиком и не пишутся длительное время. Правда есть случаи, когда тот или иной этюд почти буквально переносится на окончательное полотно (этюд головы, рук, костюма, натюрморта в живописной картине и т.п.), тогда он прорабатывается тщательнее. Надо сказать, что и картина не есть увеличенный в размере этюд. Не переносится буквально и впечатление этюда. В творческой работе их следует расширить, развить, не нарушив ее образности.

Задачи и возможности этюда были значительно расширены русскими художниками второй пол. 19 века, а также советскими художниками. Среди них Поленов, Коровин, Шишкин, Жуковский, Архипов, Грабарь и другие. В их творчестве этюд приобрел черты картинной выразительности, смысловой законченности, содержательности. Вследствие этого границы между картиной и этюдом становятся не столь резкими (относится в большей степени к пейзажу), например, этюды И.И Шишкина «Лесная поляна»[1], В.А Серова «Заросший пруд. Домотканово»[2], И.И.Левитана «Мостик. Саввинская слобода»[3] и другие.

 

Техники выполнения этюда

Индивидуальные особенности каждого живописца ярко проявляются в избранной им системе техники и методе выполнения работы. В масляной технике пейзажной живописи русских мастеров применялись и применяются несколько технических методов однослойной живописи в один прием «аля прима» по сырому, без подмалевка. Она подразделяется на два основных метода выполнения живописного произведения:

1. Основными цветовыми массами. Холст раскрывается и обрабатывается художником на всем пространстве одновременно, основными цветовыми массами с постепенным углублением формы и цвета по сырому, непросохшему красочному слою. Так работали и работают многие пейзажисты; наиболее ярко выражен такой метод в творчестве  К. А. Коровина, С. В. Герасимова и М. С. Сарьяна. Нередко примером данного метода служит техника живописи Бялыницкого-Бирули, также писавшего преимущественно в один слой «аля прима» по сырому, но почти всегда работавшего на тонированном грунте, который при его тонкослойной живописи имел очень важное значение в построении колорита произведения. Живопись выполняется по частям, методом однослойной техники «аля прима» по сырому, с максимальным завершением каждого участка. После полного просыхания почти законченной живописи на всех участках завершающая моделировка форм ведется лессировками[4] по сухой поверхности красочного слоя. Так работали В. Н. Бакшеев, Н. П. Крымов, М. В. Нестеров и П. П. Кончаловский.

 

2. Многослойная живопись с подмалевком. Художник начинает вести живопись с подмалевка, в котором он распределяет на поверхности холста основные цветные массы, и продолжает работу над лепкой и моделировкой форм в следующем живописном слое. Такая живопись не может быть закончена по еще не подсохшему красочному слою и продолжается на отдельных участках или по всей поверхности холста после просыхания красочного слоя и образования на нем пленки. В техническом отношении такой метод непрерывной длительной работы масляными красками требует большого опыта и осторожности, так как во многом противоречит свойствам и составу современных фабричных масляных красок, характеру и особенности просыхания и отвердевания их слоев. Этот метод, несмотря на исключительную сложность, является в настоящее время самым распространенным в станковой живописи

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: