Условия решения экономических, социально-политических и культурных Г.П

-Экономист Массачусетского технологического института Лестер Тероу предлагает стабилизировать современный рывок человечества в рай пост-индустриального общества поразмыслив над выбором между существующими антиутопиями: «Если бы все население мира обладало производительностью труда швейцарцев, потребительскими привычками китайцев, врожденным стремлением к равенству шведов и общественной дисциплиной японцев, то планета смогла бы обеспечить достаточный уровень жизни при намного большей численности населения. С другой стороны, если бы население мира имело производительность труда Чада, потребительские привычки США, прирожденную склонность к неравенству Индии и общественную дисциплину аргентинцев, то планета не смогла бы обеспечить даже всех живущих сегодня»

- Практик западного капитализма, банкир №1 Дж. Сорос в 1999 г. издал книгу «Открытое общество в опасности» в которой он утверждает, что для преодоления надвигающегося социально-политического коллапса необходимо сознательное регулирование мирового хозяйства, призывает отказаться от «Ньютоновой догмы» о том, что рынок сам по себе обеспечит регулирование и управление экономикой.

-В поисках выхода из кризиса ученые-социологи обращаются к конструированию моделей «устойчивого общества», «устойчивого развития».

Однако, все предложения сталкиваются с огромной трудностью, о которой говорил еще К.Маркс. Суть ее в том, что реализация модели «устойчивого общества» невозможна в системе, где главной ценностью является прибыль и отдельных корпораций. При этом классик ссылался на вновь-таки сознательный, психологический фактор, а именно: он заметил, что при 10% прибыли капиталист оживляется, при 50% прибыли – он необычайно активен, а при 100% и более - нет такого преступления, которое он не совершил бы, чтобы получить этот доход.

Прежняя «идеология свободного предпринимательства, утверждает авторитетный современный американский социолог П.Бергер, служит для маскировки монополизма крупных корпораций, у которых «если и осталось что-то общее с предпринимателями старого образца, так это постоянная готовность надуть своих сограждан».

Приведенных фактов ученых и практиков, можно сделать предельно общий, философско-мировоззренческий вывод: во всех суждениях присутствует в качестве решающего условия для преодоления кризисов обращение к человеческому сознанию. Это позволяет философии выдвинуть обоснованные предложения-тезисы: 

1. Необходимо изменить сознание человека и человечества, распространив принцип историзма не только на общество, но и на природу, т.е. выработать в себе метаисторический взгляд на себя и на мир, выйти за пределы социальной истории на более глобальный уровень самосознания – к Универсальной, Большой истории.

2. Решающими средствами для обеспечения устойчивости социальной системы, созданию «устойчивого общества» и сохранения ойкумены является этика ответственности (С.Б. Крымский). Смыл ее в том, что за все содеянное надо держать ответ. Метаурок истории состоит в том, что «порядочность рентабельна, а подлость нерентабельна». Этика есть способ выживания культуры, а потому приобщать к ней людей нужно с раннего возраста.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: