Классификация государственных управленческих решений

Лекция. ПРИНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

1. Управленческие решения в системе государственной и муниципальной власти

 2. Методы разработки управленческих решений

3. Выполнение государственного решения

Вступление

 

В Государственном управлении одним из важнейших элементов этой деятельности является принятие и исполнение решений.

Способность принимать решения это умение, развиваемое с опытом. Каждый из нас в течение дня принимает сотни, а на протяжении жизни – тысячи и тысячи решений. Иногда мы действуем, не задумываясь, а порой принимаем импульсивные решения.

 

В управлении принятие решения более систематизированный процесс, чем в частной жизни. Выбор руководителя сказывается как на его собственной жизни, так и на жизни связанных с ним людей. Руководитель выбирает направление действий не только для себя, но и для организации, и отрасли хозяйства. Ему очень важно иметь уверенность в том, что процедура принятия решений в самом деле правильна и желательна. Зачастую и в сам процесс принятия решения вовлечено много людей.

Принятие решений — одно из основных составляющих любого управленческого процесса. В каждом органе государственного и муниципального управления осуществляется разработка управленческих решений. И в каждом из них эта практика имеет свои особенности. Они зависят от характера и специфики деятельности, организационной структуры, действующей системы коммуникаций, внутренней культуры.

Управленческие решения, которые принимаются на государственном уровне, касаются всего общества или важнейших его сфер и могут регулировать поведение всех, без исключения, социальных групп и отдельных граждан. Результаты эти решений затрагивают многие интересы и влияют на жизнь больших сообществ, общества в целом. Поэтому ошибки в принятии решений, особенно на высших ступенях государственного управления, могут привести к большим моральным и материальным потерям.

слайд 2 

 

Государственное решение характеризуется, прежде всего, субъектом, принимающим решение (руководящий орган государственной власти: коллегиальный или индивидуальный - лидер); объектом, которому адресовано решение (нижестоящие органы управления, социальные группы, занятые в раз­личных сферах жизнедеятельности общества, политические и общественные объединения).

 

 

Его цель - мобилизовать, организовать и сориентировать людей на практическое преобразование социальной действительности в соответствии с ранее принятыми политическими проектами и программами.

В самом широком смысле государственное управленческое решение - это облеченная в официальную форму властная воля государства, которая, будучи закрепленной в соответствующих государственных актах, обеспечивает целенаправленное воздействие власти на социальную действительность.

По содержанию сформулированных в них задач государственные управленческие решения делятся на политические и административные. Политические представляют первичный уровень государственного управления, административные - вторичный, играющий в определенном, конечно, смысле подчиненное значение.

Политические решения касаются наиболее крупных, стратегически значимых, затрагивающих судьбы миллионов людей проблем - безопасности страны, ее территориальной целостности и суверенитета, перспектив социально-экономического, национально-территориального и культурного развития. Принимаются такого рода решения либо путем референдума, либо высшим руководством страны - центральными органами государственной власти и руководителями, непосредственно исполняющими полномочия государственных органов (президент, парламент, правительство, губернаторы, органы исполнительной власти субъектов федерации, министры и другие). Закрепляются в форме политических документов, которые, как правило, носят рамочный ненормативный характер.

Это ежегодные послания президента и конституционного суда парламенту страны, доктрины, концепции, целевые программы, приоритетные национальные и региональные проекты.

Административные решения производны от политических, направлены на обеспечение реализации решений политического характера. Но это вовсе не означает, что государственные административно-управленческие акты второсортны. Без них нет и быть не может эффективного управления. Такие управленческие решения носят нормативно-правовой, официальный характер, содержат нормы права, принимаются по специальным процедурам компетентными государственными органами, представляют собой властные предписания государства, подлежащие обязательному исполнению всеми субъектами, которых они касаются.

Закрепляются административно-управленческие решения в форме федеральных и региональных законов, указов Президента РФ, постановлений правительства страны, решений губернаторов и правительств субъектов РФ, приказов министров и руководителей других органов исполнительной власти. Административные управленческие решения, как правило, носят оперативно-тактический характер. Тем не менее, как и политические, они могут быть стратегическими. Например, решение о проведении административной реформы.

Решения принимаются на всех уровнях системы управления. Несмотря на различия типов и уровней решений, им присущи некоторые общие черты, что отражается в признаках (на слайде внизу)

Признаки государственного решения:

- принимается государственным органом (субъект)

- объектом является социальная общность или социальный процесс; органы управления

- властный акт

- приобретает правовую форму (т.е. является источником права: по форме – закон, указ, инструкция)

- результатом являются социальные изменения

слайд 3

Центральными субъектами, участвующими в подготовке и принятии решений на государственном уровне, являются глава государства, Правительство, законодательный орган власти, а также Конституционный и Верховный Суды.

 В сферу принятия таких решений входят вопросы выбора приоритетных направлений социально-экономического развития страны, обеспечения ее безопасности, защиты интересов ее подданных как внутри страны, так и за пределами, поддержки и развития ее ключевых институтов и пр.

 

На местном (региональном и муниципальном) уровне главными инициаторами принятия решений местного значения также выступают представители основных ветвей власти того или иного территориального образования. Решения, принимаемые органами власти, предопределяют реализацию различных направлений государственной и муниципальной политики, разделенных по основным функциональным блокам: политические, экономические, правовые, этические, технические и т. д.

Решения, принимаемые различными категориями должностных лиц аппарата управления, приобретают особый характер, определяемый их местом в структуре взаимодействия.

 

Специфические особенности принятия и реализации управленческих решений, характерные для системы му­ниципального управления, таковы:

· необходимость анализа мнений различных групп населения в про­цессе подготовки управленческих решений;

· наиболее важные решения принимаются коллегиально, что соот­ветствует федеральному законодательству и уставу муниципаль­ного образования;

· необходимость разработки механизма взаимоотношений между отдельными органами местного самоуправления (глава муници­пального образования — представительный орган — администра­ция) в процессе принятия управленческих решений;

· наличие, помимо обычных видов контроля реализуемых управ­ленческих решений, дополнительной формы контроля — общест­венного.

слайд 4

КЛАССИФИКАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Многообразие проблем, на которые направлены решения, вызывает многообразие классификаций государственных решений.

Например:

По субъектам управления: а) общенародные (выборы, референдум); б) федеральные, региональные (субъектов федерации), местные; в) законодательной власти, исполнительной власти, судебной власти; г) по количеству участников - единоличные, коллегиальные.

Например, государственные органы реализуют решения путем принятия законодательных, организационных, распорядительных документов и проведения организационной работы.

 

В зависимости от уровня управления, схемы принятия решений государственными и муниципальными органами прописываются в конституции страны, уставах и конституциях регионов, в нормативно-правовых документах муниципальных образований.

Законом №131-ФЗ «Об общих принципах организации МС в РФ», 2003 г. при обсуждении важнейших муниципальных правовых актов и принятии решений по вопросам местного значения предусмотрено проводить публичные слушания, опросы населения, созывать собрания и конференции, по результатам которых формулируются предложения для исполнения органами исполнительной власти.

В отличие от референдума, опрос не имеет силы обязательного предписания, однако органы государственной и местной власти не вправе не учитывать выявленное в ходе опроса мнение жителей и должны использовать его результаты в процессе своей деятельности.

По целям и времени: Так, исходя из функции прогнозирования, одной из главных в ГУ:

стратегические (долгосрочные), тактические (среднесрочные), оперативные (оперативные)

Стратегические решения разрабатываются на длительный срок (5-10 лет) с охватом ключевых элементов организации (персонал, структура, производство и т.д.).

Тактические решения являются инструментарием для стратегических решений и разрабатываются на меньший период (1-3 года) с охватом части ключевых элементов организации.

Оперативные решения разрабатываются при возможности или возникновении ситуаций меняющих ход реализации тактических решений. Оперативные управленческие решения являются кратковременными.

 

Стратегические решения принимаются на высшем уровне управления организацией, а тактические и оперативные — на низшем. Стратегические решения являются инициативными, которые под воздействием внешних факторов принимает на себя выше управленческое руководство организацией, то есть берет на себя инициативу. Тактические решения имеют характер предписания, так как конкретизируют указания вышестоящего руководства.

По масштабу действия: общегосударственные, локальные (в пределах административно-территориальной единицы), внутриведомственные, межведомственные

По юридической силе: высшие (конституционные), законодательные, подзаконные

§ По содержанию: политические, админ-ные, экон-кие, организационные, техн. и др.

Технические решения принимают в следствие объективных причин факторов деятельности организации; экономические связанные с затратами, которые несет организация и обусловленными ими результатами; социальные решения принимают относительно условий труда персонала, его оплаты, льгот и гарантий.

По форме изложения: письменные, устные

По значимости для исполнения: обязательные, рекомендательные

По характеру воздействия: стимулирующие, мотивационные, запретительные и др.

По степени публичности: общего пользования, служебного пользования, секретные, совершенно секретные, особой важности

 

слайд 5

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: