Конспект урока по литературе студентки 4 курса филологического факультета Веричевой Е.М.
Класс: 6
Тема: А.С. Грин «Алые паруса». Герои повести, их верность мечте и идеалу, деятельный характер натур, незаурядность и сила духа.
Цели и планируемые результаты:
I. Образовательная цель: показать А. Грина как писателя- романтика; проследить путь к мечте главных героев произведения «Алые паруса» Ассоль и Грэя; подвести к пониманию основной мысли произведения и внутреннего мира героев;
Предметные результаты: вызвать интерес к творчеству Бунина; понимание роли художественной детали в раскрытии идейного содержания произведения.
II. Развивающая цель: развивать эмоциональную сферу учащихся; научить выделять ключевые моменты и детали из текста, связанные с идейным содержанием произведения; формирование умения самостоятельно мыслить, делать выводы и обобщать, интерпретировать прочитанное.
Метапредметные результаты: развитие навыков смыслового чтения.
III. Воспитательная цель: воспитание высоких нравственных чувств, целеустремленности; любви к ближнему, веры в добро, любовь и мечту; формирование интереса к творчеству А. Грина.
|
|
Личностные результаты: формирование собственного отношения к феерии А. Грина «Алые паруса» её героям. Нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им. Доброжелательное отношение к людям. Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы.
Литература. А. С. Грин. Позорный столб. СПб., 1993. – 480 стр. Издательство «Лисс».
Оборудование: мультимедийный проектор, клип на песню В.Ланцберга «Алые паруса»
План урока:
I. Организационный момент (1 мин.).
II. Слово учителя, мотивация (2 мин.).
III. Анализ текста (36 мин.).
IV. Итог урока (4 мин.).
V. Домашнее задание (2 мин).
Отнимите у человека мечту и надежду, и он будет
несчастнейшим существом на свете.
И. Кант.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Мотивация.
Сегодняшний наш урок будет посвящён мечте.
Мечту. В толковом словаре, слово «мечта» помечено как многозначное:
Мечта - 1. Нечто, созданное воображением, мысленно представляемое.
2. Предмет желаний, стремлений.
Но это сухой язык науки. А что, по-вашему, мечта?
Мечта - что-то светлое, что делает краше нашу жизнь.
Мечта - полет человека, который не должен прерваться.
Мечта - цель, к которой нужно идти.
II. Анализ произведения
Иммануил Кант говорил: отнимите у человека мечту и надежду, и он будет несчастнейшим существом на свете.
Умели ли мечтать жители Каперны? Рассказывали ли они сказки?
Эгль: «У вас не рассказывают сказок. У вас не поют песен. А если рассказывают и поют, то, знаешь, эти истории о хитрых мужиках и солдатах, с вечным восхвалением жульничества, эти грубые, грязные, как немытые ноги, коротенькие четверостишия с ужасным мотивом».
|
|
Лонгрен: «Много придётся увидеть тебе не алых, а грязных и хищных парусов: издали - нарядных и белых, вблизи - рваных и наглых».
Что вызвало ненависть капернцев по отношению к Лонгрену?
Чего ему не могли простить?
«Лонгрен молчал. Если бы он кричал, злорадствовал, его бы поняли, но он поступил иначе, чем поступили они, - поступил внушительно и непонятно и этим поставил себя выше других».стр. 10
А как складывались отношения Ассоль со своими сверстниками?
(Зачитать от слов «играл, дети знали Ассоль, если она приближалась к ним...» до «... она перестала, наконец, оскорбляться») (стр. 10)
Она была чужая. Маленькая девочка не могла понять, почему её не любят.
Что ответил Лонгрен своей дочери?
«Разве они умеют любить? Надо уметь любить, а этого-то они не умеют».
Как вы понимаете слово «любовь»?
Обратимся к толковому словарю:
Любовь - 1. Чувство самоотверженной, сердечной привязанности.
2. Склонность, пристрастие к чему-либо.
Могли ли они быть самоотверженными, т. е. жертвующими своими интересами ради других?
Нет, случай с Мери. Не было окрыляющего чувства, которое заставляет человека мечтать.
Умеет ли любить Ассоль?
(Да. Она жалеет людей, любит всё живое на земле.)
Вспомните, как Ассоль чувствует себя в лесу. Найдите, зачитайте строки, подтверждающие правоту ваших мыслей. (IV, стр. 45-46)
- На прошлом уроке мы с вами говорили о том, что такое счастье. Как вы думаете, счастлива ли Ассоль?
(Ответить однозначно трудно. Счастье - понятие многогранное, но важно, что Грин проводит очень верную и глубокую мысль: жизнь перед каждым ставит много вопросов, сталкивает с предательством, злобой, завистью. Счастлив тот, кто на зло не отвечает злом и творит добро. Грин сам испытал много горя, унижения, но не очерствел душой, писал о светлом и прекрасном. Такова и его героиня).
Что помогло остаться Ассоль доброй и мечтательной натурой? (её вера в мечту, которую ей подарил сказочник Эгль, чудесные истории, которые ей рассказывал Лонгрен)
Чем для Ассоль стали алые паруса?
( Чтение стихотворения «Предсказание Эгля» Н.Матвеевой,
Подойди ко мне, я в твоих глазах вижу капли слёз.
В мире много зла, но не надо все принимать всерьёз.
Ты не верь земле, чёрствой и сухой, – верь волне морей.
Пусть она скользит, дразнит и грозит – больше правдыв ней.
Пробегут года быстрой чередой, как в ручье вода.
Видишь тот обрыв и простор морской – посмотри туда.
Там, в дали морской, ты увидишь блеск алых парусов.
С берегов крутых ровно в пять часов ты завидишь их.
Это будет бриг из далёких стран, из других широт.
Ровно в пять часов от его бортов шлюпка отойдёт,
И прекрасный принц, сказочный герой, наречённый твой,
Весел и умён, строен и высок, ступит на песок.
Слушай, он затем только приплывёт, чтоб тебя спасти.
Если он тебя сразу не найдёт, ты его прости!
Ступит на песок – радость на лице сильная, как боль,– Скажет: «Добрый день!»
Спросит он: «А где тут Живёт Ассоль?»
Не грусти, не плачь. Ясных глаз не прячь, слёзы с них сотри.
Верь моим словам, чаще по утрам на море смотри.
Верь волне морей. Верь судьбе своей. Час наступит твой.
Ты увидишь блеск алых парусов – это за тобой.
Рядом и одновременно далеко с этой милой девушкой живёт ещё один герой феерии. Кто он? Расскажите об этом герое.
Какие поступки Грэя, совершенный в детстве, характеризуют его как рыцаря, защитника слабых и беззащитных?
- Вспомните эпизод с картиной. Давайте найдём его в тексте и прочитаем. (глава II, стр. 20)
- Какие ещё детские поступки Грэя выпомните? (Чтобы «пережить чужое страдание», он намеренно обварил себе руку.
|
|
Разбил свою фарфоровую копилку и подарил бесприданнице Бетси деньги «от имени Робин Гуда». И это конечно, говорит о том, что Грэй – рыцарь).
О чём мечтал Грэй?
О море. Он мечтал стать капитаном корабля и бороздить морские просторы